Марк (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Марк
Савёловское направление и
Белорусско-Савёловский диаметр (линия МЦД-1) Moskwa Metro Line D1.svg
Московская железная дорога
55°54′14″ с. ш. 37°32′18″ в. д.HGЯO
ДЦС ДЦС-3 Московско-Смоленский
Регион ж. д. Московско-Смоленский
Дата открытия 1901[1]
Тип грузовая
Классность 3
Количество платформ 2
Количество путей 5
Тип платформ боковые
Форма платформ изогнутая
Прилегающие перегоны Бескудниково — Марк (2, +2 планируется), Марк — Лобня (2, +2 планируется)
Выход к Новодачному шоссе, Лианозовскому проезду, Дмитровскому шоссе, МКАД
Пересадка на А: 136, 284, 352, 559, 563, 571, 644, 685, 763, 774, 928, т78
Расстояние до Москвы-Бутырской 14 км Яндекс.Расписания
Тарифная зона 2
Код в АСУЖТ 237806
Код в «Экспресс-3» 2002077
Перейти к шаблону «Москва — Савёлово» 
0
Москва-БутырскаяПереход на станцию «Савёловская» Серпуховско-Тимирязевской линииПереход на станцию «Савёловская» Большой кольцевой линии
1,1
3,0
ТимирязевскаяПереход на станцию «Тимирязевская» Серпуховско-Тимирязевской линииПереход на станцию «Тимирязевская» Московского монорельса
4,8
6,4
ОкружнаяПереход на станцию «Окружная» Люблинско-Дмитровской линииПереход на станцию «Окружная» Московского центрального кольца
6,6
7,1
8,3
Дегунино
9,9
10.3
Бескудниково
12,3
ЛианозовоПереход на станцию «Лианозово» Люблинско-Дмитровской линии
13,8
Марк
14,6
руч. Дмитровский
Долгопрудненское шоссе — Лихачёвский проезд
15,9
Новодачная
17,5
Долгопрудная
Московская улица — Проспект Пацаева
19,3
Водники
19,9
Хлебниковский затон — Котовский залив
улица Якова Гунина
20,5
21,2
Хлебниково
Новое шоссе
22,8
Шереметьевская
28,0
Аэропорт Шереметьево (Южное)
26,1
Лобня
улица Киово — Батарейная улица
27,7
Депо
30,2
Луговая
Центральная улица
р. Уча
33,4
Некрасовская
Школьная улица — Шоссейная улица
35,0
Катуар
38,1
Трудовая
44,1
р. Базаровка
44,9
Икша
49,1
Морозки
53,3
Турист
55,6
58,5
Яхрома
Железнодорожная улица
61,1
2-я Московская улица
р. Хомиловка
64,5
Дмитров
Ново-Рогачёвская улица
улица Каналстрой
70,0
Каналстрой (↓1 путь↓)
Дубненская улица
74,3
Им. Барсученко
77,5
Орудьево
р. Кухолка
88,9
Вербилки
89,2
ответвление на Дубну
97,8
Соревнование
улица Соревнование
102,3
Запрудная
Первомайская улица
112,5
Темпы
115,2
Мельдино
118,9
119 км
122,0
Карманово
123,2
Новое шоссе
126,9
Большая Волга
Станционная улица
Московская улица
Дачная улица
132,1
Дубна
93,5
94 км
р. Свистушка
100,2
Власово
р. Куйминка
110,0
Талдом-Савёловский
улица Шишунова
118,6
Лебзино
120,6
124,0
124 км
127,5
129,5
Савёлово
на Калязин, Углич, Сонково (ОЖД)
Савеловское и Смоленское направления МЖД
Перейти к шаблону «МЦД1» 
Лобня
Шереметьевская
Хлебниково
Водники
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Долгопрудная
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Новодачная
Пригород (тарифная зона)
Центральная (тарифная зона)
Марк
Лианозово
Илимская
Бескудниково
Дегунино
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Окружная
Петровско-Разумовская
Тимирязевская
Дмитровская
Савёловская (Савёловский вокзал)
Белорусская (Белорусский вокзал)
Беговая
Тестовская
Фили
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Славянский бульвар
Кунцевская (Кунцево)
Рабочий Посёлок
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Сетунь
Центральная (тарифная зона)
Пригород (тарифная зона)
Немчиновка
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Сколково
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Баковка
Одинцово

Марк — железнодорожная станция Савёловского направления Московской железной дороги в Москве, станция линии МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» Московских центральных диаметров. Входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением. По основному характеру работы является промежуточной, по объёму работы отнесена к третьему классу. Начальник станции — Сельвян Карен Владимирович.

Станция находится в месте пересечения МКАД и Савеловского ж-д направления, почти сразу к западу от развязки МКАД-Дмитровское шоссе, частично под мостом МКАД.

