Мария Магдалина

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мария Магдалина
Мозаика Николая Бодаревского (1895-1907, Спас на Крови)Мозаика Николая Бодаревского
(1895-1907, Спас на Крови)
Рождение конец I века до Р. Х. — начало I века
город Магдала, Израиль
Смерть I век
город Эфес (православие),
близ Марселя (католицизм)
В лике равноапостольная (православие)
Главная святыня Сен-Максимен-ла-Сент-Бом (католицизм)
День памяти 4 августа (22 июля ст. ст.); Неделя жён-мироносиц (православие);
22 июля (католицизм)
Атрибуты сосуд с миром, красное пасхальное яйцо (православие);
алебастровый сосуд с благовониями, длинные волосы, череп (католицизм)

Мари́я Магдали́на (ивр.מרים המגדלית‏‎, др.-греч. Μαρία ἡ Μαγδαληνή, лат. Maria Magdalena) — последовательница Иисуса Христа[1], христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Его Распятии и была первой из людей, удостоившейся явления Воскресшего Иисуса.

В Православной и Католической церквях почитание Марии Магдалины различается: в православии почитается согласно только евангельскому тексту — исключительно как мироносица[2], излеченная от семи бесов и фигурирующая только в нескольких эпизодах Нового ЗаветаПерейти к разделу «#В православной традиции», а в традиции Католической церкви долгое время было принято отождествлять с ней образ кающейся блудницы и Марии из Вифании, сестры ЛазаряПерейти к разделу «#В католической традиции», а также прилагать обширный легендарный материал[3]Перейти к разделу «#Дальнейшее отшельничество».

Традиционно для западного искусства и символики изображается с непокрытой головой и распущенными волосами, а также с тем сосудом благовоний (притираний), из которого евангельская женщина обливала ноги Христу[4].

Евангельские свидетельства

Мария происходила из галилейского города Магдала[5] в колене Иссахаровом, близ Капернаума.

В Новом Завете имя Марии Магдалины упоминается лишь в нескольких эпизодах[6]:

  1. Она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк. 8:2; Мк. 16:9)
  2. Затем стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием (Мк. 15:40-41, Лк. 8:3)
  3. Потом присутствовала на Голгофе при кончине Иисуса (Мф. 27:56 и др.)
  4. После чего была свидетельницей его погребения (Мф. 27:61 и др.)
  5. А также стала одной из жён-мироносиц, которых ангел известил о Воскресении (Мф. 28:1; Мк. 16:1-8)
  6. Она первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это (Не прикасайся ко Мне), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскресении (Ин. 20:11-18).

Имя

Её личное имя «Мария» — еврейского происхождения, весьма распространено и несколько раз встречается в Новом Завете (см. Евангельские Марии).

Прозвание «Магдалина» (ивр.מרים המגדלית‏‎, др.-греч. Μαρία ἡ Μαγδαληνή) считается географическим и традиционно расшифровывается как «уроженка города Мигдал-Эль».

Буквальное значение этого топонима — «башня» (ивр.migdal‏‎ и арамейск. magdala). Поскольку башня является феодальным, рыцарским символом, в Средние века этот благородный оттенок смысла был перенесён на личность Марии и ей были приданы аристократические черты[6].

Было также высказано предположение, что прозвание «Магдалина» может происходить от используемого в Талмуде выражения magadella (ивр.מגדלא‏‎) — «завивающая волосы». Персонаж, называемый «Мириам, завивающая волосы женщинам» (ивр.מרים מגדלא שער נשייא‏‎), встречается в ряде связанных с Иисусом талмудических текстов, причём в одном из них о ней говорится как о прелюбодейке[3][7]. Не исключено, что в этих текстах нашли отражение рассказы о Марии Магдалине[L 1].

У незнакомых с ивритом и древнегреческим языком средневековых писателей этимологии чаще всего фантастичны: «Магдалина» может интерпретироваться как «постоянно обвиняемая» (лат. manens rea) и т. п.[8]

Имя Магдалина позже в различных формах (Мадлен, Маддалена и проч.) стало популярным в Европе.

Почитание

Православная икона. Святая Мария Магдалина изображена держащей сосуд с миром в руках как жена-мироносица

В православной традиции

В православии Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая, с опорой только на перечисленные выше евангельские свидетельства. В византийской литературе можно найти продолжение её истории: проведя некоторое время в Иерусалиме, через некоторое время после Распятия Мария Магдалина отправилась в Эфес вместе с Девой Марией к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах[6]. (Больше всего сведений о Магдалине из четырёх евангелистов сообщает именно Иоанн)[8].

Считается, что Мария Магдалина благовествовала в Риме[9], о чём свидетельствует обращение к ней в послании апостола Павла к римлянам: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16:6). Вероятно, в связи с этим её путешествием позже возникло связанное с её именем пасхальное преданиеПерейти к разделу «#Пасхальное предание». Смерть Марии Магдалины, по версии данного течения христианства, была мирной, она скончалась в Эфесе[3].

