Малая Приволжская железная дорога

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Малая Приволжская железная дорога
Общая информация
Количество станций 2 (до переноса) →
3 (после переноса)
Обслуживание
Перерывы в работе в 1952, в 1978;
перенесена в 1979
Протяжённость 3,15 (до 1979) км →
1,2 (с 1979)
Искусственные сооружения после переноса — балочный мост длиной 25 м
На сайте «ДЖД СССР»
Схема станций
Площадь Чекистов
Пионерская
Гаситель

Ма́лая Приво́лжская желе́зная доро́га (Детская Волгоградская железная дорога) — действующая детская железная дорога в Волгограде.

История

Детская железная дорога в Сталинграде была открыта 2 мая 1948 года по маршруту длиной 3,15 километра от станции Пионерка (устье реки Пионерка у впадения в Волгу) до станции Родимцево (район берега Волги у Мамаева Кургана, где с октября 1942 по февраль 1943 года воевала 13 гвардейская стрелковая дивизия генерала Родимцева) вдоль Волги по Центральной набережной[1]. Оборудование дороги полностью было вывезено из Германии по репарации: два узкоколейных паровоза железнодорожных войск вермахта HF110C[2], 4 вагона на базе немецких грузовых платформ и шпалы с нестандартной для СССР шириной колеи 600 миллиметров. Подобную ширину колеи в СССР имела только так же построенная из трофейного оборудования Карагандинская детская железная дорога[3]. Путь дороги был построен на месте смычки между Волго-Донской и Грязе-Царицынской железными дорогами, построенной в 1886 году и разрушенной во время Сталинградской битвы и не восстанавливаемой после войны[4].

В 1960 году ширина колеи была изменена на советский стандарт 750 миллиметров в связи с переходом на новый подвижной состав — тепловозы ТУ2 под номерами ТУ2-099 (в конце 1970-х передан на Бакинскую ДЖД), ТУ2-251, мотовоз ТУ2М-040, вагоны PAFAWAG. В 1979 году после реконструкции Набережной дорога была перенесена в долину реки Царица, теперь она стала состоять из трёх станций: «Площадь Чекистов» (по имени находящейся рядом площади Чекистов) — «Пионерская» — «Гаситель» (по имени памятника «Гаситель»), протяжённость пути стала составлять 1,2 километра[5]. В 1986 году тепловозы ТУ-251 были заменены на тепловозы ТУ7 (номера ТУ7-2698, ТУ7-2699). Стрелочные переводы на всех станциях имеют ручной привод, сигнализация на пути отсутствует, на некоторых рельсах видна дата выпуска — 1911 год[3].

В 1990-х года детская железная дорога переживает период упадка. Депо на станции «Площадь Чекистов» было передано в частную собственность и долгое время использовалось не по назначению. С 2000-х годов началось возрождение дороги. 15 декабря 2010 года на железную дорогу доставлен тепловоз ТУ7 А (2009 года выпуска) и три вагона (выпуск 2010 года). 28 декабря 2010 года доставлен тепловоз ТУ10 № 004 (выпуска 2010 года) и три вагона выпуска 2009 года. Весь подвижной состав производства Камбарского завода[6]. С декабря 2012 здание депо реконструировано и вновь стало использоваться по назначению. Собственник Малой Приволжской железной дороги — Приволжская железная дорога ОАО «РЖД».

Галерея

Примечания

  1. Детские железные дороги СССР — История и современность. Дата обращения: 18 сентября 2008. Архивировано 12 февраля 2009 года.
  2. Существует предположение Архивная копия от 12 февраля 2009 на Wayback Machine, что на самом деле был лишь один паровоз, который подвергся перенумерации
  3. 3,0 3,1 ВОЛГОГРАДСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
  4. План Царицына 1909 года. Дата обращения: 25 ноября 2015. Архивировано 20 сентября 2015 года.
  5. Детские железные дороги СССР — История и современность. Дата обращения: 25 ноября 2015. Архивировано 26 ноября 2015 года.
  6. Детская железная дорога пополнилась новыми составами. Всё для Вас (23 февраля 2011). Дата обращения: 24 февраля 2011. Архивировано 18 марта 2012 года.

Ссылки