Макаровский мост (Кронштадт)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Макаровский мост
Kronstadt SPB Makarov Bridge (1).JPG
Историческое название Красный
Область применения пешеходный
Пересекает Овраг Петровского дока
Место расположения Кронштадт
Конструкция
Тип конструкции висячий мост
Материал сталь
Число пролётов 3
Общая длина 91,4 м
Ширина моста 2,1 м
Эксплуатация
Начало строительства 1912
Открытие 1913
Закрытие на реконструкцию 1971
Герб Объект культурного наследия РФ
59°59′27″ с. ш. 29°46′32″ в. д.HGЯO

Мака́ровский мост — пешеходный металлический висячий мост через овраг Петровского дока в Кронштадте. Объект культурного наследия России регионального значения.

Расположение

Расположен в центре Кронштадта. Соединяет Якорную площадь и Красную улицу. Мост входит в ансамбль Якорной площади, чуть в стороне от Летнего сада.

Название

В советское время мост официально назывался Красным (по названию улицы), хотя и тогда, даже в официальных документах, использовали другие названия: Висячий, Подвесной, Макаровский.

История

При строительстве Морского собора возник вопрос — как добираться до места с Петровской пристани Николаю II. На церемонию освящения начала строительства Морского собора Николай II приехал в автомобиле, а на церемонию освящения самого Собора — в открытой карете — по Княжеской улице. Для сокращения пути Комитет по устройству Морского собора, который также отвечал и за устройство памятника С. О. Макарову, решил построить пешеходный мост через овраг Петровского дока. Строительство началось в 1912 году. Пролётное строение моста было собрано рабочими Кронштадтского Пароходного завода всего за 3 месяца[1].

4 [17] июня 1913 года было выполнено испытание моста в присутствии главного командира вице-адмирала Р. Н. Вирена, капитана над портом контр-адмирала А. А. Хоменко и строительной комиссии под председательством капитана 1 ранга М. К. Батюшкова. На мост была приведена команда в числе 400 человек, прошедшая в ногу[2]. Через полтора месяца после освящения Морского собора — 24 [6] августа 1913 года был открыт и Памятник С. О. Макарову. На открытии присутствовали вдова и сын адмирала.

Со строительством моста через овраг перестало быть необходимым обходить овраг стороной или спускаться вниз — к трём нижним мостам через водоток. Тем не менее, из-за особенности деревянного настила велосипедистам было запрещено пользоваться мостом и после реконструкции в 1940 году.

В 1968 году состояние моста было признано аварийным — произошло полное коррозийное разрушение элементов прохожей части, подвесок, балок боковых пролётов[3]. В 1971 году по заказу Кронштадтского морского завода в институте «Ленгипроинжпроект» был разработан капитального ремонта моста (главный инженер проекта Б. Э. Дворкин)[1]. Работы выполнены в период с мая по декабрь 1971 года силами СУ-2 треста «Ленмостострой» под руководством старшего производителя работ Е. В. Лейкина[3][4].

В ходе работ пилоны и пролётные строения были заменены на сварные, изготовленные Кронштадтским морским заводом. Для прочности каркас настила покрыли металлическими листами, а уже затем залили асфальтом. Опоры реконструировались в верхней части для закрепления на них оттяжек и пилонов с восстановлением облицовки в первоначальном виде[3]. Основные генеральные размеры сооружения, внешний вид и статические схемы пролётов были сохранены[1]. Длина моста составляет 91,4 м, ширина — 2,1 м[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Мостотрест.
  2. Крестьянинов В. Я. Кронштадт : крепость, город, порт. — 2-е, испр. и доп. — СПб.: Остров, 2014. — С. 77. — 207 с. — ISBN 978-5-594500-084-1.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Богданов, 2016, с. 180.
  4. Макаровский мост // Вперёд. — Пушкин, 1972. — 13 июля (№ 83 (4759)).

Литература

  • Богданов Г. И. Всем преградам вопреки. Трест «Ленмостострой» 80 лет на службе Петербургу, 1936—2016. — СПб.: Бранко, 2016. — 445 с. — ISBN 978-5-903521-39-5.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — СПб.: Норинт, 2002. — 353 с. — ISBN 5-7711-0019-6.
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XX век / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 2000. — 720 с. — ISBN 5-289-01928-6.

Ссылки