Ширпотреб

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Мейнстрим»)

Ширпотреб (соответствует англ. mainstream — «основное течение») — аббревиатура обозначающая «широкое потребление».[1] Это наиболее прибыльное и эксплуатируемое направление в какой-либо области на определённом этапе её развития. Понятие относится не только к товарам народного потребления и повседневного спроса, но также и к любым явлениям потребляемым широкими массами населения (бульварные романы[2], популярные жанры музыки[3], зрелищные фильмы и т.д.) и приносящим создателям наибольшую прибыль.

Массовая литература

В массовой литературе ширпотреб соответствует понятию «чтиво». Это популярная литература предназначенная для проведения досуга или времени за увлекательным чтением, но не обладающая художественными и идейными достоинствами.[4] Занимательность чтения достигается через реалистичность изображения характеров героев, использование авторами употребляемых в повседневной жизни словесных оборотов, юмористических зарисовок, осуществления героями идей преуспевания (из грязи в князи[5]) - эта методика уменьшает дистанцию между массовым читателем и литературными героями, позволяет ему ассоциировать себя с ними и с интересом проводить время.

Ширпотребная литература капиталистических стран использует общественно-психологическую природу человека: повышенное внимание к яркому и фантастическому (яркие обложки, открытие героем в себе необыкновенных талантов или случайные совпадения (рояль в кустах[6]), резкие контрасты (перемена действия из городских трущоб на дворец, и обратно), идеализация или оправдание преступлений и пороков, часто порнографическое описание.[7]

Жанровые предпочтения массового читателя могут меняться со временем, но отличительной чертой ширпотреба являются высокие тиражи при низкой стоимости печати, что обеспечивает высокую прибыльность издателя за короткое время (при условии популярности «чтива» у массового читателя). Ширпотребная литература оказывает самое высокое влияние на культуру общества.[8]

В Российской империи ширпотребу соответствовало понятие «лубочной литературы», как самой дешёвой на печати: вся книга целиком печаталась на один большой лист (лубок), после чего сгибалась и разрезалась.[9] Наиболее популярными и прибыльными представителями «лубка» считались романы Матвея Комарова. [10] Для американской литературы начала XX века аналогичным ширпотребом стали произведения Уильяма Дина воспевавшем в своих романах успех и довольство жизнью и утверждавшем оптимистичный взгляд на американские демократические права и свободы.

В Советском Союзе массовый читатель предпочитал покупать произведения Ольги Форш акцентированные на духовном поиске творческих личностей в условиях деспотического царского режима. После распада СССР нишу ширпотреба заняли романы Владимира Кунина повествующие о буднях и историях успеха эмигрантов (состоявшихся и потенциальных), проституток и т.д.[11] В начале 2000 годов запрос российского читателя на произведения о царской России удовлетворялся ширпотребом выходившим из под пера Бориса Акунина работавшего в жанре альтернативной истории. [12][13] Постепенно фокус массового читателя был смещён на (под)жанры альтернативной истории (криптоистории и псевдоистории), в которых стали широко известны романы Владимира Войновича, Виктора Суворова и Виктора Пелевина.

Расхожим примером ширпотребного бульварного романа в современной российской литературе считаются произведения Дарьи Донцовой.[14] Таким образом, можно заметить, что ширпотреб всегда следует за общественно-политической повесткой интересной массовому читателю на момент издания.

Массовое изобразительное искусство

Живописный ширпотреб создаётся для использования массовым потребителем в целях украшения жилища, предметов быта, одежды и обычно представлен в виде плакатов, настенных и карманных календарей, панно, картин уличных художников, оформительской печати на кружках, сумках, футболках, сувенирах и т.д. Привлекательность живописного ширпотреба достигается через использования резкого контраста, цветовых градиентов, фантастических, эротических, прозаических или пасторальных сюжетов, эксплуатацию идей умиления, визуализацию юмора или словоформ.

Расхожим примером живописного ширпотреба являются картины американского художника-оформителя Бориса Вальехо, работавшего преимущественно в жанрах фэнтези и эротики. Его картины имели огромную популярность у массового потребителя после распада СССР, но ещё раньше повсеместно использовались для оформления товаров народного потребления в США.[15][16] Аналогичного стиля придерживались и другие художники-оформители в США, например Фрэнк Фразетта и Луис Ройо, имевшие многочисленных последователей.[17]

В нише живописного ширпотреба современной России популярной[18] является графика художника-оформителя Васи Ложкина, эксплуатирующего визуализацию и объединение тем любви, счастья, смерти, семьи и алкоголизма в ярко выраженной мультяшной стилистике и целиком построенная на контрастах.[19]

Популярная музыка

За современной популярной музыкой доступной для восприятия широкими народными массами закрепился термин «попса»[20][3][21]. Изначально это понятие появилось в музыкальной среде и обозначало назойливую музыку[21], в которой из трёх компонентов музыки: гармония, мелодия и ритм, упор делался на ритмическом рисунке, а мелодия и гармония были либо сильно упрощены, либо были одними и теми же. Это выделение происходило эволюционно с момента изобретения звукозаписи и последующего появления медиа-индустрии и шоу-бизнеса, под давлением масс, которым музыка широкого потребления была необходима для танца (в первую очередь), а не сама по себе.[3][20]

