Махаев, Михаил Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Иванович Махаев
Дата рождения 1718(1718)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 1770(1770)
Место смерти Санкт-Петербург
Жанр Рисунок и гравюра

Михаи́л Ива́нович Маха́ев (1718, Санкт-Петербург1770, Санкт-Петербург) — русский художник, мастер рисунка и гравюры, в особенности архитектурного пейзажа.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге, в семье священника невысокого сана. В 11 лет был отдан в Академию Наук, где обучался математике и геометрии. В 1731 году был направлен в мастерскую Калмыкова, созданную при Академии, «для делания теодолита», где ознакомился с основами топографии. В 1736 году вместе с другими учениками выполнял задание по зарисовке тушью и акварелью предметов петровской Кунсткамеры для воспроизведения в гравюрах. Эта работа обогатила знания художника по естествознанию, географии, дала возможность увидеть произведения искусства (в том числе, гравюры Алексея и Ивана Зубовых).

Самостоятельно изучал законы построения перспективы, рисовал с натуры, ходил в вечерние классы иностранных языков (латинского и немецкого). После образования гравировальной мастерской при Академии, посещал занятия по рисунку с обнаженной натуры под руководством художника Гриммеля. С 1742 года числится подмастерьем Унферцахта в ландкартной мастерской, где обучается «резанию литер и ландкарт».

Морфология гравюр

Гравюра. Петербург (1753). Махаев

Гравюра как предмет искусства является результатом работы рисовальщика и резчика. Обозначение характера выполненной работы входит в традиционную композицию листа и помещается под основным изображением у правого и левого полей. Имя Махаева в большинстве случаев стоит после слов «снимал» или «рисовал»: первое обозначает применение камеры-обскуры, а второе — создание самостоятельного творческого рисунка.

Перспектива и пейзаж

Махаев точно передает облик того или иного здания, фиксирует его с почти фотографичной точностью. Часто художник работает с архитектурными проектами, по которым создает фасады уже несуществующих или ещё непостроенных зданий.

К традиции архитектурного рисунка относится и включение стаффажа. Однако в работах Махаева он играет не только техническую, но и художественную роль — создает образ места, передает характер повседневной жизни. Фигуры людей объединены в жанровые сценки и соответствуют композиционному центру — зданию: придворные у Летнего дворца, кареты сановников и всадники перед Государственными коллегиями, толпа городского люда и извозчики рядом с Биржей. Дополняют образ города деревья, которые постепенно обретают большую конкретность, смелее вводятся в композицию.

Последние годы

После основания Академии художеств, вся художественная деятельность Академии наук была упразднена. Но ландкартная мастерская продолжала работать. Махаев занимался здесь исправлением рисунков и видов русских городов, прилагаемых в качестве иллюстраций к картам России.

Художник был похоронен на кладбище при Благовещенской церкви на Васильевском острове

Основные работы

  • 1745—1753 гг. — «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших проспектов».
  • 1750-е гг. — серия гравюр «Окрестности Петербурга» — Махаев рисовал по материалам проектов.
  • 1763 г. — серия видов Москвы для коронационного альбома Екатерины II.
  • 1760-е гг. — альбом видов усадьбы Кусково (издан в Париже).
Fontanka grot.jpg
М. И. Махаев
Вид на Фонтанку. 1753
Гравюра
Buhvostov.jpg
М. И. Махаев
Портрет первого русского солдата С. Л. Бухвостова. XVIII век
Гравюра
Anichkov fontanka.jpg
Я. Васильев
Вид Невского проспекта в сторону Адмиралтейства. 1753
Гравюра, раскрашенная акварелью. 57,5 × 75 см

Литература

Ссылки