Матвеев, Даниил

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Даниил Матвеев
Место рождения Каргополь
Страна Русское царство
Род деятельности писатель, богослов, иконописец,

Даниил Матвеев (1687—1776) — старообрядческий богослов, писатель и иконописец. Принадлежал к Поморскому согласию.

Биография

Даниил Матвеев родился в семье иконописца в Каргополе. Братья Иван и Никита также были иконописцами[1]. Пришёл в Выговскую пустынь в 1-е десятилетие XVIII в. (источники сообщают разные даты в пределах 1700-х гг.) вместе с братьями Иваном и Никитой, престарелой матерью и сестрой. Его духовным отцом был первый уставщик общежительства Пётр Прокопьев. Матвеев довольно быстро стал одним из ближайших помощников киновиарха Андрея Денисова и вошёл в число соборной братии. Потомственный иконописец, Даниил Матвеев принял активное участие в написании икон для обустраивающегося общежительства (10-е гг. XVIII в.) и позже, при строительстве новых часовен и восстановлении после пожаров старых. Литературному мастерству обучался у А. Денисова. Матвеев помнил устные предания о пострадавших в тех краях старообрядцах и помогал Семёну Денисову при написании соответствующих глав «Винограда Российского» (1730-1733). В 1740 г. киновиарх С. Денисов перед смертью завещал, чтобы Матвеев «ведал» духовными делами пустыни; эти обязанности сохранялись за ним на протяжении 35 лет, до самой смерти, при настоятелях Мануиле Петрове (1744-1759) и Никифоре Семёнове (1759-1775). Даниил Матвеев принимал участие в переписке выговских настоятелей с уральским горнозаводчиком А. Н. Демидовым в начале 40-х гг. XVIII в., когда общежительству особенно требовалось высокое покровительство; в 1741 г. он написал слово на день тезоименитства Демидова. Матвеев был последним из учеников братьев Денисовых и прямым их духовным наследником. Произнесённое Козмой Ивановым на похоронах Даниила Матвеева надгробное слово являлось прощанием с прежним Выгом[2].

Произведения

Известны 18 его сочинений, в том числе "О трисоставном Христовом кресте и двучастном латинском крыже", "Показательное списание Скрижали, Жезла и Увета", "О богомолии за внешних владык мира", "Слово о мудром обращении христиан со внешними во всех церковных отношениях", "Обличение феодосиан о ложной их клевете на поморян", мно­го­численные по­сла­ния, в ча­ст­но­сти российской императрице Ели­за­ве­те Пет­ров­не (1742 год) и великому князю Пет­ру Фё­до­ро­ви­чу (1744 год). В своих сочинениях выступал против федосеевцев, доказывал невозможность и излишество для старообрядцев брака в "антихристово время". Ико­но­пис­ное на­сле­дие Матвеева, со­глас­но письменным ис­точ­ни­кам, бы­ло ве­ли­ко. Од­на­ко ны­не из­вест­на лишь од­на под­пи­сан­ная его име­нем ико­на - «Святой Ан­д­рей Стра­ти­лат» (1711 год), не­бес­ный по­кро­ви­тель А. Де­ни­со­ва.

Примечания

  1. Матвеев Даниил / Словарь русских иконописцев XVI − XVII века.. Дата обращения: 15 мая 2016. Архивировано 1 июня 2016 года.
  2. Матвеев. Дата обращения: 19 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.

Литература