Мейер, Кшиштоф

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кшиштоф Мейер
Основная информация
Награды
Кавалер Офицерского креста ордена Возрождения Польши Кавалер Рыцарского креста ордена Возрождения Польши Золотой крест Заслуги
Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» Кавалер ордена За заслуги перед ФРГ

Кши́штоф Ме́йер (польск. Krzysztof Meyer; род. 11 августа 1943, Краков) — польский композитор, пианист, музыкальный педагог, музыковед.

Биография

В 19621965 гг. учился в Краковской Высшей школе музыки у Станислава Веховича и Кшиштофа Пендерецкого, позднее в Париже у Нади Буланже, также учился у Витольда Лютославского. В 19671968 гг. был пианистом ансамбля современной музыки MW2. В 19651987 преподавал музыкально-теоретические предметы в Краковской Высшей школе музыки, в 19892008 гг. профессор композиции в Кёльнской высшей школе музыки. В 19851989 гг. возглавлял Союз композиторов Польши. В данное время преподаёт композицию в университетах Кракова и Познани. Годы формирования Мейера совпали с периодом авангарда в польской музыке. Молодой Мейер активно пробовал во всевозможных новых и новейших по тем временам техниках (особенно сонористике, характерной для польской музыки 1960-х). Эти элементы сохранились в его арсенале до сих пор. Мейер исповедует подход к музыкальной композиции как к коммуникативному процессу. Музыкальное произведение для Мейера — это своего рода история, распланированная с учетом психологии восприятия и включающая ряд фаз, связанных между собой причинно-следственными отношениями. Как сторонник «нарративного», повествовательного подхода к музыкальной форме Мейер близок Шостаковичу. С Шостаковичем сближает его предпочтение к традиционным, многочастным крупным формам симфонической и камерной музыки и склонность к последовательной, подробной работе с лаконичными, рельефно очерченными темами и к четкой акцентной ритмике. Мейер сохраняет верность установке на крупные, содержательные концепции, выполненные языком укорененным в традиции, но при этом достаточно современным, интегрирующим авангардный опыт и в целом свободным от прямой стилизации.

В 2012 году композитор награждён общественной медалью «За вклад в развитие музыкального искусства». Почетный профессор Львовской академии имени Н. Лысенко

Общение с Д. Д. Шостаковичем

Творчество

Основные произведения

Для оркестра

  • 9 симфоний (1964—2016; 2 я, 3 я, 8 я и 9 я вокально-симфонические)
  • Hommage à Johannes Brahms
  • Musica incrostata
  • Farewell Music

Концерты для солирующих инструментов с оркестром

  • флейты (1964; 1983)
  • скрипки (1965; 1996)
  • гобоя (1972)
  • трубы (1975)
  • виолончели (Canti Amadei — 1984; 1995)
  • фортепиано (1989)
  • кларнета (2001)
  • альт-саксофона (1992)
  • арфы и виолончели (1984)
  • скрипки и виолончели (2006)
  • «Дорогой Луиджи» (Caro Luigi) для 4-х виолончелей (1989)

Камерно-инструментальные ансамбли

  • 15 струнных квартетов
  • Au-delà d’une absence — «16 й квартет Шостаковича»
  • Квинтет для фортепиано и струнных
  • Квинтет для кларнета и струнных
  • Сонаты и другие пьесы для различных инструментов

Оперы

Вокально-симфонические

  • Месса (1996)
  • «Сотворение мира» (Schöpfung), оратория (1999)

Научные работы

  • Мейер, Кшиштоф. Дмитрий Шостакович: Жизнь, творчество, время = Schostakowitsch. Sein Leben, sein Werk, seine Zeit / Пер. с нем. Е. Гуляевой. — СПб.: «Композитор» (СПб.), 1998. — 559 с. — ISBN 5-7379-0043-6.
    • Мейер К. Шостакович: Жизнь, творчество, время / Пер. с польск. Е. Гуляевой. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 439[9] с.: ил. — (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; Вып. 1014).
  • Данута Гвиздаланка, Кшиштоф Мейер: Витольд Лютославский. Жизнь и творчество[1]

Мнения

Соломон Волков о диске композитора 2005 года: «Второе сочинение — это струнный квартет польского композитора Кшиштофа Мейера, представителя Новой Европы, о которой говорят президент Буш и американские руководители. Мейер живёт в Германии, преподает в Кельне, но музыка его звучит по всему миру и в США. Он, в частности, получил в 93-м году одну из американских музыкальных премий. Этот Десятый квартет очень типичный для него. Это очень пульсирующая, эмоционально напряженная музыка. У Канчели бы все застыло во времени, а у Мейера наоборот — музыка, как я уже сказал, чрезвычайно активная, движущаяся и очень интеллектуальная»[2].

Примечания

  1. [1]
  2. Радио «Свобода», 09-08-05. Дата обращения: 20 сентября 2009. Архивировано 28 августа 2008 года.

Литература

  • Леонид Энтелис: Встречи с современной польской музыкой. Ленинград 1978, Музыка, стр. 135—141.
  • Ирина Никольская: От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого. Москва 1990, Советский Композитор, стр. 201—208.