Марсель, Ханс-Йоахим

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ханс-Йоахим Марсель
Марсель в сентябре 1942 года.Марсель в сентябре 1942 года.
Прозвище «Звезда Африки» (нем. Stern von Afrika)
«Йохен» (нем. Jochen)
Дата рождения 13 декабря 1919(1919-12-13)
Место рождения Берлин, Германия
Дата смерти 30 сентября 1942(1942-09-30) (22 года)
Принадлежность  Нацистская Германия
Род войск Нацистская Германия Люфтваффе
Годы службы 1938—1942
Звание Гауптман
Часть LG 2, JG 52, JG 27
Сражения/войны
Награды и премии
Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами
Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями и мечами Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями Ribbon of Knight's Cross of the Iron Cross.svg
DEU DK Gold BAR.png Железный крест 1-го класса (1939 год) Железный крест 2-го класса (1939 год)
Золотая медаль «За воинскую доблесть» Серебряная медаль «За воинскую доблесть»
Автограф Marseille Signature.svg

Ханс-Йоахим Марсель (нем. Hans-Joachim Marseille; 13 декабря 1919, Берлин — 30 сентября 1942, юж. Сиди-Абдель-Рахман, Египет) — немецкий воздушный ас Второй мировой войны по прозвищу Звезда Африки (нем. Stern von Afrika), один из лучших лётчиков Второй мировой войны, тридцатый в списке лучших лётчиков-истребителей мира. Воевал в Северной Африке в Немецком Африканском Корпусе, одержал 158 побед. Все 158 побед Марселя, за исключением семи, были одержаны над лётчиками Содружества наций в небе над Северной Африкой — ни один другой пилот не добился такого количества побед над лётчиками Западных Союзников. На протяжении всей своей карьеры Марсель летал на Мессершмитте Bf.109.

Он достиг вершины своей карьеры 1 сентября 1942 года, когда в течение трёх вылетов сбил 17 самолётов противника, за что получил рыцарский крест с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами. Всего лишь 29 дней спустя Марсель погиб при прыжке с парашютом, когда в связи с остановкой двигателя ему пришлось покинуть свой истребитель.

Биография

Ханс-Йоахим Марсель (Hans-Joachim «Jochen» Walter Rudolf Siegfried Marseille) родился 13 декабря 1919 года в 23:45 в Берлине по адресу Berlin-Charlottenburg Berliner Strasse 164, в семье, ведущей своё происхождение от французских гугенотов. Его отец капитан Зигфрид (Siegfried Georg Martin Marseille), мать Шарлотта (Charlotte Marie Johanna Pauline Gertrud Riemer). У Ханса-Йоахима была также младшая сестра Ингебург «Инга» (будучи в Афинах в конце декабря 1941 года, он получил телеграмму от матери с просьбой приехать, по прибытии в Берлин он узнал, что его сестра была «убита ревнивым любовником». Ханс-Йоахим до самой смерти не смог смириться с утратой).

Ребёнок был физически слабым и чуть не умер от гриппа. Отец Зигфрид был военным офицером во время Первой мировой войны, позднее покинул вооружённые силы и вступил в ряды берлинской полиции. Зигфрид вернулся к военной службе в 1933 и был произведён в генералы в 1935 году. 1 июля 1941 он с новым повышением получил звание генерал-майора. Служил на Восточном фронте с начала операции «Барбаросса». Зигфрид Марсель был убит партизанами в районе Петрикова 29 января 1944 года. Он был захоронен в церкви Selasje.

Его родители развелись когда Марсель был ещё совсем юн. Его мать вышла замуж за полицейского по имени Reuter (Ройтер). Изначально Марсель носил фамилию приёмного отца, позднее Ханс-Йоахим взял фамилию своего отца — Марсель. Нехватка дисциплины принесла ему репутацию бунтовщика, характеристика которая будет ему досаждать в начале летной карьеры. У Марселя были сложные отношения с отцом, генералом Марселем. Он отказался навестить своего отца в Гамбурге после развода, но в итоге всё же попытался помириться. Отец ввёл его в мир ночных развлечений, что позднее мешало, а порой и вредило его карьере в Люфтваффе. Однако, это не укрепило связи с отцом, и они больше никогда не виделись.

