Мадерна, Карло

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карло Мадерна
итал. Carlo Maderno
Фасад церкви св. СусанныФасад церкви св. Сусанны
Основные сведения
Имя при рождении Carlo Maderno
Страна Италия
Дата рождения 1556(1556)
Место рождения Каполаго, Тичино (Швейцария)
Дата смерти 30 января 1629(1629-01-30)
Место смерти Рим
Работы и достижения
Работа в городах Рим
Архитектурный стиль барокко
Важнейшие постройки фасад церкви Св. Сусанны в Риме, фонтаны на площади Св. Петра, дворец Маттеи-ди-Джове.
Нереализованные проекты Палаццо Барберини

Карло Мадерна или Мадерно (итал. Carlo Maderna, Maderno; 1556, Каполаго — 1629[1]) — швейцаро-итальянский архитектор, яркий представитель римского барокко. Обучался у своих дядей — сначала у Доменико, затем у Джованни Фонтана.

Мадерна родился в местечке Каполаго на берегу озера Лугано в Тессинском кантоне итальянской Швейцарии. Приехал в Рим примерно в 80-е годы XVI века, стал работать каменщиком, вместе с дядей Джованни и строил водопроводы и фонтаны. Известно, что он спроектировал правый фонтан на площади Святого Петра в 1613 году. Мадерна также заканчивал ряд сооружений, строительство которых было начато другими архитекторами: например, палаццо Киджи после Джакомо делла Порта — строительство было завершено к 1630 году.

Первой самостоятельной работой Карло Мадерны в 1603 году является перестройка фасада церкви Санта-Сусанна. Композиция нового фасада характерна для раннего римского барокко, или переходного ренессансно-барочного стиля, который позднее, после постановлений Тридентского собора, стали именовать «стилем контрреформации», «стилем иезуитов», или «трентино». Канонический образец такого стиля был дан в соборной церкви ордена иезуитов в Риме — Иль-Джезу. Этому образцу следовали римские архитекторы при строительстве малых конгрегационных церквей с обязательной симметрией главного фасада в два яруса с треугольным фронтоном и волютами по сторонам. Похожим образом скомпонован фасад находящейся рядом церкви Санта-Мария-делла-Виттория, также работа Карло Мадерны (1605). В композиции фасада церкви Санта-Сусанна классицистическая симметрия сочетается с типично барочными приёмами: раскреповками антаблемента, «набегающими» к центру фасада, сдвоенными полуколоннами и пилястрами, сочетанием треугольного и лучкового фронтонов, статуями в нишах.

Значительна роль Карло Мадерны в строительстве собора Святого Петра. В 1607—1617 годах по указанию Павла V архитектор удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом от центрического плана Микеланджело к форме латинского креста, и создал новый главный, восточный фасад. Его ширина 114,69 метров и 45,55 метров в высоту[2]. Центральная часть оформлена восемью мощными колоннами коринфского ордера (нижний диаметр колонн 3 м!) с раскреповкой антаблемента, и неравными интерколумниями (расстояниями между осями колонн). Их сближение к центру и лёгкое выдвижение вперёд создаёт типично барочную «волну»[3]. Центральное окно фасада (высотой 7 м!) выходит на балкон, называемый Лоджией Благословений (Loggia delle Benedizioni), с которого Папа произносит апостолические послания лат. Urbi et Orbi (Городу и Миру). Мадерна также оформил нартекс (галерею), предваряющую вход в собор.

Фасад базилики Святого Петра.

Карло Мадерной возведены купола церквей — Сан-Джованни-деи-Фиорентини и Сант-Андреа-делла-Валле (строительство начато Оливьери, фасад закончен Карло Райнальди к 1664 году). Также Мадерна в 1625—1665 годах принимал участие в строительстве Палаццо Барберини в Риме, которое заканчивали Дж. Л. Бернини, Ф. Борромини, П. да Кортона. Карло Мадерна вместе в с Джакомо делла Порта строил виллу Альдобрандини во Фраскати в 1598—1603 годах.

Карло Мадерна, превозносимый при жизни, позднее подвергся суровой и не вполне справедливой критике. Его сдержанный и прагматичный стиль считали скучным и чуть ли не банальным, особенно в сравнении с фантазиями Дж. Л. Бернини. Однако нельзя не поставить ему в заслугу то, что он устоял против общего в его время увлечения экстравагантными эффектами и старался, в частности, при достройке собора Святого Петра следовать идеям Браманте и Микеланджело, по мере возможности не удаляясь от строгости и благородства их идей. Именно поэтому, развивая традиции римского классицизма начала XVI века, Мадерна создал вариант стиля римского барокко, который заслуженно называют «классическим»[4]. В римской мастерской Мадерны с 1619 года учился выдающийся мастер архитектуры барокко Франческо Борромини. Брат Карло Мадерны — скульптор Стефано Мадерно (1576—1636).

Примечания

  1. Мадерна // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. Rome. — Paris: Michelin et Cie, 1997. — Р. 218
  3. Власов В. Г. Ватикан // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 423
  4. Власов В. Г.. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имен, 1996. — С. 3

Ссылки