Православная традиция, в отличие от католицизма, не отождествляет Марию Магдалину с безымянной евангельской грешницейПерейти к разделу «#Мнение Отцов Церкви. Образ блудницы», а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносицей[10]. Так, Димитрий Ростовский пишет в примечаниях к её житии:

Аще бы Магдалина оною была блудницею, то вслед Христа и Его учеников явно грешнице, долгое время ходящей, что бы рекли ненавистницы Христовы жидове, ищуще на Него каковыя либо вины, да Его охулят и осудят. Аще ученицы Христовы единожды узревшие Господа с Самарянынею беседующа, чудяхуся, яко с женою глаголаше, кольми паче враждебницы не умолчали бы, егда бы видели явно грешницу по вся дни Ему последующую и служащую.

— Димитрий Ростовский, «Жития святых: 22 июля»[9]

Не упоминается о блуде ни в службе Минеи, посвящённой святой[11], ни в её акафисте[12]. Кроме того, в православии не произошло отождествления Магдалины с несколькими другими евангельскими женщинами, случившегося в католичествеПерейти к разделу «#Мнение Отцов Церкви. Образ блудницы», оно традиционно почитало этих женщин раздельно[10][13]. Димитрий Ростовский подчеркивает: «Восточная Греко-Российская Православная Церковь ныне, как и прежде признает все эти, упоминаемые Евангелиями с разными признаками, три личности за различные, особые, не желая основывать исторические сведения на произвольных, только вероятных толкованиях»[9].

Когда в 1824 году поэт Е. А. Баратынский написал любовное стихотворение «К…» в честь светской львицы Аграфены Закревской, оно не прошло цензуру, так как та признала «сравнение развратной женщины с святою Магдалиной вовсе неприличным» и запретила его печатать[14].

Память святой равноапостольной Марии Магдалины празднуется 22 июля (4 августа)[1] шестеричным богослужением, и в третью неделю по Пасхе, именуемую Неделя жен-мироносиц.

Мощи в православии

Согласно «Четьям Минеям» Димитрия Ростовского, в 886 году при императоре Льве VI Философе мощи скончавшейся в Эфесе святой были торжественно перенесены в константинопольский монастырь святого Лазаря[9][6]. Дальнейшая их судьба не описывается.

В настоящее время известно о нахождении мощей святой Марии Магдалины в следующих афонских монастырях: Симонопетра (рука)[15], Эсфигмен (стопа)[16], Дохиар[17] (частица)[L 2] и Кутлумуш (частица)[18] .

В католической традиции

Карло Кривелли. «Мария Магдалина», ок. 1480 г. Роскошно одетая, как и положено блуднице, Магдалина с длинными распущенными волосами держит в руках сосуд с благовониями

В католической традиции Мария Магдалина, называемая прямо по имени лишь в перечисленных выше новозаветных свидетельствах, была отождествлена ещё с несколькими евангельскими персонажами[6]:

  1. Мария, упоминаемая в Евангелии от Иоанна как сестра Марфы и Лазаря, которые принимали Иисуса в своем доме в Вифании (Ин. 12:1-8)
  2. безымянная женщина, совершившая помазание головы Иисуса в Вифании в доме Симона прокажённого (Мф. 26:6-7, Мк. 14:3-9)
  3. безымянная грешница (блудница), омывшая ноги Христа миром в доме Симона фарисея (Лук. 7:37-38) (подробнее см. Помазание Иисуса миром).

Таким образом, Магдалина, отождествляясь с этими персонажами (а также заимствуя некоторые сюжеты из жития неевангельской раскаявшейся грешницы V века преподобной Марии ЕгипетскойПерейти к разделу «#Дальнейшее отшельничество»), приобретает черты кающейся блудницы. Её главным атрибутом становится сосуд с благовониями.

Согласно этой традиции, Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло и стала следовать за ним, затем в Вифании омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, присутствовала на Голгофе и т. д., а затем стала отшельницей на территории современной Франции.

Мнение Отцов Церкви. Образ блудницы

Одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной Церковью того, что она и была той безымянной женщиной, которая омыла ноги Иисуса миром[3].

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. (Лук. 7:37-38).

Проблема согласования евангельских рассказов о помазании Иисуса анонимной женщиной решалась Отцами Церкви по-разному (подробнее, см. Помазание Иисуса миром). В частности, святой Августин полагал, что все три помазания были совершены одной и той же женщиной. Климент Александрийский и Амвросий Медиоланский также допускали, что речь может идти об одной и той же женщине[19].

