Лётчик-испытатель

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эжен Лефебр[en] — первый погибший на испытаниях лётчик-испытатель (погиб в 1909 году)
Леон Лемартан[en] — первый лётчик-испытатель в мире[1]; стал таковым после заключения контракта на обучение у Луи Блерио
Чак Йегер у самолёта Bell X-1 — первый лётчик-испытатель, преодолевший звуковой барьер

Лётчик-испытатель — лётчик, прошедший дополнительное профессиональное обучение, выполняющий в рамках лётных испытаний и исследований испытательные полёты на вновь созданных или модифицированных образцах воздушных судов, в том числе путем осуществления специальных режимов и манёвров для проверки характеристик авиационной и другой техники[2][3].

История

Лётчики-испытатели появились с первыми летательными аппаратами, роль испытателей примеряли на себя сами изобретатели. Профессия лётчика-испытателя появилась во время Первой мировой войны в Великобритании, когда был образован Королевский научно-исследовательский авиационный институт[en] и при Центральной лётной школе[en] было создано испытательное подразделение (англ. Experimental Flight). Позднее в США в послевоенные годы по настоянию Дуайта Эйзенхауэра первых астронавтов США отбирали из числа высококлассных военных лётчиков.

Старейшей школой лётчиков-испытателей является британская Имперская школа лётчиков-испытателей[en], располагающаяся на базе Боском-Даун  (англ.). В США подготовку осуществляют военные Школа лётчиков-испытателей ВВС США[en] (авиабаза Эдвардс) и Школа лётчиков-испытателей ВМС США[en] (база Патаксент  (англ.)). Есть также гражданская Национальная школа лётчиков-испытателей[en] (Мохаве?!, Калифорния). Во Франции этой деятельностью занимается Школа для подготовки лётчиков-испытателей Франции[en] (Истр).

Профессия лётчика-испытателя относится к числу опасных: в 1950-е годы была особенно высокая смертность среди лётчиков-испытателей новых реактивных самолётов. Со временем уровень безопасности повысился благодаря внедрению новых технологий (в том числе компьютерному моделированию и симуляциям полётов), более тщательным испытаниям техники на земле, внедрению электродистанционных систем управления и испытаниям БПЛА для исследования новых свойств летательных аппаратов. Тем не менее, пилотирование экспериментальных ЛА до сих пор является одним из наиболее опасных видов полётов.

Требования к лётчикам-испытателям

Работа лётчика-испытатели может быть связана как с испытаниями опытных образцов воздушных судов или модификаций существующих образцов, так и с проверкой характеристик вновь выпущенных серийных самолётов, вертолётов и т. п. при серийном их производстве. Как правило, многие лётчики-испытатели занимаются и тем, и другим.

К лётчикам-испытателям предъявляются более жесткие требования[4][5]:

  • навыки полёта по определённым правилам (в рамках лётных конструкторских испытаний и государственных испытаний) и умение следовать плану испытательного полёта;
  • тщательное фиксирование особенностей каждого испытательного полёта;
  • инженерные знания и высокая квалификация в части работы с бортовыми системами воздушного судна;
  • навыки и знания, необходимые для разрешения возникших технических проблем, изменений во внешних условиях и особых ситуаций в процессе испытательного полёта;
  • знания и навыки для успешного взаимодействия с инженерами и конструкторами авиационной техники (в том числе инженерами-испытателями систем воздушного судна на земле) и другими лётчиками.

Обучение

В мире насчитывается ограниченное число специальных учебных заведений — школ, готовящих лётчиков-испытателей (например, в России их две, в США три, в Великобритании и Франции по одной)[5].

Набор лётчиков-испытателей проводится из числа опытных лётчиков, которые прекрасно разбираются в аэрокосмической технике и понимают принципы и причины испытания тех или иных самолётов, а также обладают развитыми аналитическими навыками[en] и умеют тщательно следовать плану полёта. Как правило, таковыми могут быть лётчики, окончившие специализированные училища военной авиации, хотя набор ведётся и среди высококвалифицированных технических специалистов из числа гражданских лиц, в том числе и среди сотрудников авиационных предприятий.

