Мангуты

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Мангыт»)
Мангуты
мангуд
Тип монгольское племя
Этноиерархия
Раса монголоидная
Группа народов монголы
Подгруппа нирун-монголы
Общие данные
Язык древнемонгольский
Письменность старомонгольское письмо
Религия тенгрианство, шаманизм
В составе борджигин
Предки сяньби, шивэй
Родственны уруты, тайджиуты, будааты, бэсуты, ноёхон, уджиэты
Историческое расселение
Монголия (XII—XIII вв.)

Мангуты (монг. мангуд — букв. «монголы») — монгольский род, участвовавший в походах Чингисхана. Название мангут в источниках встречается в различных формах: мангыт, манкгут, мангхит, мангкит. Возможно, слово «мангут» происходило от древнего звучания слова «монголы»[1].

Происхождение

На основании данных «Сокровенного сказания» («Тайной истории монголов») и «Алтан дэбтэр» («Золотой книги»), истории официальной, выдержки из которой приводит Рашид ад-Дин, можно проследить историю возникновения мангутов от монгольского рода Борджигин.

От Бодончара, родившегося, согласно монгольскому историку Х. Пэрлээ[2], в 970 году, ведётся фамильный свод Алтан Уруг, Золотого древа, давшего монголам и всему миру Чингисхана.

  • Сыновьями Бодончара были Хабичи-баатур[3] (У Рашид ад-Дина он назван Бука[4]) и Бааридай, давший начало роду Баарин, в котором родился сподвижник Чингисхана Хорчи. От Джадарадая, приёмного сына Бодончара, пошёл род Джадаран. Из этого рода происходил Джамуха, побратим (анда) и соперник Тэмуджина. От другого приёмного сына Чжоуредая (Буктая) происходит род Чжоуреид.
  • От Хабичи-баатура родился Мэнэн-Тудун (Дутум-Мэнэн).

У Мэнэн-Тудуна было семеро сыновей: Хачи-хулэг (Хачи-Кулюк), Хачин, Хачиу, Хачула, Хачиун, Харандай и Начин-баатур.

  • Сыном Хачи-Кулюка был Хайду (У Рашид ад-Дина Хайду назван сыном Дутум-Мэнэна[5]) от которого произошёл Чингизхан.
  • Сыном Хачина был Ноягидай, от него пошёл род Ноякин.
  • Сын Хачиу — Барулатай, от него, а также сыновей Хачулы Еке-Барула и Учуган-Барула пошёл род Барулас.
  • Сыновьями Начин-баатура были Уруудай и Мангутай, основатели родов Урууд и Мангуд.

СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ. Глава «МОНГОЛЬСКИЙ ОБЫДЕННЫЙ ИЗБОРНИК». Раздел I. «РОДОСЛОВНАЯ И ДЕТСТВО ТЕМУЧЖИНА (ЧИНГИСА)». Абзац § 46[6].

Сын Хачи-Кулюка, Хайду, по матери происходил от Намолуны. Хачинову же сыну дали имя Ноягидай. Из-за его крайнего чванства (noyansiy aburity) и род его стал прозываться Ноякин. Сына Хачиу звали Барулатай. Ростом он был велик и горазд до еды. Род его прозвали Барулас. Сыновья Хачулы также образовали род Барулас, и из-за жадности обоих братьев к еде пошли родовые прозвища Еке-Барула и Учуган-Барула, а отсюда пошли уже и родовые подразделения Баруласов: Эрдемту Барулас, Тодоен-Барулас и др. Дети Харандая стали родоначальниками племени Будаад-кашников, которое назвали так по той причине, что у них, наподобие перемешанной каши, не было ни старшего, ни главы. У Хачиуна был сын, по имени Адаркидай. Он стал родоначальником племени, прозванного Адаркин-сутяги из-за тех распрей, которые он заводил между братьями. Сыновья Начин-Баатура прозывались Уруудай и Мангутай. От них пошли племена Урууд и Мангуд. У Начин-Баатура от первой, старшей жены родились ещё Шичжуудай и Дохолодай.

В XII веке племя мангутов расселилось между борджигинами, кочевавшими по Онону, и близко соседствовало с забайкальскими монголами-баргутами. Некоторые данные говорят о родстве мангутов, барласов, арлатов, бахрин-илингутов, урнаутов, йисутов, конкотанов, сунитов, каркасов, илджитов и урутов.

В составе мангутов упоминаются ветви: оймангут (лесные мангуты), усуту мангут (речные мангуты)[7].