Рубенс. «Пир в доме Симона Фарисея», ок. 1618

Косвенное свидетельство отождествления Марии из Вифании с Марией Магдалиной впервые встречается в «Толковании на Песнь песней» Ипполита Римского, указывающего, что первыми, кому явился воскресший Иисус, были Мария и Марфа. Речь, очевидно, идёт о сёстрах Лазаря, но помещённых в контекст утра Воскресения, в котором во всех четырёх Евангелиях на самом деле фигурирует Мария Магдалина[20]. Отождествление всех женщин, фигурирующих в евангельских рассказах о помазании Иисуса, с Марией Магдалиной окончательно было произведено римским папой и православным святым Григорием Великим («Сорок бесед на Евангелия», 591 год): «Мария Магдалина, которая была в городе грешницею, возлюбя Истину, слезами омыла пятна преступления — и исполняется слово Истины, которым говорится: „прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много“ (Лк. 7:47 (Беседа 25"); «Та, которую Лука называет грешной женщиной, которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку» (Беседа 33). Неуказанный же грех же Марии Магдалины/Марии из Вифании был истолкован как блуд, то есть проституция.

В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрёл чрезвычайную популярность и красочность и закрепился до наших дней. Подкрепление и литературную обработку этот образ нашёл в «Золотой легенде» Якова Ворагинского — собранию житий святых, второй по распространению в Средние века книге после Библии[8].

В XX веке Католическая церковь, стремясь к исправлению возможных ошибок толкования, смягчает формулировки — после реформы в календаре Novus Ordo 1969 года Мария Магдалина уже не фигурирует как «кающаяся»[21]. Но, несмотря на это, традиционное восприятие её как раскаявшейся блудницы массовым сознанием, сложившееся за века благодаря воздействию большого количества произведений искусства[8], остается неизменным[22].

Дальнейшее отшельничество

«Мария Магдалина», скульптура Донателло, 1455. Святая изображена измождённой, в рубище, после долгих лет отшельничества.
«Вознесение Марии Магдалины», картина Хусепе де Рибера, 1636

В западноевропейских легендах сообщаются многие подробности, например, Яков Ворагинский пишет, что её родителей звали Сир и Евхария. Иногда рассказывается, что Магдалина была невестой Иоанна Богослова, который отверг этот брак ради служения Господу[6][8].

Много повествуется о её проповеднической деятельности, которая, в отличие от византийских рассказов, связывается не с Малой Азией, а с территорией Франции. В частности, согласно этим легендам, после Распятия Мария вместе со своими братом Лазарем, сестрой Марфой и святыми Максимином, Мартеллом и Кидонием направилась нести христианство в Галлию, в город Массилию (совр. Марсель) или в устье Роны (город Сент-Мари-де-ла-Мер)[3][6].

Вторая половина жизни Марии Магдалины, согласно легендам прошла так: она удалилась в пустыню, где 30 лет предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи. Её одежда истлела, но срам (наготу) прикрывали длинные волосы. А измождённое старое тело каждую ночь возносили на небеса ангелы, чтобы исцелять его — «Бог питает её пищей небесной, а ангелы каждый день поднимают её на небо, где она слушает пение небесных хоров „телесными ушами“» (лат. corporeis auribus)[8]. (В отличие от католического Вознесения девы Марии, смысл которого в том, что Богородицу после смерти забрали на небо телесно, Вознесение Марии Магдалины было просто формой её собеседования с Господом и после смерти телесно на небо она вознесена не была).

Перед смертью Марию Магдалину причащает случайно забредший в эти края священник, которого сначала смущает нагота прикрытой волосами святой. Святой Максимин отправляется к ней, проводит с ней последние минуты (причём Мария Магдалина при встрече с Максимином молится в хоре ангелов, поднявшись над землёй на расстоянии двух локтей). Затем он будто бы погребает свою старую соратницу в заложенной им церкви[8]: мощи до сих пор показываются в церкви Сен-Максимен-ла-Сент-Бом в Провансе на Пути Святого ИаковаПерейти к разделу «#Мощи в католицизме».

«Старец даёт гиматий Марии Магдалине». Фреска Джотто в капелле Магдалины нижней базилики Сан-Франческо в Ассизи, 1320-е.

Для понимания генезиса этой легенды важно, что сюжет аскезы Марии Магдалины имеет много параллелей или даже возможных прямых заимствований из жития святой Марии Египетской — её тезки и поздней современницы, о которой, в отличие от Марии Магдалины, прямо свидетельствуется, что она была блудницей[6]. Исследователи отмечают, что заимствование, возможно, произошло в IX веке[23], и атрибуты с сюжетикой обеих святых слились[24]. То есть блудница Мария Египетская является ещё одной женщиной, образ которой соединился с Магдалиной и внёс свою лепту в восприятие её как грешницы. Рассказ о Марии Египетской лёг в основу легенды «Об отшельнической жизни» Марии Магдалины[25]. Также упоминают влияние легенды о блуднице святой Таисии Египетской, известной куртизанки, обращённой аббатом Пафнутием[8].