Соответствующим образом развивались и жанры музыки широкого потребления: от эстрады, через ритм-н-блюз, к современным многочисленным жанрам электронной музыки, различающимся в первую очередь характеристиками ритма и басовой линии поддерживающей ритм[22][23]. Музыка широкого потребления разделилась по прикладному смыслу: для танца, для расслабления, для сопровождения массовых событий (например, шествий и маршей), для присутственных мест и магазинов. Для достижения необходимого результата выбирается жанр[24][25] ширпотребной музыки[26] с подходящим размером и темпом. Например, музыка в жанрах нью-эйдж или эмбиент подходит для расслабления слушателей[27], что заставляет их дольше задерживаться в магазине и совершать на 38% больше покупок[25].

Развлекательное кино

Развлекательное кино, как и другие продукты культуры массового потребления предназначено для однократного использования, характеризуется формой преобладающей над содержанием и создаётся как коммерческий продукт. Кассовые сборы с показов таких фильмов должны превосходить затраты на их производство, поэтому особое внимание уделяются бюджету. Фильмы достигшие успеха в продажах называются кассовыми или «блокбастерами».

Киноиндустрия Голливуда использует поточное производство фильмов начиная с 1920-х годов[28], таким образом отсутствие акцентов на сюжете, характере главных героев и актёрской игре на сегодняшний день является стандартом развлекательного кинематографа. Для ширпотреба режиссура не важна[29], т.к. целью его производства является кассовость, а наиболее массовые развлекательные фильмы представлены франшизами (например, Ледниковый период, Человек паук, Ёлки и др.).

Примечания

  1. Ширпотреб // Словарь кратких определений. Дата обращения: 29 января 2023.
  2. Ширпотреб на книжном прилавке как называется?. Дата обращения: 29 января 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 Что такое Попса? // Словарь молодёжного сленга (27 апреля 2023).
  4. Чтиво // Малый академический словарь. Дата обращения: 29 января 2023.
  5. Из грязи в князи // Справочник по фразеологии. Дата обращения: 29 января 2023.
  6. НАЧИНАЮЩИМ писателям: рояль в кустах. Дата обращения: 29 января 2023.
  7. Бульварная литература // Понятия и категории, портал ХРОНОС. Дата обращения: 29 января 2023.
  8. Бульварные романы: как дешевое чтиво сформировало массовую культуру. Дата обращения: 29 января 2023.
  9. ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА // Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 29 января 2023.
  10. Комаров Матвей: Лубочная литература. Дата обращения: 29 января 2023.
  11. Гульченко Виктор. Стокгольм слезам не верит // Искусство кино. – 1990, № 1. – С. 62-68.. Дата обращения: 29 января 2023.
  12. Что вы думаете о Борисе Акунине? // Станислав Говорухин, журнал «Сеанс», № 23/24. Дата обращения: 30 января 2023.
  13. Преданья старины глубокой // Игорь Данилевский, журнал «Профиль», 28.01.2014]. Дата обращения: 30 января 2023.
  14. ДОНЦОВА против ПУШКИНА: Литературный ширпотреб не оставляет шансов классике. Дата обращения: 29 января 2023.
  15. Картины Бориса Вальехо на обложках — 68 книг. Дата обращения: 30 января 2023.
  16. Борис. Борис Вальехо. Он же Борис Валеджио. Он же Boris Vallejo. Дата обращения: 30 января 2023.
  17. Мы верим в мощь и силу, меч и магию. О героическом фэнтези. Дата обращения: 30 января 2023.
  18. Василий Ложкин: популярный, разносторонний, обсуждаемый // Типичный искусствовед. Дата обращения: 30 января 2023.
  19. Вася Ложкин: «Я - патриот. Крещеный. Русский. Православный» // Экспресс-газета,  18 августа 2022. Дата обращения: 30 января 2023.
  20. 20,0 20,1 Как американская популярная музыка стала попсой // Ю.Малов. Дата обращения: 27 апреля 2023.
  21. 21,0 21,1 Семантика понятия "попса" // Николай Киселёв. Полит.ру (27 апреля 2023).
  22. Значимые жанры электронной музыки с примерами (19 апреля 2019). Дата обращения: 27 апреля 2023.
  23. Под какую музыку вы танцуете в клубах: история и виды электронной музыки // Елена Собкова (14 февраля 2020).
  24. Попса живее всех живых // Группа "МирМэджи". Дата обращения: 27 апреля 2023.
  25. 25,0 25,1 Музыка для магазина // Pult.fm. Дата обращения: 27 апреля 2023.
  26. Ширпотребная музыка // Поиск синонимов. Дата обращения: 27 апреля 2023.
  27. New Age Style - Звуки природы для релаксации (2005). Дата обращения: 27 апреля 2023.
  28. Путеводитель по фильмам Копполы, мегаломана и мечтателя. Кинопоиск (7 апреля 2019). Дата обращения: 10 мая 2023.
  29. Проблемы современных блокбастеров и важность небольшого кинематографа (29 января 2022). Дата обращения: 10 мая 2023.