По другим монгольским этногоническим преданиям[8], племя мангут относилось к древнемонгольской фратрии нирун. Его родоначальником считался, по одним источникам, Мангудай — потомок праматери Алан-гоа в шестом поколении, по другим — Джаксу из седьмого колена от Алан-гоа[9]. В конце XII—начале XIII века один из предводителей мангутов Хуилдар-сэчэн был побратимом (анда) Чингисхана и командовал его передовыми отрядами, «во все времена… действовал с Чингиз-ханом заодно и оказал ему много содействия»[10]. После гибели Хуилдара в соответствии с его ещё прижизненной просьбой Чингисхан взял на себя заботу о его семействе[11]. Мангуты во главе с сыном Хуилдара Мункэ-Калджа состояли в левом крыле монгольского войска, воевали в Китае и Иране. Из мангутов происходил и другой сподвижник Чингисхана — Джэдэй, в дальнейшем служивший при сыне Чингиса Толуе[12].

По мере образования империи мангуты расселялись по разным улусам. Отдельные их подразделения мигрировали в Дешт-и Кыпчак, где объединили под названием мангытов, часть местных кыпчаков и, возможно, гузов. Источники XV века застают мангытов в междуречье Яика и Эмбы полностью тюркизированными. Район их первоначального кочевания в землях Джучидов неизвестен. Однако судя по известиям об их откочевке за пределы досягаемости армии Тимура в конце XIV века[13], до этого они обитали где-то юго-восточнее.

Внутреннее устройство

Предводители мангутов получили ранг беклярибека (главного военачальника и командира крыла) при ханах левого крыла Джучиева улуса, что возможно объяснять традицией, шедшей от побратимства Чингисхана и Хуилдара. Этот пост занимали эмир Балтычак, его сын Едигей и потомки Едигея по линии его сына Hyp ад-Дина до начала XVI века. Около 1447 года Ваккас б. Hyp ад-Дин, беклярибек Абулхайра, фактически отделился от ханства левого крыла, превратив юрт в самостоятельное политическое образование[14]. Во второй половине XV века влияние и могущество мангутских беклярбеков (биев) настолько усилилось, что им стало принадлежать решающее слово в выборе кандидатуры хана в государстве Шейбанидов. При бие Саид-Ахмеде (правил в 1520—1548 гг.) подвластное ему владение окончательно превратилось в независимое ханство — так называемую Ногайскую Орду[8].

Статус главы мангутов требовал соответствующего терминологического оформления. Однако монголо-джучидская государственная традиция имела весьма неразвитую титулатуру. Звание беклярибека формально являлось обозначением ранга старшего военачальника при хане и не отражало той реальной роли, которую играли Едыге, а затем его преемники во второй половине XV—XVI веках. Не будучи Чингизидами, мангутские лидеры не смели воспользоваться одним из монархических или династических титулов (хан, султан и т. п.). В этих условиях был избран другой путь: использовать в качестве заменителя титула имя первого джучидского беклярибека Ногая, который фактически являлся и соправителем ханов в конце XIII века. По некоторым сведениям, Едыге использовал также тюркский перевод имени «Ногай» («Пес») кычек, и, кроме того, имя другого могущественного беклярибека соправителя Золотой Орды — Мамая[8][15].

Непосредственные наследники Едыге не имели большой власти и влияния, поэтому употребление новоизобретенного титульного прозвища на некоторое время стало неактуальным. Однако после смерти хана Абулхайра (1468 г.), в условиях ослабления центральной власти, распада государства кочевых узбеков и усиления мангытской знати, потомки Едыге восстановили применение термина «ногай». Но теперь он стал относиться не только к бию, но и ко всем его поданным. При этом понятие «ногай» подразумевало, во-первых, не исторического Ногая, который никогда не имел кочевий в Восточной Дешт-и Кыпчаке, а беклярибека Едыге, носившего титул-прозвище «ногай», «кычек». Во-вторых, слово «ногай» стало служить обозначением не только мангытов, но и всего остального населения государства безотносительно к племенной принадлежности. Кочевавшие на территории Юрта мангыты, кунграты, найманы, туркмены и прочие соотносили себя, судя по источникам, со своими племенами («родством»), но одновременно являлись и ногаями. Таким образом, слово «ногай» служило в тот период (последняя треть XV — первая четверть XVI века) не этнонимом, а «государственным именем», то есть обозначением принадлежности к ногайскому государству[8].

Позднее, при взаимной ассимиляции племен Ногайской Орды, оно превратилось в общее этническое имя народа этого государства. После распада Ногайской Орды те её жители, что переселились на запад, сохранили за собой этноним «ногай» (на Северном Кавказе до настоящего времени). Оставшиеся за Яиком вошли в состав казахского Младшего жуза (и позднее влились в казахский этнос), а также в состав ряда тюркоязычных народов Средней Азии и Сибири[8].

