Мейер, Макс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Макс Мейер

Макс Ме́йер (нем. Max Friedrich Meyer; 14 июня 1873, Данциг, Пруссия — 14 марта 1967, США) — германо-американский психолог и музыкальный теоретик.

Краткая биография

Родился в семье ювелира. Образование получил в Берлинском университете, где изучал, физику, акустику и психологию.

В 1896 году (в возрасте двадцати трех лет) Макс Майер под руководством Макса Планка и Карла Штумпфа защитил докторскую диссертацию по музыкальной акустике: «Kombinationstöne und einige hierzu in Beziehung stehende akustische Erscheinungen» («Комбинации тонов и связанные с ними акустические явления»).

В самом конце XIX века иммигрировал из Германии в США. На протяжении ряда лет занимал должность профессора экспериментальной психологии Университета Миссури, где явился инициатором создания в 1900 году факультета психологии.

В 1930 году был избран председателем Ассоциации психологов Среднего Запада[1], а также президентом Южного Общества Философов и Психологов[2].

Считается одним из наиболее влиятельных психологов своего времени.[3].

Научный вклад

Научная деятельность Макса Мейера по большей части связана с исследованиями неврологических аспектов поведения, а также с изучением различных проблем и вопросов из области музыкальной акустики и музыкальной психологии.

Мейер явился соавтором Закона Липпса — Мейера[4], согласно которому законченность мелодических интервалов определяется тем, может ли финальный звук конкретного интервала быть выражен числом 2 или кратным ему в натуральной дроби, выражающей соотношение нот между нотами интервала. А из этого следует, что порядок нот имеет значение. Если ноты чистой квинты, (выражаемой как 3/2) — например (до-соль) — будут представлены как <соль-до>, (2:3) то возникнет эффект незавершённости, в то время как порядок <до, соль> (3:2) будет придавать эффект законченности. Это мера стабильности и завершённости интервала. Следует заметить, что она близка к более распространённой шкале силы интервалов, определяемой их положением в натуральном звукоряде.

Макс Мейер разработал также авторскую схему «Tonality Diamond» («Ромб тональностей»), в методологической концепции которой наглядным образом раскрываются некоторые интересные математические закономерности, связанные с музыкальными тональностями и микрохроматикой.

Основные научные труды

  • Contributions to a psychological theory of music (1901).
  • An Introduction to the Mechanics of the Inner Ear (1907).
  • The Fundamental Laws of Human Behavior: Lectures on the Foundations of Any Mental or Social Science (1911).
  • Psychology of the Other-One (1921).
  • Abnormal Psychology (1927).
  • The Musician’s Arithmetic (1929).
  • How we hear: How tones make music (1950)

Примечания

  1. MPA Presidents and Meeting Locations (недоступная ссылка). Midwestern Psychological Association. Дата обращения: 15 ноября 2010. Архивировано 27 июля 2010 года.
  2. PAST OFFICERS (недоступная ссылка). Southern Society for Philosophy and Psychology. Дата обращения: 15 ноября 2010. Архивировано 15 сентября 2012 года.
  3. Edith L. Annin, Edwin G. Boring, and Robert I. Watson. Important psychologists, 1600–1967 (англ.) // Journal of the History of the Behavioral Sciences  (англ.) : journal. — 1968. — October (vol. 4, no. 4). — P. 303—315.
  4. Этот Закон изложен в книге Мейера «The Musician’s Arithmetic», 1929.

См. также

Литература

Ссылки