Мейнингенский театр

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мейнингенский театр
Meininger-Theater1.jpg
Основан в 1831 году
Руководство
Художественный руководитель Ансгар Хааг
Сайт das-meininger-theater.de

Мейнинге́нский теа́тр (нем. Meininger Theater) — немецкий драматический театр, основанный в 1831 году. Придворный театр герцога Георга II пользовался мировой славой в 1874-1890 гг., когда регулярно гастролировал по Европе. Именно мейнингенцы во главе с Кронеком обогатили мировой театр принципами максимальной достоверности (как бытовой, так и художественно-исторической) и подчинения всех аспектов постановки режиссёрскому замыслу[1].

История

В 1831 году в Мейнингене, столице Саксен-Мейнингенского герцогства, было закончено начатое ещё в 1820-м строительство здания придворного театра. По первоначальному замыслу в нём должны были выступать две труппы — оперная и драматическая, и 17 декабря 1831 года театр открылся премьерой оперы Д. Обера «Фра Дьяволо» (дирижировал Эдуард Грунд). С 1861 года в здании выступала только драматическая труппа, именно она принесла Мейнингенскому театру международную известность[2]. В 1871 году, в результате образования Германской империи герцог Саксен-Мейнингенский утратил статус владетельного правителя, а театр стал городским[2].

Реформа Людвига Кронека

В 1866 году делами театра занялся герцог Георг II; его ближайшей помощницей стала актриса Эллен Франц. Самого герцога интересовала в первую очередь художественно-оформительская часть, он был автором эскизов многих декораций и костюмов; с актёрами работала Франц, она же ведала репертуаром, для руководства собственно постановочной частью в 1866 году был приглашён и назначен главным режиссёром Людвиг Кронек, в то время более известный как актёр — исполнитель комедийных ролей[2][3].

В XIX веке в драматическом театре, как и на оперной сцене, царили премьеры и примадонны, демонстрация их актёрского мастерства превращалась в самоцель, под ведущих актёров труппы формировался репертуар, ради них могли перекраиваться не только роли, но и пьеса в целом, при этом разные пьесы могли разыгрываться в одних и тех же условных декорациях[4], — Мейнингенский театр впервые выдвинули принципы ансамблевости, подчинения всех компонентов спектакля единому замыслу, бережного отношения к авторскому тексту, достоверности в воссоздании исторического или бытового антуража[2]. В этом театре главенствующее положение занимал режиссёр, слаженности всех элементов спектакля он добивался в результате длительных репетиций, с особенной тщательностью ставил массовые сцены, для которых был специально создан штат статистов[2]. Меньше внимания руководители театра уделяли раскрытию дарования отдельных исполнителей, — борьба с премьерством приводила к тому, что крупные актёры в театре не задерживались[2].

«Мейнингенцы» — карикатура, опубликованная в одной из русских газет в 1885 году

Начиная с 1874 года Мейнингенский театр постоянно гастролировал по Европе; гастрольный репертуар состоял из 41 пьесы, преимущественно немецких драматургов — Ф. Шиллера, И. В. Гёте, Г. Клейста и менее известных, однако не последнее место занимал в нём и У. Шекспир, были и пьесы современных драматургов — Г. Ибсена и Б. Бьернсона. По мысли Кронека, гастроли должны были дать театру необходимые материальные средства, на деле же обернулись успешной пропагандой новых постановочных принципов[2]. Очень скоро у мейнингенцев появились последователи и в Германии («Свободная сцена» Отто Брама в Берлине), и в Англии (лондонский «Независимый театр») и во Франции («Свободный театр» Андре Антуана в Париже)[5].

Дважды, в 1885 и в 1890 годах, Мейнингенский театр с большим успехом гастролировал в России. Правда, сам Кронек возмущался тем, что русские газеты пишут о настоящих столах и стульях в его постановках, не замечая того, что им привезли Шекспира и Шиллера[4]. И тем не менее гастроли театра оставили свой след и в России: «мейнингенство» было первым словом, которое пришло на ум посетителям ранних спектаклей К. С. Станиславского, ещё не в Художественном театре, а в Обществе искусства и литературы. В 1896 году, по поводу постановки «Отелло», Н. Эфрос писал: «Мейнингенцы, должно быть, оставили глубокий след в памяти К. С. Станиславского. Их постановка рисуется ему в виде прекрасного идеала, и он всеми силами стремится приблизиться к этому идеалу. „Отелло“ — большой шаг вперед по этому симпатичному пути»[6].

После Кронека

В июле 1891 года умер Людвиг Кронек, и Георг II не нашёл ему достойной замены; он прекратил гастрольную деятельность, полагая, что свою миссию Мейнингенский театр выполнил.

5 марта 1908 года пожар почти полностью уничтожил здание, — на восстановление потребовалось полтора года. В 1914 году умер Георг II, разразилась Первая мировая война, и театр оказался на грани закрытия[7]. В 1918 году, после Ноябрьской революции и упразднения Саксен-Мейнингенского герцогства, театр перешёл в ведение правительства земли Тюрингия, он был спасён от ликвидации[7], но лидером театрального процесса никогда больше не был[2].

Примечания

  1. МЕЙНИНГЕНСКИЙ ТЕАТР • Большая российская энциклопедия - электронная версия. Дата обращения: 20 июня 2020. Архивировано 22 июня 2020 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Мейнингенский театр // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1963. — Т. 3.
  3. Кронек, Людвиг // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1963. — Т. 3.
  4. 4,0 4,1 Климова Л. П. Режиссёрская реформа Московского Художественного театра // У истоков режиссуры: Очерки из истории русской режиссуры конца XIX — начала XX века: Труды Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. — Л., 1976. — С. 61—63.
  5. Режиссёрское искусство // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1964. — Т. 4.
  6. Цит. по: Климова Л. П. Указ. соч. С. 63
  7. 7,0 7,1 Theatergtschichte (нем.) (недоступная ссылка). Theater. Meininger-theater (официальный сайт). Дата обращения: 7 декабря 2012. Архивировано 17 января 2013 года.

Литература

Ссылки