Перссон, Маркус

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Маркус Перссон»)
Маркус Перссон
швед. Markus Alexej Persson
Имя при рождении Маркус Алексей Перссон
Род деятельности программист, разработчик компьютерных игр
Отец Биргер Перссон
Мать Ритва Перссон
Супруга Элин Зеттерстранд (2011—2012)
Дети Минна Альмина Зельда Зеттерстранд

Ма́ркус Алексе́й Пе́рссон (швед. Markus Alexej Persson [ˈmǎrkɵs ˈpæ̌ːʂɔn] произношение ; род. 1 июня 1979 года, Стокгольм, Швеция), также известный под ником Notchшведский программист и гейм-дизайнер, бывший владелец компании Mojang Studios. Является создателем популярной компьютерной игры Minecraft.

Биография

Ранняя жизнь

Маркус Перссон родился 1 июня 1979 года в Стокгольме, Швеция[1], в семье медсестры финского происхождения Ритвы и железнодорожного рабочего Биргера[2][3]. У Перссона была младшая сестра Анна[3]. Первые семь лет своей жизни он прожил в Эдсбюне, затем семья переехала назад в Стокгольм. В возрасте 7 лет он начал программировать на домашнем компьютере Commodore 128, а в 8 лет создал свою первую игру в жанре interactive fiction[4][5]. Перссон не окончил среднее образование, однако его мать заставила его записаться на онлайн-курсы программирования[2]. В 2004 году в возрасте 24 лет он устроился на работу в компанию King.com[en], где совместно с Рольфом Янссоном создал онлайн-игру Wurm Online[en][6][5][7][2]. Там же он набирался знаний и освоил язык Java, после чего он стал обучать новых сотрудников компании. Во время своего наставничества он сдружился со своим учеником Якобом Порсером[8]. Со временем Перссон начал терять интерес к Wurm Online из-за творческих разногласий с Янссоном. В 2009 году он покинул King.com и перешёл в компанию jAlbum[en][5][9]. После ухода из компании он сообщил Порсеру, что создаст новую игру и откроет с ним игровую студию, если она будет приносить хороший доход[10].

Карьера

В нерабочее время Перссон искал вдохновение и размышлял над тем, как будет выглядеть его будущий проект. Ему нравилось общаться на форуме веб-сайта TIGSource[en], посвящённом инди-играм, где разработчики могли иметь творческую свободу и не рассчитывать на коммерческий успех. В какой-то момент Перссон познакомился с игрой Dwarf Fortress, сочетающей в себе элементы симулятора строительства и управления и «рогалика», и тогда он решил сделать похожую игру, но с изометрической графикой. В это же время он был увлечён экономической стратегией RollerCoaster Tycoon и симулятором бога Dungeon Keeper: в первой Перссону понравилась возможность «быстро и легко строить оригинальные впечатляющие конструкции», а во второй — атмосфера катакомб[11]. В итоге он решил создать проект под условным названием RubyDung, где он пытался объединить все эти идеи, а также ввести режим от первого лица, чтобы можно было осматривать постройки с выгодного ракурса[12].

Перссон был разочарован первыми воплощениями своих идей: в RubyDung полигональные объекты при приближении выглядели непривлекательно; более того, ему не понравилась сама идея игры, где игрок мог контролировать всё происходящее. Черпая вдохновение из NetHack и Ancient Domains of Mystery, Перссон хотел добиться баланса между свободой действий и ощущением опасности и сделать игровой мир таким, чтобы игрок, управляя персонажем, мог исследовать его и преодолевать различные препятствия. Он не знал, как создать сам мир, пока не наткнулся на игру Infiniminer — в тот момент Перссон сказал себе, что как раз эту игру он сам всегда хотел сделать[12][13].

Перссон написал первый прототип MinecraftCave Game, взяв блочную структуру мира Infiniminer за образец; при этом онен использовал фрагмты кода и графики из RubyDung, а также включил в игру модели персонажей из другого своего раннего проекта — Zombie Town[14]. Получившаяся игра представляла собой запускающийся в браузере Java-апплет, написанный с использованием библиотеки графического вывода LWJGL. Тестовая версия игры была опубликована 17 мая 2009 года на форуме TIGSource, в разделе «Feedback» (с англ. — «отзывы»). Перссон разместил в теме снимок экрана геймплея, веб-ссылку на Java-апплет и краткое описание игры: «Основной источник вдохновения — Infiniminer, но с точки зрения игрового процесса она будет больше похожа на Dwarf Fortress. =)». Через несколько минут игроки стали оставлять к игре отзывы, а также делиться скриншотами своих сооружений и предлагать нововведения[15]. Позже Перссон посоветовался с другими пользователями и переименовал игру в Minecraft[16]. Во время тестирования игры он документировал процесс разработки и советовался с игроками[17]. Для развития Minecraft Перссон взял некоторые идеи из Wurm Online[18]. В то время в игре игрок мог только добывать и свободно размещать два типа блоков[19]. Однако за месяц Перссон добавил в игру песок, воду, лаву, а также примитивное динамическое освещение и физическую симуляцию жидкостей. Вместо хаотично расположенных блоков стали генерироваться реалистичные ландшафты. Спустя ещё месяц он начал тестировать многопользовательский режим[20][21]. Несмотря на то, что он занимался разработкой в одиночку, с ростом популярности Minecraft Перссон стал использовать название Mojang Specifications как студии-разработчика игры[20].