История

Станция открыта в 1900 году вместе с главным ходом Савёловского направления, вначале как пассажирская платформа. Названа в честь немецкого промышленника, магната и мецената Гуго Марка, принимавшего участие в строительстве дороги, а семья которого недалеко от станции владела имением Архангельское[2].

Среди студентов МФТИ (находящегося в 2км к северу от станции) популярна шуточная легенда о том, что станция была названа в честь заведующего кафедрой теоретической механики Марка Айзермана. Профессор регулярно засыпал в электричке и просыпался, уже проехав Новодачную. Поэтому он попросил машинистов объявлять нужную ему станцию. И в поездах стали объявлять: «Марк, следующая Новодачная».[3]

Движение поездов

Пассажирское сообщение осуществляется пригородными поездами. Поезда следуют в северном направлении до станций Савёлово, Дубна, в южном направлении до станций Смоленского направления Бородино, Звенигород, Усово.

Входит в состав Московских центральных диаметров, линия МЦД-1[4].

Пути и платформы

На станции две пассажирские платформы бокового типа, соединённые между собой только настилом через пути и смещённые друг относительно друга. Обе платформы оборудованы типовыми навесами. Касса расположена на платформе «от Москвы».

Из имеющихся пяти путей пассажирскими электропоездами используются два основных. Третий до октября 2015 года[5] использовали для стоянки обычных электричек при пропуске ими скоростных поездов, следующих в Москву из Лобни, Дмитрова и Дубны, а также «Аэроэкспрессов» из аэропорта «Шереметьево». Значительная часть электричек на станции не останавливались до ввода режима МЦД.

В 2011—2012 годах пути станции перестроены и удлинены в связи с запуском «Аэроэкспрессов» до аэропорта «Шереметьево». Входные и выходные стрелки со стороны Москвы перенесены ближе к платформе «Лианозово» и вынесены за пределы путепровода Дмитровского шоссе. Ведётся реконструкция контактной сети до стандартов КС160/КС200.

От станции на север отходит длинный подъездной путь на МКК. Около пяти километров он идёт параллельно главному ходу железной дороги с западной стороны, мимо платформ «Новодачная» и «Долгопрудная», и далее через городскую застройку Долгопрудного. В 2020 году путь к МКК был разобран дальше стрелки к Долгопрудненскому НПП, недалеко от платформы Новодачная. Остались также действующие пути к Лианозовскому механическому заводу ОАО «Алмаз-Антей», ДСК-7, бетонному заводу «Бетас», химическому заводу.

На станции базируется восстановительный поезд в отреставрированных помещениях. Поезд состоит из нескольких железнодорожных платформ, вагонов обслуживающего персонала и двух кранов.

Расположение станции

К северу от станции пути Савёловского направления проходят под МКАД, к юго-востоку — под Дмитровским шоссе. Вдоль железной дороги параллельно путям станции и восточнее их проходит Новодачное шоссе. Северная часть станции за МКАД длиной около 600 м находится на территории Московской области.

Билет на проезд в пригородном электропоезде до платформы Марк с Савёловского вокзала и обратно в 2009 году

В районе станции в начале 1990-х годов находился вещевой рынок, который в дальнейшем трансформировался в продуктовый. В настоящее время на его месте находится торговый центр «Рио»; также рядом действовал известный московский «блошиный рынок» («барахолка»), который затем перенесён к платформе «Лианозово»[6], а в дальнейшем — к платформе «Новоподрезково» Ленинградского направления.

В рамках развития МЦД-1 планируется перенести существующую платформу на север к ТЦ «Рио» на Дмитровском шоссе.[7]

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта[8]:

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М., Транспорт, 1981
  2. Торговый дом Вогау. Дата обращения: 13 ноября 2014. Архивировано 13 ноября 2014 года.
  3. Физтех.Электричка — Московский физико-технический институт. mipt.ru. Дата обращения: 15 сентября 2018. Архивировано 16 сентября 2018 года.
  4. МЦД-1 «Одинцово–Лобня». Новая линия наземного метро.. Московские центральные диаметры. Дата обращения: 19 октября 2020. Архивировано 30 июля 2020 года.
  5. Московский железнодорожник, 16 октября 2015. Электрички ускорились. Дата обращения: 13 июня 2016. Архивировано 20 декабря 2018 года.
  6. Барахолка на Марк закрыта?. Дата обращения: 19 мая 2008. Архивировано 28 октября 2008 года.
  7. Пешеходные переходы и велодорожки: как изменится территория возле платформы Марк / Новости города / Сайт Москвы. Дата обращения: 18 ноября 2021. Архивировано 18 ноября 2021 года.
  8. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.

См. также

Ссылки