«Смерть Марии Магдалины». Картина Хайме Уге, 1465—1480
Западноевропейские легенды
о Марии Магдалине
Житие Марии Египетской
Жизнь во грехе Жизнь во грехе
Плавание на корабле в Марсель Плавание на корабле в Иерусалим
Отшельничество в пустыне Отшельничество в пустыне
За молитвой вознесена ангелами в воздух За молитвой возносилась в воздух
Встреча со священником Встреча с аввой Зосимой
Последнее причастие в день пасхи Последнее причастие в Великий четверг
Смерть Смерть

Пасхальное предание

«Мария Магдалина перед римским императором Тиверием», картина С. В. Иванова над иконостасом храма Марии Магдалины в Гефсимании

С Марией Магдалиной связывают появление традиции пасхальных яиц[6]. По достаточно поздней легенде, когда Мария пришла к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, покраснело[26][27]. Очевидно, легенда относится к очень позднему Средневековью (так как не вошла в обширнейший сборник «Золотая легенда» XIIIXIV века).

Впрочем, согласно иному варианту изложения, Мария Магдалина подарила императору яйцо, уже окрашенное в красный цвет — так описывает этот эпизод Димитрий Ростовский[9]. Этот дар возбудил любопытство императора, и она рассказала ему об Иисусе Христе, после чего он уверовал. В православие эта легенда, судя по всему, проникла под влиянием католичества[6].

Христиане же того времени, узнав о значении и силе впечатления, произведенного подношением святою Мариею Магдалиною императору Тиверию красного яйца со словами: «Христос Воскрес!» — начали подражать ей в этом и, при воспоминании Воскресения Христова, стали дарить красные яйца и говорить: — Христос Воскрес!.. Воистину Воскрес!..

— Димитрий Ростовский, «Жития святых: 22 июля»[9]

Мощи в католицизме

Реликварий-саркофаг в Сен-Боме

Современным местонахождением её мощей с 1280 года считается церковь Сен-Максимен-ла-Сент-Бом в Провансе, где, в частности, хранится её голова[28][L 3].

Фактически первым известным местонахождением мощей святой было Аббатство Везле (с 1059 года). Монахи этого аббатства «совершенно неожиданно обнаружили»[25], что с незапамятных времен обладают мощами Марии Магдалины. «Нужно было изобрести довольно запутанную историю, чтобы объяснить, как святые останки попали с Востока в Бургундию; а поскольку на право обладания реликвией претендовали и другие церкви, её следовало увязать с легендой, будто Марфа, Мария и Лазарь морем прибыли из Святой Земли в Прованс»[25]. Таким образом и возникла описанная выше легенда о переселении Марии Магдалины во Францию из Святой Земли. Хронист Сигеберт из Жамблу писал ещё в XII веке, что мощи были перемещены в 745 году в аббатство Везле из первоначального места захоронения из страха перед сарацинами[3].

В 1280-х годах аббатство Везле было побеждено конкурентом. В 1279 году король Карл II Неаполитанский воздвиг в Сент-Боме доминиканский монастырь, монахи которого стали утверждать, что нашли «реликвию нетронутой», с надписью, где утверждалась, что её спрятали (находку и развернутую по этому поводу агитацию связывают с борьбой короля против ереси катаров, для которых важной была фигура Марии МагдалиныПерейти к разделу «#Катары и альбигойцы»). Официальная версия теперь гласила, что именно здесь святой Максимин похоронил свою старую соратницу, в оратории, которую он построил на Вилла Лата, позже названной в его честь (Сен-Максимен-ла-Сент-Бом)[3].

Из-за этой новости конкурирующее аббатство Везле утратило большой поток паломников. В аббатстве считают, что мощи святой были утрачены им в период Религиозных войн.

Сент-Бом тем временем продолжал процветать: в 1600 году папа Климент VIII пожертвовал саркофаг для этих мощей, голова была положена в отдельный сосуд. В 1814 году церковь в Сент-Боме, повреждённую Французской революцией, восстановили, и грот был освящён заново. Именно в этом гроте голова находится и в настоящий момент[3].

Культ Марии Магдалины в католицизме

Образ кающегося грешника, в число которых в католической трактовке входит Мария Магдалина, пользовался популярностью на Западе, начиная со Средних веков и особенно с периода Контрреформации — поскольку Церковь культивировала поклонение таинствам, особенно таинству покаяния. История Марии Магдалины стала одним из самых популярных воплощений этой идеи[29].

Западноевропейский ученый Виктор Саксер исследовал ступени пройденного пути культа Марии Магдалины на Западе, начиная с её появления в мартирологах VIII века и первого упоминания о её мощах в аббатстве Нотр-Дам де Шелль примерно в то же время[30]. Для характеристики ситуации он вводит термин «магдалиновское брожение в XI веке».

«Мария Магдалина», картина неизвестного художника сиенской школы, конец XIV века

По-видимому, настоящий расцвет её культа связан с успехом Церкви в бургундском городе Везле, когда в 1059 году находившееся там аббатство, изначально покровительствуемое Богородицей, было передано Марии Магдалине, и там были обретены её мощи. «В конце концов оказалось, что игра стоила свеч. Везле процветал, став центром паломничества, пока в XIII веке его частично не затмил Сен-Максимин в Провансе, также предъявивший права на владение мощами Марии Магдалины»[25]Перейти к разделу «#Мощи в католицизме».

В 1084 и 1094 годах девочки, родившиеся во Франции, впервые получили имя Мадлен в честь святой. В 1105 году Жоффруа Вандомский составил проповедь «Во славу благословенной Марии Магдалины», где изложил почти всё, что было известно об этом персонаже (проповедь начинается с истории умащения грешницей ног Христа, то есть рассказывает о Марии-блуднице). Петр из Целлы именовал её meretrix и подчеркивал её ненасытную похоть. Но Жоффруа Вандомский писал, что[31] она «исповедует свои грехи» и тем спасается, поклонившись Христу. Она становится даже проводником искупления — «исцелившая не только свои раны, но и раны других грешников, и каждый день исцеляет новых». Жоффруа противопоставляет Магдалину даже апостолу Петру, которого она превосходит в любви к Господу. Затем он продолжает рассказ о её жизни с того места, где заканчивается евангельский сюжет. Он отталкивается от легенды «Об отшельнической жизни» и изображает её аскетом[25].

Его рассказ основан на трудах множества предшественников — Отцов Церкви, упомянутых выше, включая Амвросия, Августина, Григория Великого, а также на проповеди, приписываемой Одо из Клюни (ок. 1000), которая определяет роль Марии Магдалины в плане Спасения: «Свершилось так, что женщина, впустившая смерть в мир, не должна пребывать в немилости. Смерть пришла в мир руками женщины, однако весть о Воскресении исходила из её уст. Так же как Мария, Приснодева, открывает нам двери Рая, откуда мы были изгнаны проклятием Евы, так женский пол спасается от осуждения благодаря Магдалине[32]». Жоффруа следует традиции Одо, но идет ещё дальше: благочестивый язык Магдалины оказывается «вратами в Рай», именно она, а не Дева Мария, открывает врата тем, кто готов к покаянию. В проповеди Одо имя Марии Магдалины становится метафорой Церкви воинствующей, она — не символ женщины, а женское начало в мужчине, душа — та часть внутреннего человека, которая притягивает к бренному миру[25]. Автор жития Маргариты Кортонской (ум. 1297) пишет, что Магдалина была допущена в небесный хор дев рядом с Девой Марией и девицей Екатериной Александрийской, то есть всемогущий Бог даже восстановил девственность павшей женщины[25].

Около 1260 года эстафету развития образа Марии Магдалины подхватила «Золотая легенда» Якова Ворагинского, опиравшегося на указанные тексты предшественников, однако в качестве источника истории второй половины жизни святой указывавшего некий трактат Иосифа Флавия и некие книги святого Максимина, друга Марии Магдалины.

Древо жизни, по обе стороны которого стоят два полярных типа женщины — праведница (Дева) и грешница (Ева), а в центре сидит запутавшийся Адам (человек)

Исследователи гендерной роли женщины анализируют развитие культа Марии Магдалины, утверждая, что размышления церковников о женщинах в Средневековье начинались с противопоставления Ева — Дева Мария. Первая олицетворяла обычных женщин, вторая была недостижимым идеалом. А в XII веке праматерь Ева превратилась в объект ещё более ожесточённой критики (вплоть до определения «дочь дьявола»)[25].

Таким образом, Мария Магдалина, вернее, её культ, возник «из разверзавшейся пропасти между двумя диаметрально противоположными символами (…) Хотя история Магдалины восходит к Евангелию, внезапно необходимость в её присутствии обостряется. Магдалина начинает новую жизнь. Однако кому была нужна эта новая Мария Магдалина? Женщинам, для которых дорога на небеса была тернистой и едва ли не бесконечной. Женщина-грешница указывала путь к возможному спасению. Она давала небольшую, но реальную надежду, связанную с исповедью, покаянием и епитимьей; надежду, открывавшую средний путь между вечной жизнью и вечным проклятием»[25]. Таким образом, в следующие пятьсот лет в церковной культуре доминировали три женских образа: искусительница, прощённая грешница и Царица Небесная. Мария Магдалина заняла психологическую нишу, необходимую обычным прихожанкам, которые не имели смелости сравнивать себя с Богоматерью и желания — с искусительницей; и находили ближайшую аналогию своей земной жизни именно в раскаявшейся Марии Магдалине[25].

Декретом Конгрегации богослужения и дисциплины Таинств, подписанным папой Франциском 2 июня 2016 года, в Католической церкви день памяти Марии Магдалины был поднят до уровня «праздника»[33].

В протестантизме

Протестантскими толкователями, как и православными, с самого начала оспаривалась тождественность Марии-блудницы и Марии из Вифании евангельской Марии Магдалине, она почитается исключительно как святая мироносица[3].

В изобразительном искусстве

...В данный момент Генрих, методичный во всем, сделав выбор между
рисунками, стал вырезывать картинки из жизни Магдалины-грешницы.
      Сюжет и сам по себе был живописен, а воображение художника его еще
разукрасило; Магдалина была изображена молодой, красивой, окруженной
поклонниками; роскошное купанье, балы и наслаждения всех видов нашли своё
отражение в этой серии рисунков.
      У художника-гравера явилась остроумная идея, как это случилось позже с
Калло по поводу «Искушения святого Антония», прикрыть капризы своего резца
законным покровом церковного авторитета; так, под каждым рисунком,
изображавшим один из семи смертных грехов, стояли подписи:
    «Магдалина впадает в грех гнева».
    «Магдалина впадает в грех чревоугодия».
    «Магдалина впадает в грех гордости».
    «Магдалина впадает в грех сладострастия».
     И так дальше, вплоть до седьмого и последнего смертного греха.

В православной иконописи Мария Магдалина в отдельных сценах изображается крайне редко, по преимуществу — как жена-мироносица с сосудом благовоний. Изображения с пасхальным яйцом — ещё более редки. В конце XVI — начале XVII века её фигуру можно заметить на семейных иконах в группе святых покровителей семьи царя Бориса Годунова, поскольку она была покровительницей царицы Марии. Во 2-й половине XIX века в Российской империи встречается на иконах в паре со святым Александром Невским, поскольку оба были покровителями императора и его жены — Александра III и Марии Фёдоровны

В Европе Мария Магдалина опознается по следующим атрибутам[29]:

  • Сосуд или ваза с притираниями (миром) — в руке или у ног
  • Распущенные волосы

Её могут сопровождать следующие надписи[29]:

  • Ne desperetis vos qui peccare soletis, exemploque meo vos reparate Deo (с лат. — «Не отчаивайтесь, вы, впавшие во грех; вернитесь на путь истинный по моему примеру и через Бога»).
  • Optimam partem elegit (лат. (Мария же) избрала благую часть — Лк., 10:42)

Искусство знает несколько вариантов изображения святой[29]:

Название Иллюстрация Описание Название Иллюстрация Описание
С сосудом благовоний ΑγίαΜαρία η Μαγδαληνή.jpg Rogier van der Weyden 006.jpg Традиционное изображение святой с каким-либо атрибутом, в данном случае — с флаконом благовоний (алавастром), знаком Марии Магдалины и как омывшей ноги, и как жены-мироносицы.

В западноевропейском искусстве может быть изображена до обращения — в этом случае она богато одета, украшена драгоценностями, может носить перчатки (тип Любви земной)[29].

Омывающая ноги Иисусу Sainte-marie Madeleine2.jpg Западноевропейская иконография: блудница Мария Магдалина омывает ноги Иисусу миром, вытирая их своими роскошными волосами. Поэтому у неё обычно изображены красивые длинные волосы.
Свидетельница Распятия Crucifixion of Jesus, Russian icon by Dionisius, 1500.jpg Signorelli-crucifixion.jpg В православии Мария Магдалина изображается в числе предстоящих Распятию святых жён (хотя иногда там лишь 2 свидетеля — Богоматерь и Иоанн Богослов).

Западноевропейские художники её пишут рыдающей у подножия Креста, обнимающей его основание и даже целующей стопы (ср. Омовение ног).

Кающаяся Мария Магдалина Tizian 009.jpg Западноевропейская иконография: раскаявшаяся блудница Мария Магдалина изображена в виде отшельницы, подчас в пещере, с черепом, возможно, без одежды или в рубище, покрытая только волосами.

В качестве кающейся грешницы Мария Магдалина носит только простой плащ, либо обнажена, прикрыта длинными волосами. Здесь её атрибуты обычно — распятие и череп, иногда плетка и терновый венок. Она может читать, размышлять или «каяться» (поднимать заплаканные глаза к небесам). Местом действия таких изображений является пещера во Франции, место её отшельничества.

Участница Оплакивания Entombment of Christ (15th century, Tretyakov gallery).jpg Ugolino Lorenzetti 001.jpg В православии отдельной иконы для этой сцены страстей нет, элементы встречаются в «Положении во гроб».

В западном искусстве обычно изображается, как плачущая Мария Магдалина придерживает стопы Иисуса.

Во славе (Вознесение) Torun SS Johns Mary Magdalene 01.jpg Западноевропейская иконография: покрытая волосами пустынница на руках у ангелов парит над землей.

Сюжет встречается уже в ренессансном искусстве, но традиционным становится с конца XVI века, в эпоху Контрреформации. В ранний период её пишут полуодетой, возносящейся в молитвенной позе, а в эпоху барокко — обнаженной или прикрытой волосами, иногда — полулежащей среди облаков, подобно Венере[29].

Участница Положения во гроб Lamentation (Annunciation Cathedral in Moscow).jpg Fra Bartolomeo 003.jpg В православии икона может иметь элементы предыдущей сцены Оплакивания Христа.

В западном искусстве Мария Магдалина обычно придерживает ноги или руки Иисуса.

Последнее причастие Марии Магдалины Espinosa-comunion magdalena.jpg Западноевропейская иконография: отшельница Мария Магдалина принимает последнее причастие из рук священника (или ангела). Редкая иконографическая тема; ещё более редко изображается смерть отшельницы.
В числе жен-мироносиц Zheny mironosicy u Groba Gospodnja.jpg Fra Angelico 019.jpg В обеих традициях сцена изображается по Евангелиям: Мария Магдалина входила в число женщин, которые пришли умастить тело Иисуса, но обнаружили пустой гроб и ангела, поведовавшего им об воскресении.
Отдельная группа западноевропейских изображений связана с трактовкой
католичеством Мария Магдалины как Марии из Вифании и сестры Марфы:
Noli me tangere Noli me tangere (16th c., Cretan).jpg IVANOV YAV HRISTA MARI1.jpg В православном искусстве встречается редко, обычно лишь в поздних греческих иконах (критская школа) и под влиянием западноевропейских образцов.

Сцена явления Христа Марии Магдалине после его воскресения. Она сначала не узнает его, принимая за садовника, потом пытается прикоснуться к нему, но Иисус отстраняется от неё.

Иисус в доме Марфы и Марии Johannes (Jan) Vermeer - Christ in the House of Martha and Mary - Google Art Project.jpg В классическом варианте «Иисус в доме Марфы и Марии» изображения этой Марии именно как Магдалины-блудницы не заметно. Мария сидит и слушает Учителя, в то время как Марфа хлопочет.
Марфа и Мария Carava13.jpg Иногда западноевропейские художники изображали сестер только вдвоем, и в таком случае на первом плане могли фигурировать атрибуты прошлой греховной жизни Магдалины-Марии из Вифании и акцентироваться противопоставление обеих женщин.

Марфа может держать зеркало, символ Тщеславия (Vanitas), также могут присутствовать аллегории порока и добродетели (напр. «Марта, упрекающая Марию за её тщеславие»).

Могут быть запечатленными два эпизода — более ранний, в котором Марфа упрекает сестру за суетность, и следующий — в момент отречения Марии от суетности света. В этой сцене она изображается в момент сбрасывания плаща и драгоценностей в присутствии Марфы, иногда Христа[29].

Обращение Марии Магдалины Juan Correa - The Conversion of Saint Mary Magdalene - Google Art Project.jpg Редко встречающийся сюжет, развивающий тему Тщеславия. Мария-блудница изображена на фоне символов роскоши, но с внезапным осознанием слов Христовых.


Храмы

В искусстве

См. также

Комментарии

  1. Хотя комментарий XII века (Тосфот) называет такую Мириам, завивающую волосы женщинам, матерью Иисуса.
  2. Большой мощевик в форме ковчега содержит крест с Животворящим Древом, он украшен барельефом с частичками мощей множества святых, в том числе и Марии Магдалины
  3. Димитрий Ростовский и вслед за ним другие православные источники пишут, что католические мощи Марии Магдалины есть в римской Латеранской базилике, однако сами католики этого не подтверждают

[1] [2] [3] [6] [7] [8] [9] [10] [12] [13] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [14] [34] }}