Популярность проекта Перссона росла: в январе 2010 года было зарегистрировано 100 тысяч учётных записей, а в июне того же года продано 20 тысяч копий игры[22]. 17 сентября Перссон связался с Порсером через Skype, и они зарегистрировали акционерное общество (Aktiebolag) Mojang AB[18][23]. В период 2010—2011 годов для Minecraft вышли крупные обновления[24][22][25]. В декабре 2011 года Перссон занялся созданием научно-фантастической «песочницы» 0x10c[26]. Успех Minecraft сделал Перссона миллионером — так, за один 2012 год он получил по лицензионным отчислениям от продаж Minecraft 640 миллионов шведских крон, что составялло около 100 миллионов долларов США[27].

В марте 2013 года Mojang запустила закрытое альфа-тестирование хостинговой службы Minecraft Realms, позволяющей брать в аренду серверы для многопользовательской игры[28], а в декабре она перешла в стадию открытого бета-тестирования[29]. В мае 2014 года Realms стала доступна по всему миру, однако, несмотря на её распространение, многие игроки продолжили создавать свои серверы для извлечения прибыли. По этой причине разработчики стали получать большое количество жалоб от родителей, чьи дети покупали на серверах внутриигровые предметы за реальные деньги. 12 июня Mojang обновила пользовательское соглашение Minecraft, где написано, что владельцы независимых серверов больше не могут продавать внутриигровые предметы, влияющие на игровой процесс. Игроки, возмущённые решением Mojang, стали обвинять студию и Перссона в разрушении сообщества[30]. На фоне непрекращающихся нападок Перссон написал в своём твиттере, что готов продать кому-нибудь свою долю в Mojang[31]. Вскоре после публикации твита Карл Манне, генеральный директор Mojang, сообщил Перссону, что с ним связались потенциальные покупатели. Среди них были представители Activision Blizzard, Electronic Arts, Microsoft и других компаний[20]. В сентябре 2014 года стало известно, что Mojang вместе с правами на Minecraft будут проданы Microsoft за 2,5 миллиарда долларов США, поскольку Перссон посчитал условия сделки с этой компанией наиболее выгодными. Сотрудники Mojang были разочарованы решением Перссона, часть из них восприняла сделку как предательство. Сделка состоялась 15 сентября, после её завершения три основателя Mojang — Маркус Перссон, Карл Манне и Якоб Порсер — покинули студию[22].

Личная жизнь

Маркус Перссон является участником организации Менса[32] и членом Пиратской партии Швеции[33][34]. В Reddit Перссон сообщил, что он является атеистом и анонимно жертвует деньги на благотворительность[35][36].

13 августа 2011 года Перссон женился на Элин Зеттерстранд. В апреля 2012 года у пары родилась дочь Минна Альмина Зельда Зеттерстранд[37][38]. В июле того же года пара подала на развод, брак был расторгнут в марте 2013 года[3]. В декабре 2014 года Перссон купил дом площадью 23000 квадратных футов за 70 млн долларов в Труздейл-Истест[en], Беверли-Хиллз, штат Калифорния[39].

Игры

Название Год
Breaking the Tower
Caller's Bane 2013
Cliffhorse
Cobalt
Drop
Metagun
Minecraft 2011
Minicraft 2011
Prelude of the Chambered
Shambles

Награды

Год Номинируемая работа Награда Категория Результат Примечания
2011 Minecraft Game Developers Choice Awards Лучшая дебютная игра, Премия за инновации, Лучшая загружаемая игра Награда [40]
2012 Minecraft BAFTA BAFTA Special Award Награда [41][9]
2016 Minecraft Game Developers Choice Awards Pioneer Award Winner Награда [42]

В популярной культуре

The Elder Scrolls V: Skyrim содержит уникальный элемент под названием «Notched Pickaxe», названный в честь Перссона[43]. Перссон является главным персонажем в документальном фильме 2 Player Productions «Minecraft: История Mojang» 2012 года[44].