В школе Марсель считался ленивым учеником, он постоянно устраивал какие-то проделки и попадал в неприятности. Однако, к моменту окончания школы, он уже серьёзно взялся за учёбу и стал одним из самых молодых выпускников, получивших аттестат зрелости в начале 1938 года. Несмотря на то, что Марсель не был физически сильным человеком, он получил хорошую оценку за период работы в Имперской службе труда с 4 апреля по 24 сентября 1938 года. После чего Марсель выразил своё желание стать лётчиком.

Военная служба

Вступил в ряды Люфтваффе 7 ноября 1938 года в качестве кандидата и прошёл курс базовой военной подготовки. 1 марта 1939 года Марсель был переведён в школу воздушного боя LKS-4. Среди курсантов однокашников был и Вернер Шрёер (Werner Schröer). Вернер рассказывал, что Марсель часто нарушал военную дисциплину, в результате чего ему было запрещено покидать базу на выходные вместе с товарищами. Однако, нередко Марсель игнорировал этот приказ и сбегал. Однажды во время выполнения этажерки, Марсель ушёл в сторону и продемонстрировал воображаемый бой истребителей. За эту выходку он получил выговор от своего командира капитана Мюллера-Рормозера (Mueller-Rohrmoser) и был отстранён от полетов, также было отложено его повышение до звания ефрейтор. Немного позже, совершая полёт через страну, он приземлился на тихом участке автобана (между Магдебургом и Брауншвейгом) и забежал за дерево, чтобы справить нужду. Несколько фермеров прибежали, чтобы узнать не нужна ли помощь, но к моменту их прибытия Марсель уже закончил свои дела и взлетал, а незадачливых спасателей лишь отбросило назад напором воздуха от винта. Разъярённые фермеры доложили о происшествии, и Марсель был вновь отстранён от полётов. В то время как его однокашники были произведены в офицеры ещё в начале 1940, Марсель, в связи с постоянными нарушениями дисциплины, оставался в звании фенриха до конца 1941…

В двадцать лет он закончил одну из школ лётчиков Люфтваффе и сразу же принял участие в Битве за Британию, не показав, впрочем, значительных успехов. Будучи приятным молодым человеком, он вёл бурную ночную жизнь. Порой юный Марсель выглядел настолько уставшим на утро, что не допускался к полётам в этот день. В итоге таких ночных похождений он был переведён в другое подразделение, которое в апреле 1941 передислоцировалось в Северную Африку.

Под руководством нового командира, который увидел скрытый талант в молодом офицере, Марсель быстро развил свои способности лётчика-истребителя. Только за один сентябрь 1942 года им был сбит 61 британский самолёт. Это рекордный результат — больше, чем кто-либо, за всю историю, включая фон Рихтгофена. 6 июня 1942 года за 11 минут сбил 6 истребителей P-40 «Томагавк». 1 сентября 1942 года за 3 вылета Марсель сбил 17 самолётов.

Всего Марсель совершил 388 боевых вылетов, проведя в воздухе в общей сложности 482 часа и 49 минут. Из 158 его побед 151 приходится на бои в Северной Африке — 101 «P-40 Томагавк», 30 «Харрикейнов», 16 «Спитфайров» и 4 двухмоторных бомбардировщика.

Кавалер Рыцарского креста Железного креста с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами № 4 от 3 сентября 1942 года. Обладатель Почётного Кубка Люфтваффе.

Погиб 30 сентября 1942 года в результате технической неисправности самолёта. В связи с остановкой двигателя ему пришлось покинуть свой истребитель. Выпрыгнув из заполненной дымом кабины, Ханс-Йоахим ударился грудью о вертикальный стабилизатор самолёта, что привело к мгновенной смерти, либо стало причиной повреждений, характер которых не позволил самому молодому капитану Люфтваффе раскрыть парашют.

