Магический реализм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Маги́ческий реали́зм (также мисти́ческий реали́зм) — художественный метод, в котором магические (мистические) элементы включены в реалистическую картину мира[1][2].

Термин «магический реализм» был введён немецким критиком Францем Рохом для описания современных ему видов живописи[3]. Рох понимал под магическим реализмом возврат к реализму  (англ.) от более абстрактного стиля экспрессионизма.[4] Литературное течение, обозначаемое этим термином, зародилось в доколумбовой Латинской Америке, где в рассказах индейцев об окружающем мире имелись волшебные и фантастические компоненты. В течение столетий оно развивалось, сформировавшись в итоге в великолепный, колоритный литературный метод, мэтрами которого стали Хорхе Луис Борхес, Габриэль Гарсия Маркес, Алехо Карпентьер, Хулио Кортасар.

Истоки магического реализма

Основами латиноамериканского магического реализма являются литература, верования, мышление доколумбовых индейских цивилизаций, таких как: ацтеки, майя, чибча, инки. Уже в произведениях, имеющих индейские корни, написанных индейцами или испанскими и португальскими писателями — историками, священниками, солдатами, сразу после конкисты, встречаются все составляющие чудесной реальности.

Наиболее значимыми авторами того периода являлись:

Магический реализм в литературе

Термин «магический реализм» применительно к литературе впервые был предложен французским критиком Эдмоном Жалу в 1931 году. Вот что он писал:

«Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического — тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям»[1].

Позже этот же термин был использован венесуэльцем Артуро Услар-Пьетри для описания работ некоторых латиноамериканских писателей. Кубинский писатель Алехо Карпентьер (друг Услара-Пьетри) использовал термин «lo real maravilloso» (приблизительный перевод — «чудесная реальность») в предисловии к своей повести «Царство земное» (1949). Идея Карпентьера заключалась в описании своего рода обостренной реальности, в которой могут появляться выглядящие странно элементы чудесного. Произведения Карпентьера, а также Хорхе Луиса Борхеса, Габриэля Гарсия Маркеса, Хулио Кортасара, Мигеля Анхеля Астуриаса, Мариу ди Андради, Жуана Убалду Рибейру[5] оказали сильное влияние на европейский бум жанра, который начался в 1960-е годы.

Одно из наиболее известных произведений магического реализма — роман Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» (1967).

В дальнейшем традиции магического реализма получили развитие не только в латиноамериканской, но и в европейской литературе. Видный его представитель — сербский прозаик Милорад Павич, автор романов «Хазарский словарь» (1984), «Пейзаж, нарисованный чаем» (1988), «Последняя любовь в Константинополе» (1994) и других.

В современной европейской литературе представителями магического реализма можно назвать Джонатана Кэрролла, Одри Ниффенеггер, Марка Хелприна[5], Хьяртана Флёгстада и Горана Петровича, Йона Виню.

Представители магического реализма

Русскоязычные авторы

Элементы магического реализма

  • Фантастические элементы могут быть внутренне противоречивыми, но никогда не объясняются.
  • Действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов.
  • Многочисленные детали сенсорного восприятия.
  • Часто используются символы и образы.
  • Эмоции и душевные порывы человека как социального существа часто описаны очень подробно.
  • Искажается течение времени, так что оно циклично или кажется отсутствующим. Ещё один приём состоит в коллапсе времени, когда настоящее повторяет или напоминает прошлое.
  • Меняются местами причина и следствие (ретропричинность) — например, персонаж может страдать до трагических событий.
  • Содержатся элементы фольклора и/или легенд.
  • События представляются с альтернативных точек зрения, то есть голос рассказчика переключается с третьего на первое лицо, часты переходы между точками зрения разных персонажей и внутренним монологом относительно общих взаимоотношений и воспоминаний.
  • Прошлое контрастирует с настоящим, астральное с физическим, персонажи друг с другом.
  • Воображаемые места и персонажи чередуются с реальными.
  • Смешиваются зачастую несовместимые компоненты: европейское, африканское, индейское, азиатское.
  • Открытый финал произведения позволяет читателю определить самому, что же было более правдивым и соответствующим строению мира — фантастическое или повседневное.

Магический реализм в изобразительном искусстве

Магический реализм — это стиль изобразительного искусства, который использует реализм в сочетании с некоторой кажущейся аберрацией зрения художника при изображении повседневных сюжетов. В живописи этот термин иногда взаимозаменяем с постэкспрессионизмом. В 1925 году критик Франц Рох использовал этот термин для описания картины, которая положила начало возвращения к реализму после экстравагантности экспрессионистов, которые изменяли внешний вид объектов для проявления их внутренней сущности. Согласно определению Роха, другие важные аспекты магического реализма в живописи включают:

  • Возвращение к повседневным объектам в противоположность фантастическим
  • Наложение движения вперёд с ощущением расстояния, в противоположность экспрессионистской тенденции укорачивания объекта
  • Использование миниатюрных деталей даже в очень больших картинах, например, больших ландшафтах.

Художники — представители магического реализма

Шаблон:Значимость пунктов списка

Магический реализм в кинематографе

Хотя термин редко употребляется в теории кинематографии, многие фильмы следуют канонам магического реализма. Например в фильме Тима Бёртона «Крупная рыба» сюжет близок к реальности и только рассказанные истории и воспоминания содержат магические элементы, которые, в большинстве случаев, могли бы произойти в реальности[2][6][7]. Другими классическими примерами магического реализма в киноискусстве могут служить многие фильмы Терри Гиллиама, советский фильм «Зеркало для героя»[8], а также «Лабиринт фавна»[6], «Загадочная история Бенджамина Баттона»[2][9], «Запределье»[2][9], «Зелёная миля»[2], «Быть Джоном Малковичем»[2][9], «День сурка»[2][6], а также аниме Хаяо Миядзаки — «Порко Россо».

В кино, как в остальных жанрах искусства, можно проследить связь магического реализма с экспрессионизмом.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Шаршун С. Магический реализм. — Числа. 1932, № 6. С. 229.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 О жизни и о чуде. Магический реализм: философские притчи в кино. — Мир фантастики № 135, ноябрь 2014
  3. E. Camayd-Freixas, Theories of magical realism // I. López-Calvе, Magical realism, 2014
  4. F. Roh, Nach Expressionismus: Magischer Realismus: Probleme der neuesten europäischen Malerei, Leipzig, 1925. Доступен перевод на английский: F. Roh, Magic Realism: Post-Expressionism (1925) // L. P. Zamora, W. B. Faris (eds.), Magical Realism: Theory, History, Community, 1995, pp. 12-32.
  5. 5,0 5,1 Борис Невский Иллюзорный камуфляж. Магический реализм Архивная копия от 16 января 2013 на Wayback Machine
  6. 6,0 6,1 6,2 20 Great Magical Realism Movies That Are Worth Your Time Архивная копия от 2 июня 2015 на Wayback Machine by Taste of Cinema
  7. Five magical-realism movies in the spirit of the late Gabriel García Márquez Архивная копия от 9 июля 2015 на Wayback Machine by Noel Murray
  8. Владимир Хотиненко: Я человек мистический.. Дата обращения: 22 ноября 2021. Архивировано 22 ноября 2021 года.
  9. 9,0 9,1 9,2 40 films that manage to get magical realism right where 'Winter’s Tale' failed Архивная копия от 23 мая 2015 на Wayback Machine. And why this matters in terms of storytelling. By Drew McWeeny

Литература

Ссылки