Жизнь Перссона была описана Лайнусом Ларссоном и Дэниелом Голдбергом в книгах «Minecraft: The Unlikely Tale of Markus «Notch» Persson and the Game that Changed Everything» и «Minecraft, Second Edition: The Unlikely Tale of Markus «Notch» Persson and the Game that Changed Everything»[45].

Примечания

  1. Moore T. Markus Persson Biography (англ.) ?. biography.com. A&E Television Networks (21 апреля 2015). Дата обращения: 21 декабря 2022.
  2. 2,0 2,1 2,2 Мак Р., Эвалт Д., Жедер-Палмгрен М. Миллиардер в кубе: как основатель Minecraft вытянул $2,5 млрд из Microsoft. Forbes.ru (24 апреля 2015).
  3. 3,0 3,1 3,2 Fagge N. Revealed, tragic past of the man who built Minecraft: 35-year-old developer overcame drug blighted youth and his father's violent suicide to found $2.1Bn game that bought him $75m LA mansion and $150k-a-night Vegas parties (англ.). dailymail.co.uk (1 мая 2015).
  4. Cat_Fernim. 20 Things You Might Not Know About Notch (недоступная ссылка). IGN (21 сентября 2011). Дата обращения: 22 августа 2012. Архивировано 14 октября 2013 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 Handy A. Interview: Markus 'Notch' Persson Talks Making Minecraft (англ.) (недоступная ссылка). Gamasutra (10 марта 2010). Архивировано 25 марта 2010 года.
  6. McDougall J. Community heroes: Notch, for Minecraft (англ.). PC Gamer (29 июня 2010). Архивировано 20 сентября 2014 года.
  7. GAME DESIGN -- искусство. Minecraft — поколение удивительных людей. Dtf.ru (26 января 2022).
  8. Ларссон, Голдберг, 2019, с. 19.
  9. 9,0 9,1 Clark K. Minecraft mastermind Markus Persson to receive Bafta special award (англ.) (недоступная ссылка). Gamasutra (5 марта 2012). Архивировано 27 ноября 2019 года.
  10. Ларссон, Голдберг, 2019, с. 20—21, 27.
  11. Ларссон, Голдберг, 2019, с. 25—26.
  12. 12,0 12,1 Froholt J. Vi utforsker Minecrafts røtter (норв.). Gamer.no[no]. Good Game AS (15 января 2015). Дата обращения: 6 августа 2022. Архивировано 18 марта 2022 года.
  13. Ларссон, Голдберг, 2019, с. 27.
  14. Cox, Alex. The history of Minecraft – the best selling PC game ever (англ.). TechRadar[en]. Future plc (4 сентября 2020). Дата обращения: 25 февраля 2021. Архивировано 9 февраля 2021 года.
  15. Smith G. The first moments of Minecraft (англ.). PC Gamer. Future plc (6 февраля 2012). Дата обращения: 25 февраля 2021. Архивировано 27 ноября 2020 года.
  16. Bleich, Olaf; Plass-Fleßenkämper, Benedikt. 10 Jahre Minecraft: Die Erfolgsgeschichte des Klötzchen-Phänomens (нем.). PC Games. Computec[en] (25 мая 2019). Дата обращения: 25 февраля 2021. Архивировано 11 июля 2019 года.
  17. Ларссон, Голдберг, 2019, с. 28—29.
  18. 18,0 18,1 Davies M. Blockbuster - The Making of Minecraft (англ.). PC Gamer. Future plc (10 ноября 2012). Дата обращения: 25 февраля 2021. Архивировано 1 декабря 2020 года.
  19. Сироватко Д. История Minecraft и её создателя. Кто и когда сделал легендарную игру. Игромания (журнал). Игромедиа (9 марта 2021). Дата обращения: 12 августа 2022. Архивировано 9 декабря 2021 года.
  20. 20,0 20,1 20,2 Cox A. The history of Minecraft – the best selling PC game ever (англ.). TechRadar[en]. Future plc (4 сентября 2020). Дата обращения: 25 февраля 2021. Архивировано 9 февраля 2021 года.
  21. Петухов Р. Майнкрафту – 10 лет. Создатель игры не окончил школу, пережил самоубийство отца и стал миллиардером. Cyber.Sports.ru (18 мая 2019). Дата обращения: 25 февраля 2021. Архивировано 15 февраля 2021 года.
  22. 22,0 22,1 22,2 Bleich O., Plass-Fleßenkämper B. 10 Jahre Minecraft: Die Erfolgsgeschichte des Klötzchen-Phänomens (нем.). PC Games. Computec[en] (25 мая 2019). Дата обращения: 25 февраля 2021. Архивировано 11 июля 2019 года.
  23. Ларссон, Голдберг, 2019, с. 35—38.
  24. Lagioia S. Minecraft: 10 Things You Didn't Know About The Nether (англ.). Game Rant. Valnet Inc. (8 июля 2020). Дата обращения: 12 августа 2022. Архивировано 31 мая 2022 года.
  25. Liebl M. Minecraft: The End, Ender Dragons, and Goop Portal All Explained (англ.). GameZone (4 мая 2012). Дата обращения: 25 февраля 2021. Архивировано 24 февраля 2021 года.
  26. Ларссон, Голдберг, 2019, с. 67—68..
  27. Arnroth T. Mojangs monstervinst (сев.-саам.). IT24.se (1 февраля 2013). Дата обращения: 19 августа 2013. Архивировано 30 августа 2013 года.
  28. C. Hatke, Marc. Minecraft: Pretty Scary Update 1.4 erhält Release-Termin (нем.). gamesaktuell.de (25 октября 2012). Архивировано 21 марта 2016 года.
  29. East O. Minecraft Realms Beta Launches In Sweden (англ.). Just Push Start (17 декабря 2013). Дата обращения: 25 февраля 2021. Архивировано 27 сентября 2020 года.
  30. Stuart K. Minecraft: how a change to the rules is tearing the community apart (англ.). The Guardian. Guardian Media Group (24 июня 2014). Дата обращения: 18 августа 2022. Архивировано 15 июля 2022 года.
  31. Корнев А. Создатель Minecraft заработал 2,5 миллиарда на шутке в Twitter. Российская газета. ФГБУ «Редакция „Российской газеты“» (5 марта 2015). Дата обращения: 4 мая 2021. Архивировано 19 апреля 2021 года.
  32. Högberg J. Minecraft kan bli fyra gånger större (швед.). www.aftonbladet.se (1 декабря 2010). Дата обращения: 22 декабря 2022.
  33. Maxwell A. Piracy is Theft? Ridiculous. Lost Sales? They Don’t Exist, Says Minecraft Creator (англ.). torrentfreak.com (3 марта 2011).
  34. Greg L. Minecraft, Intellectual Property, and the Future of Copyright (англ.). Gamasutra (17 января 2012). Дата обращения: 19 августа 2013. Архивировано 30 августа 2013 года.
  35. xNotch. I already donated $(8,615.36/<upvote_count>) per upvote!. Reddit (4 декабря 2011). Дата обращения: 22 декабря 2022.
  36. Morris K. Reddit atheists do “Good without God” (англ.) ?. The Daily Dot (5 декабря 2011). Дата обращения: 22 декабря 2022.
  37. GOOD AT HIS CRAFT Who created Minecraft? (англ.). The Sun (27 июня 2022).
  38. Wanjiru F. Elin Zetterstrand: 5 quick facts about Markus Persson's ex-wife (англ.). tuko.co.ke (9 марта 2021).
  39. Carlyle E. Minecraft Billionaire Markus Persson Buys $70 Million Beverly Hills Contemporary with Car Lift (англ.). Forbes (18 декабря 2014). Дата обращения: 22 декабря 2022.
  40. Archive - 11th Annual Game Developers Choice Awards (англ.) ?. Game Developers Choice Awards (27 апреля 2021). Дата обращения: 22 декабря 2022.
  41. Markus Persson - BAFTA Special Award (англ.). www.bafta.org (2 марта 2012). Дата обращения: 22 декабря 2022.
  42. Archive - 16th Annual Game Developers Choice Awards (англ.) ?. Game Developers Choice Awards (23 апреля 2021). Дата обращения: 22 декабря 2022.
  43. Liebl M. Notch Responds to Minecraft-Themed Pickaxe in Skyrim (англ.). GameZone (3 октября 2012). Дата обращения: 19 августа 2019. Архивировано 19 августа 2019 года.
  44. Minecraft: The Story of Mojang (англ.). IMDb (23 декабря 2012). Дата обращения: 22 декабря 2022.
  45. Seven Stories Press (англ.). sevenstories.com. Дата обращения: 22 декабря 2022.

Ссылки

Литература

  • Ларссон Л., Голдберг Д. Minecraft. Невероятная история Маркуса «Нотча» Перссона и игры, изменившей мир = Minecraft The Unlikely Tale of Markus «Notch» Persson and the Game that Changed Everything / пер. с англ. Т. С. Редько. — 2-е изд. — М.: Бомбора, 2019. — 272 с. — (Легендарные компьютерные игры). — 3000 экз. — ISBN 978-5-04-098890-7.