Маликов, Николай Петрович (кинорежиссёр)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Петрович Маликов
Маликов Николай Петрович, режиссер 1916.jpg
Дата рождения 1874(1874)
Место рождения Киев,
Российская империя
Дата смерти 20 апреля 1931(1931-04-20)
Место смерти Рига, Латвия
Профессия кинорежиссёр, актёр, сценарист
Карьера 1915-1919

Николай Петрович Маликов (1874, Киев — 20 апреля 1931, Рига) — русский актёр, кинорежиссёр и сценарист.

Биография

Работал в театре с 1896 года[1]. В феврале 1908 года был участником съезда кинорежиссёров. Работал в основном в театре Незлобина. В 1915 году был ассистентом на нескольких фильмах Гардина, положительно оценённых прессой. В 1916 году самостоятельно начинает снимать фильмы, которые, однако, не пользуются успехом, за исключением фильма «Магнолия». Фильмы Маликова 1917—1918 гг. не пользовались успехом, однако, по мнению Н. Иезуитова, в некоторых из них («Скерцо дьявола», «Улыбка медузы») были применены новаторские приёмы: «Чтобы создать большое впечатление глубины и воздуха, режиссёры поднимали аппарат выше обычной точки зрения человеческого глаза и тем самым как бы опрокидывали в кадр огромные плоскости пола гостиных и зал <…> этот приём вносил в фильм всякий раз неожиданный изобразительный эффект, придавая объёмность сцене и рельефность действующим персонажам»[2].

Фильмы Маликова были в основном салонными мелодрамами (драмы из артистической/балетной/курортной/датской жизни, мистико-эротическая драма и прочие); некоторые исследователи отмечали, что фильмы режиссёра находились под влиянием французских мелодрам[3]. Однако ряд фильмов был инсценировкой классики (Куприн, Толстой, Тургенев, Чехов, Пушкин) либо комедиями. В 1918 году поставил разоблачительную сектантскую драму «Белые голуби» — это единственный фильм Маликова, полностью сохранившийся до наших дней[4].

В эмиграции в Латвии. С 1921 года работал в Рижском театре русской драмы.

Умер в 1931 году в Риге. Похоронен на Покровском кладбище.

Фильмография

Сноски

  1. От фильма сохранился один ролик фрагментов из различных частей фильма:
    1. Обед у Страховых, на котором присутствует Елена и её родители, Зоя, Шубин и другие. Сцена оборвана.
    2. Любовные переживания Елены после знакомства с Инсаровым.
    3. Елена пишет дневник, где признаётся в любви к Инсарову.
    4. Отъезд Инсарова и Елены в Болгарию. В комнате также присутствуют Берсенев и Шубин, которые их провожают. Сцена оборвана.
    5. Болезнь Инсарова в Венеции, где за ним в гостиничном номере ухаживает Елена. Сцена оборвана[5]

Примечания

  1. Короткий, 2009, с. 225.
  2. Короткий, 2009, с. 227.
  3. Гинзбург, 1963, с. 276—277.
  4. Великий Кинемо, 2002, с. 423.
  5. Семерчук В. В старинном российском иллюзионе… Аннотированный каталог сохранившихся игровых и мультипликационных фильмов России (1908-1919). — М.: Госфильмофонд России, 2013. — С. 142-143.


Литература

  • Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. — М.: Искусство, 1963. — С. 276—277. — 456 с.
  • Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908—1919) / Сост.: В. Иванова, В. Мыльникова, С. Сковородникова, Ю. Цивьян, Р. Янгиров. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — С. 423. — 568 с.
  • Короткий В.М. Операторы и режиссёры русского игрового кино. 1897—1921. — М.: НИИ киноискусства, 2009. — С. 225—228. — 430 с.
  • Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917—1997 в 6 томах. Том 2. Г — 3. — М.: «Пашков дом», 1999. — С. 342.