Бубер, Мартин

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Мартин Бубер»)
Мартин Бубер
Martin Buber
Martin Buber portrait.jpg
Школа/традиция экзистенциализм
Направление западная философия
Период философия XX века
Основные интересы онтология, иудаизм
Оказавшие влияние Кант, Ницше, Баал-Шем-Тов, Вейнингер

Ма́ртин Бу́бер (нем. Martin Buber, (ивр.מרטין בובר‏‎, идиш ‏מארטין בובער‏‎; 8 февраля 1878 года, Вена — 13 июня 1965 года, Иерусалим) — еврейский экзистенциальный философ, теоретик сионизма, также близкий к иудейскому религиозному анархизму. Уроженец Австро-Венгрии, жил и работал также в Германии, Швейцарии и Израиле.

Был безуспешно номинирован десять раз на Нобелевскую премию мира и семь раз — на Нобелевскую премию по литературе[1].

Биография

Дом Мартина Бубера в Хеппенхайме (Германия)

Родился в еврейской семье родом из Галиции[2]. Юность провёл в Лемберге (Львове).

Получил образование в университетах Вены, Берлина, Цюриха и Лейпцига. В 1898 году присоединился к сионистскому движению, с 1920-х годов пропагандируя идею арабо-еврейского двунационального государства. В 1911 году выступал с лекциями в Берлине, в экспрессионистском «Новом клубе». В 19241933 — профессор философии иудаизма и этики в университете Франкфурта-на-Майне.

В 1933 новые нацистские власти запретили ему преподавать, и он эмигрировал из Германии в Швейцарию, а затем (1938) в Палестину, где до 1951 был профессором социологии Иерусалимского университета, в 1960—1962 — первым президентом Академии наук Израиля. В 1963 году Мартин Бубер стал лауреатом премии Эразма.

Слева направо: принцесса Беатрикс, принц Бернард, Мартин Бубер и королева Юлиана. Амстердам, 1963 год

Философия

Центральная идея философии Бубера — фундаментальная ситуация сосуществования Я с другой личностью, существования, как «со-бытия» с другими людьми. Развивая идеи «Философии Диалога», восходящей к Марбургской школе неокантианства, Бубер много сделал для популяризации понятия «Диалог» и связанной с ним философской системы, так что он на сегодня является гораздо более известным в мире диалогистом, чем его друг и коллега Франц Розенцвейг или Ойген Розеншток-Хюсси.

Основные идеи буберовского диалога изложены в книге «Я и Ты», написанной с пророческим пафосом, возможно, под влиянием Ницше. В работе Бубер противопоставляет отношение «Я — Ты» и «Я — Оно», где первое — любовный «диалог», живое межличностное отношение, а второе — повседневное утилитарное отношение, соответствующее аристотелевской логике. Бубер считал, что Я — Ты отношение возможно не только к человеку, но и, например, к дереву: в этом случае вместо биологических или физических характеристик дерева я буду иметь дело с его ценностной, духовной природой. В этом смысле Бубер сопоставлял Я—Ты отношение с полинезийским термином «мана», введённым в оборот Брониславом Малиновским, который описывал «ману» как дорелигиозное озарение при внезапном ощущении духовной силы, стоящей за тем или иным явлением. Два типа отношения, по концепции Бубера, порождают два противоположных образа мира; человек не может постоянно пребывать в состоянии Я — Ты отношения, но «тот, кто живёт лишь Оно — не человек».

В работе «Два образа веры» Бубер противопоставляет греческий рациональный подход к миру, сопряжённый с визуальным восприятием, — библейскому духу, связанному с восприятием звуковым. Первый, с его точки зрения, порождает веру как уверенность в той или иной информации, второй же — веру как доверие, живое отношение. Бубер пытается показать на примере Нового Завета, как в ранней истории христианства произошёл отход от библейской веры-доверия (эмуны) к греческой вере-знанию (пистис).

Будучи учеником Дильтея, Бубер со студенческих лет изучал мистические движения в разных религиях. Этот опыт «вживания» в чужой религиозный опыт оказал значительное влияние на его философское наследие. Так, Бубер посвятил много лет собиранию легенд, относящихся к еврейскому религиозному течению хасидизма, итогом чего стала книга «Хасидские предания», первый том которой был дважды переведён на русский язык[3]. По мнению Бубера, в центре хасидизма оказывается совершенно новый литературный жанр — история, которая только и способна передать живое отношение между Я и Ты. Гершом Шолем, основатель академического исследования еврейской мистики, критиковал Бубера за игнорирование философского наследия хасидизма.

Библиография

Сочинения М. Бубера

  • Бубер М. «Хасидские предания»
  • Бубер М. «Я и Ты»
  • Бубер М. «Два образа веры»
  • Бубер М. «Образы добра и зла»
  • Бубер М. «Проблема человека»
  • Бубер М. «Гог и Магог»

Русские переводы

  • Бубер М. Изречённое слово (пер. А. Н. Портнов) // Философия языка и семиотика. — Иваново: ИвГУ, 1995. — С. 203—213.
  • Бубер М. Хасидские истории. Первые учителя. (пер. с английского и немецкого) // Мосты культуры — 2006. 523 стр. ISBN 978-5-93273-296-2
  • Бубер М. Встреча с монистом. Демон во сне (пер. А. Н. Портнов) // Личность. Культура. Общество. — 2008. — Вып. 1 (40). — С. 21-31.
  • Бубер М. Изречённое слово (пер. А. Н. Портнов) // Личность. Культура. Общество. — 2008. — Вып. 2 (41). — С. 19-27.
  • Бубер М. Десять ступеней. Хасидские высказывания, собранные и изданные Мартином Бубером. (пер. с английского языка М. Гринберга // Мосты культуры/Гешарим — 2017. 144 стр. ISBN 978-5-93273-478-0
  • Бубер М. Хасидские истории. Поздние учителя. // Мосты культуры — 2017. 376 стр. ISBN 978-5-93273-296-2

Примечания

  1. Nomination Database. www.nobelprize.org. Дата обращения: 24 января 2017. Архивировано 26 декабря 2018 года.
  2. Огурцов А. П. Культура как встреча Я и Ты: Мартин Бубер Архивная копия от 8 марта 2016 на Wayback Machine
  3. Бубер М. — Хасидские предания. Дата обращения: 9 июня 2015. Архивировано 4 апреля 2016 года.

Литература

  • Вандерхилл Э. Мистики XX века.Энциклопедия / Пер. с англ. Д. Гайдук. — М.: МИФ: Локид, 1996. — 522 с. — ISBN 5-87214-023-3.
  • Марк Кельнер. Жизнь и творчество Мартина Бубера
  • Гуревич П. С. «Экзистенциализм Бубера»
  • Лифинцева Т. П. «Философия диалога Мартина Бубера»
  • Лифинцева Т. П. «Диалог как структура бытия в религиозном экзистенциализме Мартина Бубера»
  • Котенко Р. В. «Вопрос о человеке в философии Мартина Бубера»
  • Herman, Johnathan Roy. I and Tao: Martin Buber’s Encounter with Chuang Tzu. Albany, NY: SUNY Press, 1996.
  • Агнон Ш. Й. О Мартине Бубере
  • Бубер М. Еврей в мире. Речь в Еврейском учебном центре во Франкфурте-на-Майне. Опубликовано в хрестоматии «Сионизм в контексте истории», 1992 г.
  • Бубер М. Из открытого письма Махатме Ганди. Опубликовано в хрестоматии «Сионизм в контексте истории», 1992 г.

Ссылки