Ханс-Йоахим Марсель был похоронен в четырёх милях южнее Сиди-Абд-эль-Рахмана, на том самом месте, где он разбился. В 1954 году его прах был перезахоронен на немецком мемориальном кладбище в Тобруке, а на месте гибели пилота был установлен памятный знак в виде пирамиды.

Звания

Ханс-Йоахим Марсель вступил на военную службу в Вермахт 7 ноября 1938 года. Его первой станцией была Кведлинбург в горах Гарца, где он прошёл начальную военную подготовку в качестве пилота Люфтваффе[1].

  • Пилот (7 ноября 1938)
  • Фанен-юнкер (13 марта 1939)
  • Фанен-юнкер-ефрейтор (1 мая 1939)
  • Фанен-юнкер-унтер-офицер (1 июля 1939)
  • Фенрих (1 ноября 1939)
  • Обер-фенрих (1 марта 1941)
  • Лейтенант (1 апреля 1941, вступил в силу 16 июня 1941)
  • Обер-лейтенант (1 апреля 1942, вступил в силу 8 мая 1942)
  • Гауптман (1 сентября 1942, вступил в силу 19 сентября 1942)

Награды

Изображ. Награда Дата награждения Примечания
Flugzeugführerabzeichen.jpg Нагрудный знак лётчика 1 февраля 1940 [2]
DEU EK 2 Klasse BAR.svg Железный крест 2-го класса 9 сентября 1940 За две воздушные победы[2][3]
DEU EK 1 Klasse BAR.svg Железный крест 1-го класса 17 сентября 1940 За четыре воздушные победы[2][3]
Ehrenpokal.jpg Почётный Кубок Люфтваффе 3 ноября 1941 [2]
DeutschesKreuzinGold.jpg Немецкий крест в золоте 24 ноября 1941 За 25 побед. Первый немецкий пилот получивший данную награду в Африке[4]
Ribbon of Knight's Cross of the Iron Cross.png Рыцарский крест 22 февраля 1942 За 46 побед[5]
Valor militare silver medal BAR.svg Серебряная медаль «За воинскую доблесть» февраль 1942 [2]
Ribbon of Knight's Cross of the Iron Cross With Oak Leaves.svg Рыцарский крест с Дубовыми Листьями 6 июня 1942 За 75 побед[6][7]
Ribbon of Knight's Cross of the Iron Cross With Oak Leaves and Swords.svg Рыцарский крест с Дубовыми листьями и Мечами 18 июня 1942 За 100 воздушных побед[6][8]
FFundBeob.JPG Совмещённый знак пилота и наблюдателя в Золоте с Бриллиантами август 1942 [9]
Valor militare gold medal - old style BAR.svg Золотая медаль «За воинскую доблесть» 6 августа 1942
Ribbon of Knight's Cross of the Iron Cross With Oak Leaves,Swords and Diamonds.svg Рыцарский крест с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами 3 сентября 1942 [6][10]
Почётная пристёжка Люфтваффе в золоте с вымпелом «300» [9]
Шесть раз упоминался в Вермахтберихт [9]

Примечания

  1. Wübbe 2001, p. 49.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Wübbe 2001, p. 48.
  3. 3,0 3,1 Thomas 1998, p. 61.
  4. Patzwall & Scherzer 2001, p. 295.
  5. Wübbe 2001, pp. 186, 187.
  6. 6,0 6,1 6,2 Scherzer 2007, p. 528.
  7. Fellgiebel 2000, p. 60.
  8. Fellgiebel 2000, p. 39.
  9. 9,0 9,1 9,2 Berger 1999, pp. 208—210.
  10. Fellgiebel 2000, p. 36.

Литература

  • Митчем С.[de], Мюллер Дж. Командиры Третьего рейха. — Смоленск: Русич, 1995. — 480 с. — (Тирания). — 10 000 экз. — ISBN 5-88590-287-9.
  • Фрашка Г. С мечами и бриллиантами. — Астрель, 2006.
  • Спик М. Асы люфтваффе. — Смоленск: Русич, 1999.
  • Зефиров М. Асы люфтваффе. Кто есть кто. Скорость. — Астрель, 2010.
  • Товстык Р. Иоахим Марсайл /Том 2. Проза. — Москва, 2003.