Литература

на русском языке
на других языках

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Лопухин А. П. Мария Магдалина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. 2,0 2,1 Лебедев П. Ю., Лукашевич А. А., Квливидзе Н. В. Жены-мироносицы // Православная энциклопедия. — М., 2016. — Т. XLIII : «Максим — Маркелл I». — С. 561–569. — 752 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-89572-049-3.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Pope, H. St. Mary Magdalen (англ.) // Catholic Encyclopedia. — New York: Robert Appleton Company, 1910. Архивировано 20 февраля 2006 года.
  4. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок refname48 не указан текст
  5. Загадка Магдалы. Архивная копия от 15 мая 2019 на Wayback Machine // РИА Новости, 12 мая 2019
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 Аверинцев С. С. Мария Магдалина // Мифы народов мира. — Советская энциклопедия, 1990. — Т. 2. Архивировано 30 марта 2016 года.
  7. 7,0 7,1 Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории: Иисус в раввинской литературе. Дата обращения: 8 сентября 2015. Архивировано 15 марта 2015 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 8,8 Нарусевич И. В. Житие Марии Магдалины в "Золотой легенде" Якова Ворагинского // Studia philologica: Сб. науч. ст. / (Под ред. Г. И. Шевченко). — Мн.: Изд. центр БГУ, 2002. — Вып. 5. — С. 29—45. Архивировано 5 июня 2013 года.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 Жития святых Ростовского, 1903—1916.
  10. 10,0 10,1 10,2 Равноапостольная Мария Магдалина. Православный церковный календарь. Дата обращения: 8 сентября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  11. Минея. 22 июля: Равноапостольной Марии Магдалины. Возвращение мощей священномученика Фоки.. Дата обращения: 9 июня 2016. Архивировано 8 августа 2016 года.
  12. 12,0 12,1 Акафист святой равноапостольной Марии Магдалине. Акафистник. Дата обращения: 8 сентября 2015. Архивировано 20 апреля 2016 года.
  13. 13,0 13,1 Праведные сестры Марфа и Мария. Православный церковный календарь. Дата обращения: 8 сентября 2015. Архивировано 5 ноября 2015 года.
  14. 14,0 14,1 Е.А. Боратынский. КОММЕНТАРИИ К СТИХОТВОРЕНИЯМ (К ТОМУ I). Дата обращения: 8 сентября 2015. Архивировано 7 марта 2019 года.
  15. 15,0 15,1 В Варшаву с Афона доставлены мощи св. Марии Магдалины и часть Креста Господня. Русский Афон. Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон. Дата обращения: 8 сентября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  16. 16,0 16,1 Монастырь Эсфигмен (недоступная ссылка). Аfon.pro. Дата обращения: 8 сентября 2015. Архивировано 26 января 2016 года.
  17. 17,0 17,1 Монастырь Дохиар. Православная энциклопедия. Дата обращения: 8 сентября 2015. Архивировано 12 сентября 2015 года.
  18. 18,0 18,1 Монастырь Кутлумуш (недоступная ссылка). Аfon.pro. Дата обращения: 8 сентября 2015. Архивировано 26 января 2016 года.
  19. 19,0 19,1 Гонсало Аранда Перес. Мария Магдалина, между традицией и фантастикой. Русскоязычный портал Opus Dei. Дата обращения: 8 сентября 2015. Архивировано 6 марта 2016 года.
  20. 20,0 20,1 Jansen, Katherine Ludwig. The Making of the Magdalen: Preaching and Popular Devotion in the Later Middle Ages. — Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2000. — P. 28—29.
  21. 21,0 21,1 Filteau, Jerry. Scholars seek to correct Christian tradition, fiction of Mary Magdalene (англ.). Catholic Online, May 2 2006. Дата обращения: 8 сентября 2015. Архивировано 23 апреля 2015 года.
  22. 22,0 22,1 Traditional perspective of Mary Magdalene (англ.). Magdalene.org. Celebrating the Mysteries of the Woman Who Knew The All. Дата обращения: 8 сентября 2015. Архивировано 19 апреля 2009 года.
  23. 23,0 23,1 Schaberg, Jane. The Resurrection of Mary Magdalene: Legends, Apocrypha, and the Christian Testament. — New York-London: Continuum International Publishing Group, 2004. — С. 93.
  24. 24,0 24,1 Большой путеводитель по Библии. — Москва: Республика. — С. 289.
  25. 25,00 25,01 25,02 25,03 25,04 25,05 25,06 25,07 25,08 25,09 25,10 Жак Деларен. Глазами Церкви // История женщин. Молчание Средних веков. — СПб., 2009. — С. 40—50.
  26. 26,0 26,1 Abernethy and Beaty, The Folklore of Texan Cultures. — Denton University of North Texas Press, 2000. — P. 261.
  27. 27,0 27,1 Chilton, Bruce. Mary Magdalene: A Biography. — Crown Publishing Group, 2005.
  28. 28,0 28,1 О святой равноапостольной Марии Магдалине. Официальный сайт Московского патриархата. Дата обращения: 8 сентября 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  29. 29,0 29,1 29,2 29,3 29,4 29,5 29,6 29,7 Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by Kenneth Clark. Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара. — М.: «Крон-пресс», 1996. — 656 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-323-01078-6. С. 345-348
  30. 30,0 30,1 Victor Saxer, s.v. Maria Maddalena, Santa // Bibliotheca Sanctorum. — Romae, 1967. — Т. 8. — С. (col.) 1089.
  31. 31,0 31,1 Goffridus Vindocinensis, PL 157, coll. 270—272
  32. 32,0 32,1 Odo Cluniacensis (?), PL 133, col. 721
  33. Католическая Церковь будет почитать Марию Магдалину наравне с апостолами. Сибирская католическая газета. Дата обращения: 13 июня 2016. Архивировано 11 июня 2016 года.
  34. 34,0 34,1 Стихи о Магдалине М. Цветаевой, Б. Пастернака, Р. М. Рильке, эссе И. Бродского «Примечание к комментарию» // Бродский И. Письма к Горацию. — М.: «Наш дом — L’Age d’Homme», 1998. — С. CXXII—CXLV. Архивировано 4 декабря 2008 года.
  35. Евангелие от Филиппа. Текст. Свенцицкая И., Трофимова М. Апокрифы древних христиан. Дата обращения: 8 сентября 2015. Архивировано 23 июля 2015 года.
  36. Каратини, Роже. Катары. — Эксмо, 2010.
  37. Старберд, Маргарет. Миф о Марии Магдалине. — Москва: АСТ, 2008.
  38. Майкл Байджент, Ричард Ли, Генри Линкольн. Священная загадка. — СПб.: Кронверк-Принт, 1993.
  39. Фида М. Хасснайн. Марфа и Мария Магдалина // В поисках исторического Иисуса. Из апокрифических, буддийских, исламских и санскритских первоисточников. — Саттва, 2006.
  40. Еланская А.И. Премудрость Иисуса Христа. Апокрифические беседы Иисуса Христа с учениками. — СПб.: Алетейя, Алетейя. — 416 с. — ISBN 5-89329-645-1.

Ссылки