Марковцы (субэтническая группа)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Марковцы (анадырщики, анадырцы)
Современное самоназвание Русские, марковцы, анадырщики, анадырцы
Расселение Флаг России Россия
 Чукотский автономный округ
Язык русский язык,
марковский говор
Религия православие
Входит в русские
Происхождение восточные славяне

Ма́рковцы (анадырщики, анадырцы) — субэтническая группа русских, проживающая в селе Марково и небольших поселениях рядом с ним в Анадырском районе Чукотского автономного округа[1][2][3].

Марковцы представляют собой одну из ряда небольших групп русских, расселившихся в XVI—XVIII веках в заполярных районах Сибири, наряду с затундренными крестьянами Таймыра, русскоустьинцами и походчанами севера Якутии[3]. Их формирование связывается с ассимиляцией русскими оседлых чуванцев среднего течения реки Анадырь. Численность марковцев в конце XIX — первой трети XX века составляла около 400 человек[1], по данным на 2010 год в селе Марково проживает 740 человек.

В прошлом среди марковцев был распространён особый марковский говор русского языка, характеризующийся влиянием языков северных народов Чукотки. По вероисповеданию марковцы принадлежали к официальному православию[1].

Классификация

Согласно классификации русских субэтнических групп, опубликованной в монографии Института этнологии и антропологии РАН «Русские», в которой рассматривается территориальное размещение субэтносов за пределами Европейской части России, марковцы отнесены к группе русских-метисов Якутии, Забайкалья и затундренной зоны, противопоставленной группе русских, не смешавшихся с другими народами и являвшихся потомками старожилов, вышедших из разных областей, в особенности из севернорусских[4].

Согласно классификации русских субэтнических групп по фактору происхождения, опубликованной в работе «Субэтносы русских: проблемы выделения и классификации» В. С. Бузина и С. Б. Егорова, марковцы принадлежат к так называемым группам смешанного происхождения. Данные субэтносы сформировались в ходе колонизации славянами новых земель, сопровождавшейся тесными контактами с автохтонным (коренным) населением, в том числе и посредством межэтнических браков. В процессе ассимиляции русскими местного населения, либо метисации с ним (часто эти процессы было трудно разграничить), образовывались симбиозные группы, воспринявшие многие черты культуры и антропологические черты местного населения, но сохранившие русское самосознание и русский язык. Главный фактор, по которому марковцы включены в число групп смешанного происхождения, — образование данной группы в результате ассимиляции русскими оседлых чуванцев[5].

Этнонимы

В 1920-х годах марковцев считали частью камчадалов. К середине XX века для наименования марковцев использовался специальный термин «местнорусские» (в том числе и в официальных документах), который стали употреблять и сами марковцы наряду с самоназваниями «марковцы», «анадырщики» и «анадырцы». Современная этническая самоидентификация марковцев неустойчива и зависит от определённой ситуации — они могут называть себя как марковцами, так и русскими, чуванцами или камчадалами[1].

Этнографические особенности

Храм Николая Чудотворца в Марково,
1901 год

Марковцы, оказавшись в особых природных и климатических условиях, переняли от чуванцев большое число черт их традиционного хозяйственного уклада: способы охоты и рыболовства, собаководство и оленеводство, некоторые виды одежды, сохранив при этом русскую основу в фольклоре и православную веру[3][6].

Основными занятиями, обусловленными проживанием в заполярной тундре, у марковцев в XIX веке были рыболовство и охота (главным образом на дикого северного оленя), важную роль в их хозяйстве играло разведении ездовых собак, частично — оленеводство[6]. Жили в срубных домах с земляным полом и плоской крышей без потолка с очагом-чувалом. В число хозяйственных построек входили бани. Марковцы носили одежду русского типа. В питании преобладали рыба и оленье мясо с приправами из кореньев, хлеб и пироги являлись частью праздничного стола. Из напитков марковцев известны чай и брага. Русская основа сохранилась у анадырцев в обрядах жизненного цикла и устном народном творчестве (русские былины, песни, сказки). Отчасти был перенят аборигенный фольклор охотничьего цикла[7].

В настоящее время марковцы занимаются добычей и переработкой рыбы, животноводством и огородничеством[7].

См. также

Примечания

Источники

Литература

  1. Александров В. А., Тишков В. А., Шмелёва М. Н. Русские // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. редактор В. А. Тишков; Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — С. 448—451. — ISBN 5-85270-155-6.
  2. Бахтин Н. Б. «Языковая смерть» в функциональном аспекте: особенности функционирования марковского говора // Труды факультета этнологии (Европейский университет в Санкт-Петербурге). Вып. 1 / Отв. ред. А. К. Байбурин. — СПб., 2001. — С. 272—291.
  3. Бахтин Н. Б., Головко Е. В., Швайтцер П. Русские старожилы Сибири: Социальные и символические аспекты самосознания. — М., 2004.
  4. Браславец К. М. О фольклоре обрусевших чуванцев села Марково на Анадыре // Вопросы теории русского языка и диалектологии. — Хабаровск, 1975. — С. 166—183.
  5. Бузин В. С., Егоров С. Б. Субэтносы русских: проблемы выделения и классификации // Малые этнические и этнографические группы (Сб. статей, посвященный 80-летию со дня рождения проф. Р. Ф. Итса) (Историческая этнография. Вып. 3) / Под ред. В. А. Козьмина. — СПб.: Новая Альтернативная Полиграфия, 2008. — С. 308—346.
  6. Власова И. В. Этнографические группы русского народа. Русские в Сибири и на Дальнем Востоке // Русские. Монография Института этнологии и антропологии РАН / под ред. В. А. Александрова, И. В. Власовой и Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — С. 114—117. (Дата обращения: 26 января 2013)
  7. Гурвич И. С. Этническая история Северо-Востока Сибири. — М., 1966.
  8. Олсуфьев А. В. Общий очерк Анадырского округа, его экономического состояния и быта населения. — СПб., 1816. — Т. 2.
  9. Русские. Историко-культурные группы русского народа // Народы Европейской части СССР. Этнографические очерки: В 2-х т. / Под общ. ред. С. П. Толстова. — М.: Наука, 1964. — Т. 1. — 984 с. (Дата обращения: 26 января 2013)

Ссылки