Потомками мангутов являются ногайцы[16][17][18][19] и каракалпаки[20][21]. От Едигея своё происхождение ведут такие княжеские роды, как Байтерековы, Кутумовы, Урусовы, Шейдяковы, Юсуповы[22], Кантемиры[23], Кекуатовы[24], а также мурзы Сюндюковы[25]. К мангытам, по одной из версий, восходит происхождение Каринских арских князей (Деветьяровы, Касимовы, Яушевы и др.)[26]. Как полагают некоторые авторы, династия Тайбугинов также могла происходить из мангытов[27].

Распространение мангутов

Проникновение и распространение мангутов в Средней Азии связывают с монгольским нашествием. В результате походов Чингис-хана и его потомков, а также миграционных процессов в XIII—XVI вв., мангыты и рода, принявшие их имя, распространились на обширной территории, от реки Днепр на западе до Внутренней Монголии и Бурятии на востоке, от верхнего Поволжья на севере и до северного Афганистана на юге. Род мангут принимали участие в походе Батыя на Русь. Одно из первых упоминаний мангутов в письменных источниках встречается в XII веке.

Однако было отмечено, что монгольские завоеватели нашли здесь местное, автохтонное многочисленное тюркоязычное кочевое и оседлое население. Монголы, выделенные в удел сыновьям Чингис-хана, а также прибывшие туда позже, были рассеяны среди массы покоренных тюркских племен и родов. Господствующая роль монгольских родов определяла престижность их самоназвания, что принималось подчиненными племенами.

Предполагается, что после походов Чингисхана в среднеазиатские степи проникла небольшая часть монголов-мангутов, которые, оказавшись в окружении какой-то группы кипчакских племен, были ассимилированы, но передали им свое название. Вероятно, эти первоначально немногочисленные племена восприняли язык и культуру восточных кипчаков и растворились среди них. Те кипчакские кочевые общины, что расселились на территории, отведенной в юрт (пространство для кочевания) племенам, таким как: мангуты, хонгираты, кереиты и другим приняли по степному обычаю их имя[28]. Из Восточного Казахстана мангыты, вероятно, в XIII веке проникли в Среднеазиатское междуречье. По преданиям ногаев — потомков мангутов, их предки прежде жили в Бухарии и назывались узбеками. Приблизительно в 1350-х—1360-х годах значительная часть мангутов вновь вернулась в степи Дашти-кипчака. Позже они стали называться ногаями[8]. Эмиром мангутов в XIV веке был Едигей. По данным автора первой половины XVI века ибн Рузбехана три племени относили к узбекам, в числе которых он упоминает мангутов[29].

Часть мангутов, смешанные с тюркоязычными народами называется «мангытами» (узб. mang'it).

Мангыты в составе каракалпаков делились на 19 родов, разделенных на четыре группы: 1. Каратай, состоявший из родов: кара-мангыт, кара-сирак, ак-мангыт, мамыкши, косар, кылкалы; 2. Сары-тай, состоявший из родов: аршан, жанлык, ток-мангыт, арсары, таз-жаллык, шуйит, жаманша, есеби, тамгалы, тонг-мойын, темир-ходжа; 3. боз-тай; 4. жетим-тай[30].

Монгольские мангуты

В Монголии мангуты (мангуд, магниуд) ныне проживают в сомонах Дэлгэрэх, Мандах, Улаанбадрах, Хөвсгөл, Хатанбулаг, Эрдэнэ Восточно-Гобийского аймака; сомонах Эрдэнэдалай, Сайхан-Овоо, Дэлгэрхангай, Хулд, Луус, Өлзийт, Дэрэн, Өндөршил Средне-Гобийского аймака сомонах Булган, Мандал-Овоо, Цогт-Овоо, Ханхонгор, Баян-Овоо, Номгон, Манлай, Ханбогд Южно-Гобийского аймака; сомоне Түмэнцогт Сүхбаатарского аймака; сомонах Орхон, Сайхан, Баянгол, Мандал Селенгинского аймака; сомонах Жаргалант, Борнуур, Баянчандмань, Баянцагаан, Баянжаргалан, Баян Центрального аймака[31].

В Монголии проживают носители следующих родовых фамилий: Мангууд, Мангуд, Мангут, Мангуудай, Мангуут, Магниуд, Магниут, Мангиуд, Мангад, Мангадай, Мангат, Монгууд[32].

Мангуты (род манггуд) проживают в составе южных (увэр) монголов на территории Внутренней Монголии[33][34].

Одно из основных поколений примкнувшего к хонгодорам рода тэртэ в составе закаменских бурят носит имя мангадай. В данном названии, согласно Б. З. Нанзатову, прослеживается связь с этнонимом «мангуд»[35]. С этнонимом мангут также связаны современные бурятские фамилии Мангутов, Мангатаев, Мангадханов, а также название мифического существа мангадхай (мангус)[7].

Мангуты (мангад, мангыд) отмечены в составе калмыков. В состав калмыков входят роды: мангад, хара мангад, иштиг мангад[36] (иштык-мангут)[37], толга уга мангад[38], мангад-шебенеры: улын мангад, хуучин бюрин мангад[36].

Мангытская династия в Бухаре

Узбекские амиры из племени мангыт создали свою династию правителей Бухары (1756—1920), сменившую династию Аштарханидов.[39][40]

В начале XX века мангыты в составе узбекского народа являлись самым могущественным и многочисленным племенем в Бухарском оазисе. Общая их численность составляла 99 200 человек, а Бухарском и Гиждуванском уездах их было более 52 тысяч[41].

Род Мангыт казахов

В составе казахского племени Конграты внутри Мангытай есть подрод Мангыт.

ДНК мангутов

Согласно работе казахстанских исследователей, C2-старкластер, выявленный у представителей рода мангыт среди ногайцев, отражает генетический вклад нирун-монголов, к которым относился род мангыт[42].

2 представителя племени мангут из Западной Монголии были протестированы на гаплогруппу N1c Y-хромосомы ДНК[43].

Один оказался представителем гаплогруппы N1c.

Другой оказался не принадлежащим к гаплогруппе N1c.

Примечания

  1. История Монголии (2003) Том 2
  2. Гумилёв Л. Н. Поиски вымышленного царства (Легенда о «государстве пресвитера Иоанна»). — М.: Айрис-пресс, 2002. — С. 98. — ISBN 5-8112-0021-8.
  3. Жирным шрифтом выделены прямые предки Чингисхана.
  4. Рашид ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 16.
  5. Рашид ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 21.
  6. СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ. Дата обращения: 11 мая 2011. Архивировано 19 июля 2019 года.
  7. 7,0 7,1 Эрдынеева Ч. В. Сюжетные мотивы в англосаксонской эпопее «Беовульф» и бурятской Гэсэриаде // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. — 2011. — Вып. 11. — С. 158—160. — ISSN 2305-459X.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 Мангут ~ мангыт ~ ногай: трансформация этноса и его имени. Дата обращения: 11 мая 2011. Архивировано 9 апреля 2008 года.
  9. Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.-Л., 1941, 46. Лубсан Данзан. Алтан тобчи («Золотое сказание»). М., 1973, с.60; Рашид-ад-Дин Сборник летописей. Т.1., кн.1. М.-Л., 1852, с.29.
  10. Рашид ад-Дин. Указ. соч., с. 185.
  11. Козин С. А. Указ. соч., 185; Рашид ад-Дин. Указ. соч., кн.2, с.125.
  12. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Архивная копия от 28 марта 2014 на Wayback Machine
  13. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1. СПб, 1884, с.467 (информация арабского хрониста 15 в. Ибн Арабшаха)
  14. Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. М.-Л., 1936, с.92, 93.
  15. См.: Виноградов В. Б., Нарожный Е. И. Дискуссионные проблемы ранней истории ногайцев. Основные аспекты историко-географического развития Ногайской Орды. Тезисы докладов и сообщений. Москва Терекли-Мектеб, 1991, с.16; Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960, с.226. Рассмотрение некоторых вопросов, связанных с развитием государственности в Ногайской Орде, см. также: Трепавлов В. В. Институт нурадинства в Ногайской Орде. Основные аспекты историко-географического развития Ногайской Орды, с.15-17: Он же, Институт кековатства в Ногайской Орде. Проблемные вопросы истории Западного Казахстана. Материалы научно-теоретической конференции. Гурьев, 1991 с.62-64
  16. Khodarkovsky M. Russia's Steppe Frontier: The Making of a Colonial Empire, 1500—1800. — Indiana University Press, 2002. — С. 9—11. — 290 с. — ISBN 9780253217707. Архивная копия от 30 июня 2020 на Wayback Machine
  17. Ходарковский М. Степные рубежи России. Как создавалась колониальная империя. 1500—1800. — Новое Литературное Обозрение, 2019. — С. 26. — ISBN 9785444810927. Архивная копия от 20 августа 2021 на Wayback Machine
  18. Евстигнеев Ю. А. Россия: коренные народы и зарубежные диаспоры (краткий этно-исторический справочник). — Litres, 2008. — 330 с. — ISBN 9785457236653. Архивная копия от 20 августа 2021 на Wayback Machine
  19. Тынышпаев М. Т. Материалы к истории киргиз-казакского народа. — Переиздание. — Алматы: Дом печати «Эдельвейс», 2014. — С. 47. — 88 с. — ISBN 9965-602-58-1.
  20. Мамбетов К. Каракалпакская литература XIV—XVII веков. — Нукус: Изд-во Нукусского госуниверситета, 1981. — 73 с.
  21. Евстигнеев Ю. А. Кыпчаки / половцы / куманы и их потомки. К проблеме этнической преемственности. — Litres, 2017. — 170 с. — ISBN 9785457236646.
  22. Богуславский В. В. Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. Т. 2 Н—Я. — ОЛМА Медиа Групп, 2001. — С. 564. — 814 с. — ISBN 978-5-224-02251-9.
  23. Инает Гирай // Халим Гирай Султан. Розовый куст ханов или история Крыма. Симферополь. Доля. 2004. www.vostlit.info. Дата обращения: 17 февраля 2020. Архивировано 23 октября 2017 года.
  24. Беляков А. В. Князья Тинмаметевы, Кейкуватовы (Кекуатовы), Енеевы, Байтерековы в России XVII века. www.elibrary.ru. Дата обращения: 22 февраля 2020.
  25. Сюндюков М. У. Родословная Сюндюковых (История татарского дворянства). — Уфа: Фаст-Полиграф. — 242 с.
  26. Чураков В. С. Влияние политики великих князей московских в отношении каринских арских князей на формирование этнической территории удмуртов // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. — 2007. — № 2 (2). — ISSN 1994-5698. Архивировано 22 февраля 2020 года.
  27. Суслова С. В. Сибирские татары. — Институт истории АН РТ, 2002. — С. 43. — 239 с.
  28. Трепавлов В. В., История Ногайской орды. М., 2002,с.53
  29. Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани Михман-наме-йи Бухара (записки бухарского гостя). Перевод, предисловие и примечания Р. П. Джалиловой. М., 1976, с.62
  30. Жданко Т. А., Очерки исторической этнографии каракалпаков М.-Л.,1950,с.49,124
  31. Очир А., Сэржээ Ж. Монголчуудын овгийн лавлах. — Улаанбаатар, 1998. — С. 18–24, 47–48. — 67 с.
  32. Үндэсний Статистикийн Хороо. Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 16 февраля 2019. Архивировано 12 декабря 2020 года.
  33. Bügünüdei Goncuγ. Моngγul obuγ // Öbör Mongγol-un Soyol-un Keblel-ün Qoriya, 1993. 203 х. (на монгольском языке)
  34. Монгол овог аймгууд. Дата обращения: 4 января 2019. Архивировано 4 января 2019 года.
  35. Нанзатов Б.З., Содномпилова М.М. Закаменские буряты в XIX в.: этнический состав и расселение // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — С. 151—171. Архивировано 24 июня 2018 года.
  36. 36,0 36,1 Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. — 3-е изд., перераб. и доп. — Элиста: Калм. кн. изд-во. 1985. — 282 с.. kalmyki.narod.ru. Дата обращения: 14 сентября 2018. Архивировано 5 октября 2018 года.
  37. Авлиев В.Н. Этнический состав дербетов: онгнюты, иноязычные ассимилировавшиеся элементы // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. — 2014. — С. 9—10. Архивировано 20 июня 2017 года.
  38. Номинханов Ц.-Д. Об этническом составе донских калмыков // Ученые записки. — Выпуск 7. — Элиста, 1969.
  39. История Казахстана в персидских источниках. Т.2. Алматы: Дайк-пресс, 2005, с.282.
  40. Alexander Burnes, Travels into Bokhara being the account of a journey from India to Cabool, Tartary and Persia. Volume II. New Delhi, Madras, Asian educational services, 1992,p.358
  41. Материалы по районированию Средней Азии. Кн.1. Территория и население Бухары и Хорезма. Часть 1. Бухара. Т.,1926,с.262-263
  42. Сабитов Ж. М., Абдулин А. К. Y-STR гаплотипы ногайцев в базе данных Family Tree DNA. — 2015. — С. 40—50. — ISSN 1920-2997. Архивировано 27 сентября 2019 года.
  43. "Genetic Relationships of Asians and Northern Europeans, Revealed by Y-Chromosomal DNA Analysis" by Zerjal et al. (англ.). University of Oxford, UK, 1997. Дата обращения: 17 июня 2010. Архивировано 6 ноября 2011 года.

Литература