В Российской Федерации большая часть лётчиков-испытателей готовится в Школе лётчиков-испытателей им. А. В. Федотова в Жуковском, куда поступают лётчики военной и гражданской авиации[6]. Набор ведётся из числа и тех лётчиков, кто был отправлен на пенсию по возрасту (лица старше 65 лет), однако любой из лётчиков обязан пройти медицинскую комиссию[7]. Также обучение ведётся в Государственном лётно-испытательном центре ВВС имени В. П. Чкалова (ГЛИЦ) в Ахтубинске[5].

Минимальные требования к военным лётчикам для поступления в школу составляют 200 часов налёта на истребителе, в то время как в СССР эта цифра достигала 500 часов. Различия ярко выражены также во времени обучения и в требованиях к учащимся: если в СССР обучение длилось полтора года и за это время лётчик-испытатель обязан был управлять 14 видами самолётов, то в России обучение длится всего год и число типов воздушных судов может составлять всего два (при направлении от авиазавода) или пять (при направлении от конструкторского бюро или Летно-исследовательского института). В СССР отбором лётчиков-испытателей занималось Управление летной службы в Министерстве авиационной промышленности. Наиболее опытным, высококвалифицированным и выполняющим наиболее сложные полёты лётчикам присваивалось звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР»[7].

Согласно современному российскому законодательству, в зависимости от квалификации лётчику-испытателю присваивают один из трёх классов (по возрастанию квалификации от 3 до 1 класса)[8]. Высшим знаком профессионального отличия в настоящее время является почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации».

Деятельность

Лётчик-испытатель часто участвует в разработке конструкции воздушного судна (ВС) в части выработки требований к новому типу ВС, проверки характеристик и режимов полёта на моделирующих стендах, анализа возможных особых ситуаций в полёте из-за отказов и действий по выходу из них, а также разработки документов по лётной эксплуатации ВС. В процессе лётных испытаний ВС новой конструкции проверяются лётные свойства и иные характеристики ВС. Эти работы обычно выполняют лётчики-испытатели из штата конструкторского бюро или иные, аккредитованные уполномоченным государственным органом. Для контроля качества вновь изготовленных серийных ВС и уже эксплуатируемых ВС заводские лётчики-испытатели выполняют приёмо-сдаточные и периодические контрольные лётные испытания. Военные лётчики-испытатели боевых самолётов и вертолётов с вооружением также проводят испытания всех возможных для установки образцов вооружения[9][5].

Лётчики-испытатели во время полётов определяют минимальные и максимальные допустимые значения параметров полёта и сопутствующих нагружений конструкции ВС. Кроме того, лётчики-испытатели проверяют работу новых приборов, двигателей и электроники. Для исследования концепции и характеристик нового авиационного агрегата, комплекса оборудования или двигателя их до установки в конструкцию воздушного судна обычно отдельно испытывают на летающей лаборатории[7].

Примечания

  1. Léon Lemartin (Ai. 1899). Дата обращения: 9 августа 2020. Архивировано 8 июля 2017 года.
  2. Авиация : Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — Москва: Большая российская энциклопедия : ЦАГИ, 1994. — С. [313] (стб. 2, 3). — 735 с. — 25 000 экз. — ISBN 585270086X.
  3. Stinton, Darrol. Flying Qualities and Flight Testing of the Airplane. American Institute of Aeronautics and Astronautics, Inc., 1996, p. 265
  4. Летчик-испытатель. Проектория Online
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Лётчик-испытатель: горизонт возможностей человека Архивная копия от 11 февраля 2020 на Wayback Machine (рус.)
  6. Евгений Пушкарский, Дмитрий Волошин, Алексей Наумов, Василий Ахромеев. Проблемы сохранения летно-испытательного состава и авиационного персонала экспериментальной авиации России // