Малявин, Филипп Андреевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Филипп Андреевич Малявин
АвтопортретАвтопортрет
Стиль модерн, импрессионизм, экспрессионизм
Покровители Владимир Беклемишев
Награды Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже (1900)
Звания академик ИАХ (1907)

Фили́пп Андре́евич Маля́вин (11 [23] октября 1869, Казанка, Самарская губерния — 23 декабря 1940, Ницца) — русский живописец, график. Работал на стыке модерна, импрессионизма и экспрессионизма. Автор Ленинианы. Помимо Владимира Ленина, писал с натуры Анатолия Луначарского, Льва Троцкого. Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Биография

Филипп Малявин родился 10 (22) октября 1869[1] г. в селе Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне — Оренбургская область) в многодетной семье государственных крестьян.

Рисовать начал рано, с четырех-пяти лет. Копировал иконописные образа, писал портреты односельчан. В 1885 году вместе с афонским монахом, приехавшим навестить родственников, отправился в Грецию — в монастырь Святого Пантелеймона, рассчитывая там научиться «церковной живописи». Прибывший в декабре 1891 года на Святую гору скульптор В. А. Беклемишев заинтересовался работами молодого послушника; особенно его поразил натурный морской этюд. Беклемишев убедил Малявина уехать в Петербург для обучения в Императорской Академии художеств. Осенью 1892 году Филипп Малявин стал вольнослушателем академии.

Анна Остроумова вспоминала[2]:

Я держала вместе с ним экзамен в академию. Во время работы моё внимание было зацеплено странной фигурой. Юноша в какой-то необычной одежде. Похоже на монашеский подрясник. На голове шапочка в виде скуфейки, низко надвинутая на глаза. Из-под неё висели длинные волосы до плеч. Лицо плоское, скуластое, корявое. Брови опущены к вискам. Светлые, небольшие глаза.
Лицо монашка, книгоноши. Простецкое лицо.
Второй раз я увидела его в классах академии. Я рисовала недалеко от него.
Перед началом занятий он, ни с кем не здороваясь, с опущенными глазами, прошёл к своему месту и тихонько стал развёртывать свой рисунок. Потом, оглянувшись кругом, он торопливо перекрестился, что-то боромоча про себя, перекрестил рисунок и принялся за работу.
<…>
В первый же год, после лета, он привёз отличные этюды своей матери, сестры с книгой… и отца.
<…>
…Малявин страшно одарённой человек. Без образования, из крестьянской среды и выросший впоследствии среди беспутных монахов Афона. Он остался, несмотря на это, таким свежим, чистым, непосредственным. Как в нём сильны такт и врождённое чувство ко всему прекрасному! Здесь он проявляет себя тонким и глубоким наблюдателем и психологом.

Красногорская И. Рязанское коло Анны Остроумовой-Лебедевой // Коллекционеры из рязанских усадеб. — Рязань: Издатель Ситников, 2008. — ISBN 978-5-902420-22-4. —С. 352—353.

В результате реформирования Императорской академии художеств при ней было создано Высшее художественное училище, и 1894 году Малявин начал заниматься в ней — в мастерской И. Репина, в которой учились также И. Э. Грабарь, К. А. Сомов, А. П. Остроумова, Е. М. Мартынова, А. И. Тхоржевская, портреты которых написал в период 1895—1896 годов. В мастерской Репина Малявин начал создавать некоторые из своих самых известных ранних работ, в том числе «Крестьянка, вяжущая чулок» (1895), первая из его картин, в которой использовал свой любимый цвет — красный. Три из его ранних работ, все изображающие крестьянок, были выставлены в салоне Московского общества любителей художеств, и две из них («Крестьянка, вяжущая чулок» и «За книгой») были куплены Третьяковым для своей галереи. Малявин стал получать заказы и создал целый ряд эффектных картин: «Портрет г-жи Поповой», «Портрет баронессы Вольф», а также замечательных детских образов, таких как «Портрет Ники Ратькова-Рожнова» и «Мальчик в матроске».

Выпускная работа Малявина «Смех», изображающая баб в красных одеждах на зеленом лугу, была отклонена Советом профессоров академии за бессодержательность. Звание художника Ф. А. Малявину было присвоено за портрет мальчика[3].

В 1900 году картина «Смех» была отправлена в составе экспонатов русского отдела на Всемирную парижскую выставку и была там удостоена золотой медали. В 1901 году картина была выставлена на Четвёртой международной художественной выставке в Венеции и куплена итальянским правительством для Международной галереи современного искусства[it]).

Из Франции Малявин вернулся известным и вполне обеспеченным художником. Признанием значимости творчества Малявина стало включение его в книгу «История русской живописи в XIX веке» (1901—1902) и книгу «Русская школа живописи» (1904) А. Н. Бенуа.

Вскоре женился на бывшей вольнослушательнице Академии художеств, также ученице И. Е. Репина, одесской мещанке Наталии Карловне Новаак-Савич (sic!).

Купив усадьбу рядом с Аксиньино, под Рязанью, Малявин с 1900 года почти безвыездно жил в ней с семьей. У Малявиных родились дочери Зоя и младшая Галина, умершая от эпидемии сыпного тифа в начале 1920-х в Рязани[4][5].

«Вихрь»

На московской выставке 36-ти показал большое полотно «Три бабы», которое поражало экспрессией форм, смелой красочной гаммой (находится в музее д’Орсэ). В начале 1900-х годов Малявин выполнил ряд интересных портретов современников: «Портрет И. Е. Репина», «Портрет С. П. Дягилева», «Портрет А. С. Боткиной („Лисичка“)». В 1903 году он стал членом нового выставочного объединения «Союз русских художников». В 1906 году на выставке «Мира искусства» в Екатерининском зале при шведской лютеранской церкви в Санкт-Петербурге было показано большое полотно, написанное Малявиным в 1905 году — «Вихрь». Художественный критик Сергей Глаголь писал: «Вихрь производил впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе». Картину для музея сразу же на выставке приобрёл Совет Третьяковской галереи.

Вскоре В. А. Беклемишев, В. В. Матэ и И. Е. Репин выдвинули кандидатуру Малявина к присуждению ему почётного звания академика, и 23 октября 1906 года тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трёхлетнюю заграничную поездку. По приезде в Париж остановился у Елизаветы Кругликовой, познакомился с проживавшем в Медоне И. И. Мечниковым, портрет которого нарисовал. В начале 1911 года на 8-й выставке «Союза русских художников» в Москве Малявин продемонстрировал «Автопортрет с семьёй». Большинство критиков восприняло картину как творческое фиаско, и Малявин надолго прекратил выставлять свои новые работы. Только в 1916 году он показал свою картину «Баба» («Зеленая шаль») и несколько крестьянских портретов.

В феврале 1919 года Рязанский губернский отдел Наркомпроса организовал первую в карьере художника персональную выставку, приуроченную к 50-летию со дня его рождения. Два больших полотна с выставки — «Старик у очага» и «Старуха» — были приобретены Рязанским музеем[6]. Успех выставки способствовал приглашению Малявина в Москву; в Кремле им были выполнены многочисленные натурные зарисовки В. И. Ленина. В это же время оннаписал «Портрет А. В. Луначарского», который показал в 1922 году на выставке Ассоциации художников революционной России.

Надгробие на могиле Ф. А. Малявина на Русском кладбище в Ницце

Имение Малявиных в 1918 году было национализировано, в отличие от его произведений, бо́льшую часть которых ему удалось вывезти за границу. Осенью 1922 года Малявин выехал с семьёй за границу, получив разрешение на устройство передвижной выставки своих картин. Семья обосновалась в Париже, где писал портреты по заказу и где в 1924 году в парижской галерее Шарпентье состоялась его вторая персональная выставка (к 55-летию). В конце 1920-х годов переселился с семьёй в Ниццу. Осенью 1933 года состоялась одна из крупнейших в творческой карьере художника персональных выставок. Экспозиция разместилась в пяти залах современного выставочного павильона Myslbek, построенного в историческом центре Праги. В 1930-е годы персональные выставки прошли в Югославии, Чехословакии, Англии, Швеции, Дании. Последняя выставка прошла в апреле 1939 года в мастерской в Ницце.

Вторая мировая война застала Малявина в Брюсселе. Был задержан оккупационными властями, обвинен в шпионаже, однако впоследствии отпущен и с трудом добрался до Ниццы, где 23 декабря 1940 года скончался. Похоронен на Русском кладбище Кокад в Ницце.

Художественное наследие Малявина представлено в коллекциях ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А. С. Пушкина, НИМ РАХ, российских региональных музеев, в частных и музейных коллекциях США и Европы (д’Орсэ, музей Зиммерли, музей Мальмё, музей Принца Евгения Вальдемарсудде[5]. Графика Ф. А. Малявина, рассеянная по российским и зарубежным собраниям, пользуется неизменным спросом у коллекционеров.

В августе 2016 года в Бузулуке Оренбургской области был открыт памятник Ф. А. Малявину. В 2019 году «Почта России» выпустила почтовый блок, посвящённый 150-летию со дня рождения Малявина.

Галерея

Примечания

  1. На надгробии дата рождения 11 октября по юлианскому календарю ошибочно переведена в 24 октября по Григорианскому календарю — как для XX века, с разницей в 13 дней вместо 12 дней для XIX века.
  2. Автобиографические записки. Т. I. — М., 1974.
  3. Сёмина М. История портрета князя Оболенского кисти Малявина // Новый журнал / The New Review. — Нью-Йорк. — Июнь 2017. — № 287.
  4. Сёмина М. Филипп Малявин. — М., 2014.
  5. 5,0 5,1 Сёмина М. В камере-обскуре: другой Малявин // Золотая палитра. — М., 2016. — № 1(14).
  6. Сёмина М. В. История формирования художественных собраний Рязанского музея: 1918—1938 гг.: автореферат диссертации кандидата искусствоведения. — М., 2012. — С. 13.

Литература

  • Александрова Н. Ф. А. Малявин. Альбом. — М., 1966.
  • Живова О. А. Филипп Андреевич Малявин. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1967.
  • Филипп Андреевич Малявин. Каталог выставки. К 100-летию со дня рождения. — Л., 1969.
  • Никитин А. О. Ф. А. Малявин и основание Рязанского художественного училища // Рязанская старина. — Рязань, 2003. — № 1.
  • Сёмина М. «Он пишет кондовую Русь». Новые материалы к биографии Филиппа Малявина // Русское искусство. — М., 2012. — № 1.
  • Ljunggren M. Филипп Малявин в Швеции // Toronto Slavic Quarterly. — Toronto, 2012. — № 42.
  • Kozicharow N. «Racy of the Soil»: Filipp Maliavin’s London Exhibition of 1935 // A People Passing Rude. British Responses to Russian Culture. — Cambridge, 2012.
  • Сёмина М. В. Филипп Малявин. — М.: БуксМАрт, 2014.
  • Сёмина М. Усадьба художника Малявина // Золотая палитра. — М., 2015. — № 1(12).
  • Сёмина М. Пути и перепутья Филиппа Малявина // Наше наследие. — М., 2015. — № 112.
  • Мордашова В. Л. О двух малоизвестных картинах Ф. А. Малявина // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. — М., 2015. — Вып. 3.
  • Сёмина М. В камере-обскуре: другой Малявин // Золотая палитра. — М., 2016. — № 1(14).
  • Мордашова В. Л. Творчество Ф. А. Малявина. Поиски национального своеобразия и живописной выразительности: автореферат диссертации кандидата искусствоведения. — М., 2016.
  • Мордашова В. Л. Картина В. М. Малявина «Вихрь». Поиски национального своеобразия и живописной выразительности // Эпоха. Художник. Образ. — М., 2016.
  • Сёмина М. В. Памятник художнику Малявину на Оренбуржье // Петербургские искусствоведческие тетради. — СПб., 2017. — № 43.
  • Сёмина М. История портрета князя Оболенского кисти Малявина // Новый журнал / The New Review. — Нью-Йорк. Июнь 2017. — № 287.
  • Сёмина М. Неизвестный портрет Марии Цетлин // Новый журнал / The New Review. — Нью-Йорк. Декабрь 2017. — № 289.

Рекомендуемая литература

  • Филипп Малявин. 1869—1940. Альманах. — СПб., 2013. — Вып. 385.
  • Специальный выпуск к 150-летию со дня рождения Ф. А. Малявина «Неизвестный Малявин» (под ред. М. В. Сёминой) // Золотая палитра (http://www.zolotayapalitra.ru/Magazine/17). — М., 2018. — № 1(17).

Ссылки