Мадерна, Бруно

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бруно Мадерна
Bruno Maderna.jpg
Основная информация
Полное имя итал. Bruno Maderna
Дата рождения 21 апреля 1920(1920-04-21)
Место рождения Венеция, Италия
Дата смерти 13 ноября 1973(1973-11-13) (53 года)
Место смерти Дармштадт, Германия
Страна  Германия
Профессии композитор, дирижёр

Бруно Мадерна (итал. Bruno Maderna, 21 апреля 1920, Венеция — 13 ноября 1973, Дармштадт) — итальянский и немецкий композитор и дирижёр.

Биография

«Чудо-ребёнок», в 4-летнем возрасте учился игре на скрипке, в восемь лет дирижировал оркестрами миланского театра Ла Скала и веронской Арены. Продолжал обучение музыке в Милане, Венеции, Риме, где закончил в 1940 Академию Святой Цецилии. Обучался композиции у Джанфранческо Малипьеро, дирижёрскому искусству — у Германа Шерхена.

Во время Второй мировой войны участвовал в партизанском движении, был в концлагере. В 19471950 преподавал композицию в Венеции, в его классе занимался Луиджи Ноно. Карл Амадеус Хартманн пригласил его дирижировать концертом на фестивале «Musica Viva» в Мюнхене, с этого времени начинается международная слава Мадерны как дирижёра, он дирижировал сочинениями Пёрселла, Вагнера, Дебюсси, Равеля.

В 1951 в Дармштадтской международной летней школе новой музыки познакомился с Мессианом, Булезом, Штокхаузеном, Кейджем. Вместе с Лучано Берио в 1955 основал Студию музыкальной фонологии Итальянского радио и телевидения. В 19571958 преподавал додекафонную технику в Миланской консерватории.

С 1963 — гражданин ФРГ[источник не указан 2147 дней]. В 19671970 руководил Зальцбургским Моцартеумом, в 19711972 — директор Тэнглвудского музыкального центра (Массачусетс). Умер, работая над постановкой оперы Дебюсси «Пеллеас и Мелисанда». Булез написал на его смерть «Ритуал памяти Бруно Мадерны» (1974), сочинения его памяти оставили также Лучано Берио, Франко Донатони и др.

Сочинения

  • Струнный квартет (1946)
  • Реквием для солистов, хора и оркестра (1946)
  • Серенада для 11 инструментов (1946, переработано 1954)
  • Концерт для двух фортепиано и инструментального оркестра (1948)
  • 3 греческие песни для флейты пикколо, сопрано и инструментального оркестра (1948)
  • Вариации на тему B.A.C.H. для двух фортепиано (1949)
  • Композиция № 1 для оркестра (19481949)
  • Il mio cuore è nel sud, радиобаллада (1949)
  • Композиция № 1 для оркестра (1950)
  • Штудии на тему «Процесса» Кафки для чтеца, сопрано и расширенного оркестра (1950)
  • Импровизация № 1 для оркестра (19511952)
  • Musica su due dimensioni (1952)
  • Импровизация № 2 для оркестра (1953)
  • Концерт для флейты (1954)
  • Композиция в трех частях для оркестра (1954)
  • Струнный квартет в двух частях (1955)
  • Ноктюрн, электронная композиция (1956)
  • Dark rapture crawl для оркестра (1957)
  • Syntaxis, электронная композиция (1957)
  • Continuo, электронная композиция (1957)
  • Серенада для 13 инструментов (1957)
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1959)
  • Серенада III (1961)
  • Серенада IV (1961)
  • Концерт для гобоя и камерного ансамбля (1962)
  • Дон Перлимплин, радиоопера по пьесе Ф. Гарсиа Лорки (1962)
  • Dimensioni III для оркестра и флейты (19631965)
  • Арии для сопрано, флейты и оркестра на текст Ф. Гёльдерлина (1964)
  • Dimensioni IV для флейты и камерного ансамбля (1964)
  • Hyperion. Lirica in forma di spettacolo, опера на тексты Гёльдерлина (1964)
  • Stele per Diotima для оркестра (1965)
  • Aulodia per Lothar для флейты и гитары ad libitum (1965)
  • Amanda для камерного оркестра (1966)
  • Widmung для скрипки соло (1967)
  • Второй концерт для гобоя (1967)
  • Hyperion en het Geweld, опера по либретто Хьюго Клауса (1968)
  • Quadrivium для четырёх ударников и 4 оркестровых групп (1969)
  • From A to Z, музыка для телевизионной оперы (1969)
  • Ritratto di Erasmo, радиодрама (1969)
  • Концерт для скрипки (1969)
  • Serenata per un satellite (1969)
  • Большая авлодия для флейты, гобоя и оркестра (1970)
  • Tempo libero для магнитофона (19711972)
  • Juilliard Serenade (= Tempo libero II) для оркестра и магнитофона (1971)
  • Viola для альта (1971)
  • Y Dispués для гитары (1971)
  • Диалодия для двух скрипок (1971)
  • Solo для мюзетты, гобоя, гобоя д’амур и английского рожка (1971)
  • Pièce pour Ivry для скрипки (1971)
  • Ausstrahlung для женского голоса, флейты, гобоя, расширенного оркестра и магнитофона (1971)
  • Диалодия для двух флейт, двух гобоев и расширенного инструментального состава (1972)
  • Venetian Journal для тенора, инструментального ансамбля и магнитофона на текст Джеймса Босуэлла (1972)
  • Aura для оркестра (1972)
  • Biogramma для расширенного оркестра (1972)
  • Giardino religioso для маленького оркестра (1972)
  • Ständchen für Tini для скрипки и альта (1972)
  • Ages. Радиоинвенция для солистов, хора и оркестра на слова Шекспира (1973)
  • Satyrikon, одноактная опера по книге Петрония (1973)
  • Третий концерт для гобоя (1973)

Литература

  • Mila M. Maderna musicista europeo. Torino: G. Einaudi, 1976
  • Dalmonte R. Bruno Maderna: Biografia e catalogo delle opere. Milano: Edizioni Suvini Zerboni, 1986
  • Fearn R. Bruno Maderna. Chur; New York: Harwood Academic Publishers, 1990
  • Verzina N. Bruno Maderna : etude historique critique. Paris: L’Harmattan, 2003
  • Bruno Maderna, studi e testimonianze/ Rossana Dalmonte, Marco Russo, eds. Lucca: Libreria Musicale Italiana, 2004

Ссылки