Тимофеева, Варвара Васильевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Майкова, Варвара Васильевна»)
Варвара Васильевна Тимофеева
Тимофеева (Майкова) Варвара Васильевна.jpg

Варвара Васильевна Тимофеева (в замужестве Майкова; 1850—1931) — прозаик, мемуаристка.

Биография

Отец — штабс-офицер[1]; мать (намного его моложе) — из бедной дворянcкой семьи. Тимофеева училась (1862—1865) в благотворительном учебном заведении для девиц в Москве, затем во время проживания вместе семьи в Вильно, возможно, окончила гимназический курс[2].

В начале 1872 года, после смерти отца, переехала с больной матерью (умершей в декабре) и сестрой в Петербург. Не имея средств к существованию, устроилась в типографию А. И. Траншеля корректором, что постепенно станет ее главной профессией; много занималась самообразованием, посещая Публичную библиотеку. Через старшего корректора типографии познакомилась с Н. А. Демертом, который ввёл её в круг Н. К. Михайловского, у которого в числе других приглашённых неоднократно гостила на даче в Гатчине, где встречала многих известных литераторов — сотрудников журналов «Отечественные записки» и «Искра» (в последнем под руководством Демерта вела в 1873 году бытовую хронику). Сблизилась с Г. И. Успенским и особенно с его женой Александрой Васильевной (некоторое время жила в одном доме с ними), став на долгие годы их другом.

С декабря 1872 года по апрель 1874 года Тимофеева читала корректуру еженедельника «Гражданин», редактируемого Ф. М. Достоевским. В воспоминаниях «Год работы со знаменитым писателем» (1904) Тимофеева сообщает: «Мне довелось не только читать в двух корректурах „Дневник писателя“ 1873 г., но иногда присутствовать при самом его воспроизведении, т.к. многие страницы этого „Дневника“ писались при мне, в разговорах со мною»[3].

Первая публикация Тимофеевой ― повесть «Идеалистка» (1878) — носила ярко выраженный автобиографический характер, как и вся последующая её проза. В романе «За себя и за других» (1882) звучат темы революционных выступлений молодёжи, земской деятельности, русско-турецкой войны. С 1886 года[4] Тимофеева работала ответственным корректором журнала «Вестник Европы» (после смерти редактора журнала М. М. Стасюлевича (1913) написала мемуарный очерк). Не печаталась около 20 лет, хотя литературного творчества не оставляла. Жила в Калужской губернии (1900―1902), будучи замужем за М. Г. Майковым. В письмах Тимофеева жалуется на одиночество, неразделенную любовь к мужу, необходимость жить в глуши и отсутствие настоящего дела. Роман «Очерки прошлого» (1900) привлёк внимание Л. Н. Толстого[5]. В 1870—1900-е гг. Тимофеева написала ещё несколько романов, в том числе «Вымороченные» (подражание «Пошехонской старине» М. Е. Салтыкова-Щедрина) и «История моего обращения (из посмертных записок неизвестной писательницы)», последним особенно дорожила («Для меня это нечто священное, как монашеская исповедь»).

Последний опубликованный роман Тимофеевой «У чужих алтарей» (1916), в котором героиня живёт в «борениях плоти и духа» и в конце концов освобождается от мучивших её противоречий, найдя гармонию в религии.

В 1911 году Тимофеева оказалась в колонии для престарелых литераторов в селе Михайловское, была первым хранителем и экскурсоводом Михайловского, описала его уничтожение в 1918 году. Оставила автобиографические записки «Шесть лет в Михайловском». Возглавляла комиссию по охране «Пушкинского уголка» (1920—1921), написала «Проект сохранения Пушкинского уголка», составила путеводитель. Член Союза работников просвещения Опочки (с 1920). Член Союза писателей (с 1924). Бедствовала, обращалась в Комиссию по улучшению быта ученых за помощью, пользовалась поддержкой сотрудников Пушкинского Дома. В 1925 году переехала в Ленинград[3].

Примечания

  1. Выведен Тимофеевой в герое автобиографического романа «Очерки прошлого», где отразились его черты: человек «грубого солдатского закала».
  2. Русские писатели, 2019, с. 209.
  3. 3,0 3,1 Русские писатели, 2019, с. 210.
  4. По другим сведениям, с 1876 года.
  5. В письмах М. О. Меньшикову Толстой сначала назвал роман в числе «тех истинно художественных произведений, которые открывают в том, что давно видишь, новые невиданные и прекрасные вещи», а в следующем письме с досадой отметил «фальшивую ноту», «отсутствие чувства меры».

Литература