Манипуляция массовым сознанием

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Графическая манипуляция массовым сознанием в нацистской Германии, бланк плебисцита 10 апреля 1938 года: «Согласен ли ты с произошедшим 13 марта 1938 года воссоединением Австрии с Германией и голосуешь ли за список нашего фюрера Адольфа Гитлера?», над большим кругом по центру надпись «Да», над маленьким — «Нет»

Манипуля́ция ма́ссовым созна́нием (ср. «манипуля́ция обще́ственным мне́нием») — один из способов управления большим количеством людей (коллективами, сообществами и так далее) путём создания иллюзий и условий для управления их поведением.

Само слово «манипуляция» изначально было медицинским термином хирургической сферы, но в XX веке стало применяться в общественном сознании как ключевой смысловой элемент психологических операций в информационной войне.

Это воздействие направлено на природно-психические и социально-психологические структуры человека. Оно осуществляется явно и неявно, ставит своей задачей установить контроль над поведением, лишить объект манипуляции свободы мышления и направить в требуемом направлении. Это делается посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей — необязательно, что с деструктивными целями в отношении объекта манипуляции.

Изданный в 1969 году в Нью-Йорке «Современный словарь социологии» определил общественную манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характера поведения, которого он от них ожидает».

В российской практике ярким примером публичного рассуждения о манипуляции массовым сознанием является выступление Г. Грефа на XVI Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге (2012 год). Значимость этого примера в том, что двухминутное рассуждение о манипуляции массовым сознанием там само по себе является одновременно и манипуляцией массовым сознанием, и следствием предыдущих манипуляций массовым сознанием в информационной войне за устройство общества.

Классификация трактовок понятия «манипуляция» (полит.)

Несмотря на достаточно продолжительный опыт применения понятия «манипуляция», русские и зарубежные авторы демонстрируют известный разброс в понимании этого термина в политологическом контексте. В монографии доктора психологических наук, профессора и заведующего кафедрой общей и социальной психологии ТюмГУ[1] Е. Л. Доценко «Манипуляция: феномен, механизм, защита»[2] проанализированы 12 авторских контекстов.

Представления различных авторов о понятии «манипуляция» (полит.)
Авторы Определения
1 Б. Н. Бессонов Форма духовного воздействия, скрытого господства, осуществляемая насильственным путём
2 Д. А. Волкогонов Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира
3 Р. Гудин Скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого
4 О. Т. Ёкояма Обманное косвенное воздействие в интересах манипуляторов
5 Л. Прото Скрытое влияние на совершение выбора
6 У. Рикер Способ структурирования мира, позволяющий выиграть
7 Дж. Рудинов Инициация поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого
8 В. Н. Сагатовский Отношение к другому как к средству, объекту, орудию
9 Г. Шиллер Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения
10 Э. Шостром Управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей
11 П. У. Робинсон Мастерское управление или использование
12 В. С. Королёв Внушение желаемого массе

На этой основе Е.Доценко выявляет 18 типичных признаков, используемых каждым автором для определения манипуляции (здесь не приводится). В момент написания данного научного труда ныне известная работа С. Г. Кара-Мурзы ещё не увидела свет, и потому в систематизацию Е.Доценко она не попала.

Манипуляция сознанием при восприятии на индивидуальном уровне

Признаки манипуляции сознанием

  • Вид духовного, психологического воздействия, форма скрытого психологического насилия (а не физическое насилие или угроза насилием). Мишенью действий манипулятора является психика человеческой личности, её образ мира, общие ценности, представления, убеждения, стереотипы и установки целевой аудитории.
  • Скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает один из ведущих специалистов по американским средствам массовой информации профессор Калифорнийского университета Г. Шиллер: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не отражён в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Зачастую эту фальшивую действительность создают СМИ. Они служат информационными фильтрами, формируют повестку дня и являются ретранслятором авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные. Особо тщательно скрывается главная цель — чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений.
  • Воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или её частями).
  • К людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам, лишенным свободы выбора. Манипуляция — это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.

Манипулятор для управления толпой использует её социальные, религиозные, культурные, этнические и гендерные предпочтения и убеждения, служащие основой общей самоидентификации группы. Необходимым условием манипуляции служит присутствие образа врага, организующего толпу как целое. Легендарный крик толпы: «Распни Его!» — служит древнейшим свидетельством формирования управляемой толпы на основе религиозных установок и яркого образа врага.

Формирование управляемой толпы посредством серии манипуляций становится ключевым инструментом процесса легитимизации и делегитимизации властных институтов в современном мире.

  • Манипуляция основана на подмене истинных причин событий мнимыми, дезориентирующими объект в нужном для манипулятора направлении. Данная задача может быть выполнена как с помощью СМИ, так и на основе неформальных каналов информации.

Теоретическое обоснование манипулятивных техник имеет давнюю историю и основывается на древнегреческом понятии стратагема как военной хитрости, уловке, призванной ввести противника в заблуждение и добиться победы, не прибегая к сражению. Данное понятие использовалось древнегреческими историками Геродотом и Ксенофонтом (трактат О командовании конницей), а также древнеримским автором Секстом Фронтином (Стратагемы). Китайский трактат Тридцать шесть стратагем, несмотря на свою почти двухтысячелетнюю историю, остается классическим собранием манипулятивных техник[3]. В настоящее время теоретическим основанием манипулятивных технологий служит теория диссипативных структур и теория хаоса на которых, в частности, основываются модели манипулирования гражданским обществом с целью трансформации и делегитимизации государственных и общественных институтов[4].

Ядро манипуляции: скрытое сообщение, команда объекту, призванная изменить его поведение, — это, прежде всего, высококачественный интеллектуальный продукт, призванный обойти защитные психологические барьеры, встроиться в систему (Мимикрия), получив контроль над её деятельностью в заданном сегменте. Аналогией здесь может служить деятельность вируса в клеточном организме.

Алгоритм манипуляции включает в себя несколько основных этапов:

1) Анализ культурно-психологических особенностей целевой аудитории или ключевого информатора, составление культурно-психологического портрета целевой аудитории. Используются различные опросы, фокус-группы и глубинные интервью с представителями целевых групп при участии аналитиков и военных психологов.

2) Построение в СМИ виртуальной картинки заданного события, совместимой с психологическими установками и картиной мира целевой аудитории и выводящей её на нужную модель поведения в рамках целевого ориентира манипуляции. Сегодня виртуальная картинка формируется с использованием передовых компьютерных технологий и достижений кинематографии, что, как отмечают исследователи (Baudrillard, 1991)[5], делает её в массовом восприятии более реальной и яркой, чем подлинная реальность[6].

3) Планирование реального события, имеющего символическое значение и служащего пусковым механизмом, вынуждающим целевую аудиторию поверить в реальность заданной извне виртуальной картинки и действовать в соответствии с ней.

4) Контроль над СМИ: управление информационными фильтрами, призванное синхронизировать в СМИ информационные потоки и закрепить положительные результаты манипуляции. Важным элементом манипуляции служит планирование отвлекающих и шоковых событий для отключения способности критически мыслить, повышения уровня внушаемости целевой аудитории, превращении её в толпу, руководимую стадным инстинктом и управляемую извне.

Если основной целью классической войны служит физическое уничтожение врага, то целью информационной войны, ведущейся посредством различных манипулятивных технологий, — служит уничтожение врага в духовном аспекте посредством разрушения его ценностей, а также смыслового контекста в котором эти ценности укоренены. Необходимым элементом здесь служит манипуляция исторической памятью: девальвация в массовом сознании исторических событий, имеющих символическое значение и объединяющих людей в социально-культурную общность. Исследователи выявляют значительный спектр манипуляций исторической памятью в современных СМИ (Володихин, Д., Елисеева, О., Олейников, Д. История России в мелкий горошек, 1998.- 256 с.).

  • Заставить объект признать неполноценность и ущербность своих собственных ценностей и представлений на фоне показательной яркости и привлекательности ценностей врага — является целью манипулятивной программы.

Предпосылки манипуляции

Условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев преобладающее большинство граждан служит пассивным объектом информационного воздействия: не тратит ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в сообщениях СМИ. Целенаправленное изменение общественных настроений создает поле возможностей для реализации манипулятивной программы.

Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор, соучастник. Манипуляция — это не только скрытое психологическое насилие, но и соблазн. Важную роль здесь играет использование лидеров мнений, оказывающих влияние на формирование мнений в пределах своей группы. Базовой моделью здесь служит теория многоступенчатого распространения информации Пола Лазарсфельда (Lazarsfeld, 2004). На основе данной модели проводятся мобилизационные кампании в социальных сетях, служащие одним из основных элементов информационного воздействия на массовое сознание. Точный расчет темы и выбор ключевых информаторов приводит к тому, что информационная кампания переходит в автокогерентный режим с волнообразным расширением массовой аудитории. В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:

  • положительные формы:
    • заступничество,
    • успокаивание,
    • комплимент,
    • невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),
    • сообщение хороших новостей,
    • общие интересы…
  • отрицательные формы:
    • деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков),
    • деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках),
    • деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания)…

Цель манипулятора

Цель тех, кто желает манипулировать сознанием — дать объектам такие знаки, чтобы они, встроив эти знаки в контекст, изменили образ этого контекста в своем восприятии, трансформировали свой образ мира в заданном извне направлении. Объекту манипуляции подсказываются такие связи своего текста или поступка с реальностью, навязываются такое их истолкование, чтобы представление о действительности было искажено в желательном для манипулятора направлении. А значит, это окажет воздействие и на поведение, причем объекты будут уверены, что поступают в полном соответствии с собственными желаниями.

Целью манипулятора является лишение объекта свободы выбора: способности критически мыслить и делать рациональный выбор, мягкое подведение к заданному извне выбору как единственно возможному, якобы безальтернативному для объекта. Этот выбор является несвободным и неосознанным, что делает возможным внешнее управление поведением объекта помимо его воли. Базовый принцип: Ситуация, осознающаяся реальной — реальна по своим последствиям (Thomas, 1928). Любая химера, намеренно созданная иллюзия становится руководством к действию, если заставить в неё поверить.

Противодействие психологической манипуляции

Одной из форм противодействия манипуляции является критический анализ поступающей информации, организация получения информации из разных источников.

Способы противодействия манипуляциям в СМИ:

  • Анализ противоречащих источников (по обе стороны), выявление общих и разнящихся сведений.
  • Получение информации из первых рук, общение с представителями групп, задействованных в ситуации.
  • Выявление манипуляторов и анализ продвигаемой ими точки зрения.
  • Анализ отношения различных групп в социальных сетях и других публичных источниках.

Способы противодействия прямым манипуляциям:

  • Внешнее согласие (начать с того, с чем согласен, можно даже привести аргумент в пользу слов оппонента). Состоит в том, что адресат выделяет из речи манипулятора те положения, с которыми может согласиться. Остальную информацию пропускает «мимо ушей», либо перефразирует её.
  • Перефразирование «-» в «+», констатация фактов. Как правило, применяется при манипуляциях отрицательной формы (вызывающих отрицательную эмоцию у объекта манипулирования).
  • Изменение темы разговора, оттягивание окончательного ответа (принять информацию к сведению и отложить решение на завтра, «утро вечера мудренее»).
  • Игнорирование отрицательной оценки или отказ от ответа (например: «не буду отвечать на эту реплику, ответить на неё — значит унизиться самому»; «этот вопрос я обойду молчанием…» и т. п.).
  • Повышение уровня компетентности, критичность восприятия, формирование научного образа мышления[7]. Критичность восприятия независимо от базового уровня знаний способна значительно ограничить глубину и продолжительность воздействия манипулятивных технологий на человека.

Выявление манипуляторов в сети Интернет

Масштабный автоматизированный анализ социальных комментариев позволяет выявлять кибер-манипуляторов. Существует ряд признаков такого рода «манипуляционной атаки», например появление в короткий отрезок времени в информационном пространстве большого количества однотипных (нередко, тезисы, содержащиеся в них, дублируются слово в слово) постов, комментариев, вопросов и т. д. в различных публичных обсуждениях, объединенных общей идеей или направленных на одну цель (часто, на разжигание конфликта или инициирования нетерпимости в нужном для манипуляторов направлении). Такие сообщения чаще всего имеют эмоциональную, экспрессивную окраску, вполне обычен переход на личности, оскорбления и угрозы. Структурно подобные посты строятся вокруг нужной манипуляторам идеи в виде упрощенного тезиса, аргументированность которого нередко обуславливается не здравым смыслом, а силлогизмами и софистическими приемами (т. н. «пропагандистские штампы»). Если атака осуществляется адресно в сторону некоего публичного лица, точка зрения которого неугодна манипуляторам, то добавляется интернет-травля, буллинг, попытки раскрытия конфиденциальной информации, троллинг, флейм-атака (намеренное заполнение пабликов в соцсетях, принадлежащих цели атаки, массой пустых и провокационных сообщений, с целью дискредитации цели в глазах подписчиков, нанесения психологического урона, в конце концов, отвлечение цели от участия в публичной дискуссии и направление ее усилий на «решение проблем»). Применяются методики «информационного шума» и «информационного хаоса» — заполнения публичного пространства тысячами информационно пустых статей, сюжетов, тем, инфоповодов, «утопление» дискуссий и обсуждений в тысячах комментариях. Некая общая точка зрения, продвигаемая таким способом через тысячи фейковых новостей и обсуждений создаёт у индивидуума ложное впечатление, что «так думают все». Систематический анализ публикаций таких информационных сообщений и комментариев позволяет вскоре распознать проводимую акцию и сделать предположение об её примерной цели.

Методы манипуляции

Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, различают довольно много. Среди них есть как грубые, примитивные формы манипуляций, так и тонкие, основанные на хорошем знании индивидуальной человеческой психологии и социальных механизмов. Наиболее распространенные и очевидные:

  1. Использование вербального внушения. Продвигая нужную идею, инициатор манипуляций организуют масштабное «обсуждение» этой проблемы в СМИ, выступления «аналитиков», высказывания «авторитетных мнений» и т. д. Иными словами, зрителя (слушателя, читателя) в прямом смысле «убеждают» принять ту или иную точку зрения (на самом деле, подобного рода информационные кампании являются не более, чем методом «вдалбливания в головы», но в более мягкой, нежели традиционная пропаганда, форме);
  2. Намеренное искажение отражения действительности в СМИ, подача намеренно противоречивой, недостоверной и заведомо предвзятой информации. Может производится как в грубой форме, так и в завуалированной;
  3. Перенос частного факта в сферу общего, возведение единичного случая в ранг системы. Обратная методика — искусственное дробление единой цепочки событий на отдельные факты;
  4. Использование слухов, домыслов, предвзятых толкований вместо достоверных фактов и мнений, основанных на анализе имеющейся информации;
  5. Манипулятивные технологии софистического типа, то есть основанные на приемах подмены понятий, нарушения принципа силлогизма в аргументации, построение дедуктивных и индуктивных цепочек на заведомо неправильных предпосылках (утверждение связи между фактами/ событиями там, где ее в действительности нет). Сюда же относится подмена событий их словесной декларацией;
  6. Внедрение в аудиторию «синдрома приобретенной беспомощности», то есть политика нарочитого выпячивания в информационном поле негативных новостей и событий (катастрофы, бедствия, войны, эпидемии, разгул преступности), выделение негативной информационной повестке незаслуженно большого количества информационного поля (часов эфира, первых полос в газетах). Подобная информационная обработка постепенно вырабатывает у индивидуума ощущение, что он живет в «мире зла», вокруг него только болезни, страдания, действуют многочисленные преступники. Это придает ему пассивность и послушание на поведенческом уровне, лишает воли к переменам;
  7. Замалчивание одних фактов и выпячивание других;
  8. Метод фрагментации — подача информации кусками, порционно, стремление помешать индивидууму видеть картину в целом;
  9. Методы, применяемые в классической пропаганде — многократные повторы, метод «абсолютной лжи» или т. н. «метод Геббельса» («Чем чудовищнее ложь, тем легче в неё поверят»), создание эффекта массовости нужной точки зрения, противоположная точка зрения представляется отсталой, непрогрессивной, ее представители незаметно дискредитируются;
  10. Создание ложных авторитетов и экспертов. Персоналии, транслирующие выгодную манипуляторам точку зрения, незаслуженно возвеличиваются, активно продвигается их образ как экспертов, признанных авторитетов в данном вопросе;
  11. Создание лжесобытий, мистификация. Инициирование заказных инфоповодов;
  12. Подмена фактов и идей красивыми, но бессодержательными лозунгами, призывами, целями;
  13. Метод диссонанса: продвижение альтернативных фактов, ценностей и представлений, разрушающих механизмы трансляции исторической памяти, общие символы и ценности целевой группы (концепция молекулярной революции А. Грамши)[8].

См. также

Примечания

  1. Доценко Евгений Леонидович Архивная копия от 25 августа 2012 на Wayback Machine // Официальный сайт факультета психологии ТюмГУ
  2. Название источника и таблица по сб. «Контроль сознания и методы подавления личности». — Мн.: Харвест, 2002. ISBN 985-13-0356-9
  3. Военные хитрости: 36 китайских стратагем — Игорь Герасимов. Дата обращения: 12 мая 2014. Архивировано 12 мая 2014 года.
  4. «Sharp, Gene» From Dictatorship to Democracy: A Conceptual Framework to Liberation, Boston, 1994
  5. The Gulf War Did Not Take Place — Wikipedia, the free encyclopedia. Дата обращения: 23 апреля 2014. Архивировано 12 августа 2014 года.
  6. Народное ликование в Триполи снималось в Катаре. Дата обращения: 19 апреля 2014. Архивировано 14 мая 2014 года.
  7. Научное понятие (недоступная ссылка)
  8. С. Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием». Дата обращения: 13 июня 2016. Архивировано 10 ноября 2016 года.

Литература

  • Колин, Ю. В. Информационная война : перспективы и стратегии. — Научная мысль Кавказа, &1, 2003.
  • Мамардашвили, М. К. Превращенные формы. (О необходимости иррациональных выражений). — Москва, 1990.
  • Axelrod, Robert. The Structure of Decision: Cognitive Maps of Political Elites. — Princeton, 1976.
  • Baudrillard, Jean. The Gulf War Did Not Take Place. — Paris, 1991.
  • Civilian, Surge. Key to Complex Operations. — Washington, 2009.
  • Chomsky, Noam. Media Control the Spectacular Achievements of Propaganda. — New York, 1997.
  • Gramsci, Antonio. Quaderni del carcere. — Torino, 1975.
  • Jung, Karl. The Archetypes and Collective Unconsciouse. — Princeton, New York, 1984.
  • Lazarsfeld, Paul & Merton, Robert. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action. — New York, 2004.
  • Meyssan, Thierry, ed. Bertran, Paul. L'Effroyable Emposture 2: Manipulations et Desinformations. — Paris, 2007.
  • Moscovici, Serge. La Machine a Faire des Dieux. — Paris, 1988.
  • Pacuit, Eric. «Voting Methods», The Stanford Encyclopedia of Philosophy , (Winter 2012 Edition), Edward N Zalta (ed.). — Stanford, 2012. (недоступная ссылка)
  • Sharp, Gene. From Dictatorship to Democracy: A Conceptual Framework to Liberation. — Boston, 1994.
  • Schank, Roger. The Connoisseur's Guide to the Mind: How we think, How we learn and What it means be Intelligent. — New York, 1991.
  • Thomas, William & Thomas, Dorothy. The Child of America: Behavior Problems and Programs. — New York, 1928.

Ссылки