Мастер женских полуфигур

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мастер женских полуфигур
Дата рождения XVI век
Страна Нидерланды
Род деятельности живопись

Мастер женских полуфигур (иногда называемый как Мастер полуфигур)[1] — условное имя, данное художнику или, вероятно, группе художников мастерской, действовавшей в XVI веке. Оно было дано в XIX веке, чтобы идентифицировать создателя или создателей корпуса работ, состоящего из более 67 картин, к которым с тех пор было добавлено ещё 40[2]. Мастер(-а) создавал(-и) женские фигуры в сценах бытового жанра, небольших религиозных и мифологических произведениях, пейзажах и портретах[1].

Имя

Современные учёные[какие?] объединяют под именем Мастера женских полуфигур группу художников, писавших поясные портреты молодых женщин. Возможно, имя связывает художников, работавших в одной мастерской. Это объясняет многократное повторение некоторых работ, а также некоторые своеобразные шаблоны в творчестве художника. Хотя некоторые картины и пытались квалифицировать как работы Жана Клуэ и Ганса Верейка, но попытки оказались неудачными. Настоящее имя Мастера до сих пор остаётся загадкой.

Творчество

Творчество Мастера женских полуфигур можно отнести к переходному периоду от искусства Средневековья к искусству Раннего Возрождения, так как кроме изображений молодых женщин, у Мастера женских полуфигур есть также работы и на библейские темы. Например, «Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет», «Пьета» и другие. Но всё же в картинах художника чаще всего изображены женщины, занятые своими повседневными делами: чтением книг, игрой на музыкальных инструментах. Наиболее известными работами художника являются картины «Мадонна с младенцем» и «Музыкантши» (или «Три музицирующие девушки»).

«Мадонна с младенцем» находится в собрании Эрмитажа и, безусловно, является одной из лучших работ художника. На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом. Дева Мария внимательно рассматривает книгу, а Иисус изучает виноградную лозу. Пейзаж на заднем плане напоминает картины Йоахим Патинира. Картина помогает понять последовательность работы художника: на лице Богоматери, на тельце ребёнка и кое-где в пейзаже можно заметить тщательно подготовленный рисунок.

Картина «Музыкантши» — одна из самых характерных работ Мастера женских полуфигур. Работа имеет несколько вариантов, из которых лучший находится в собрании Харрах (Замок Рорау близ Вены, Австрия). Музицирующие девушки изысканны и элегантны: они одеты в модные для XVI века платья, изящно держат в своих руках музыкальные инструменты. Однако лица музыкантш похожи друг на друга, художник и не пытался изобразить глубокие образы. Мастер, вероятно, хорошо владел нотной грамотой. По мнению известного советского музыканта Александра Майкапара в эрмитажном варианте работы музыкантши исполняют песню известного в своё время композитора Клодена де Сермизи (1490—1562) на слова поэмы Клемана Маро[3]. В нотах по-французски записан текст:

Я дам вам радость,
Мой друг, и поведу вас туда,
Куда стремится Ваша надежда;
Пока я жива, я не покину вас,
Даже когда я умру,
Моя душа сохранит о вас память.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Martha Wolff, Master of the Half-Lengths Архивная копия от 23 марта 2021 на Wayback Machine, in: Fifteenth- to eighteenth-century European paintings: France, Central Europe, the Netherlands, Spain, and Great Britain, (cat. no. 23), p. 115—116.
  2. Hans M. Schmidt, et al. «Masters, anonymous, and monogrammists». Grove Art Online. Oxford Art Online. Oxford University Press. Web. 23 Feb. 2016
  3. Майкапар А. Песня, звучащая в картине // Музыкальная жизнь. — 1981. — № 19. — С. 18—19.

Литература

  • Никулин Н. Н.. Искусство Нидерландов XV—XVI веков. — Искусство, 1987.

Ссылки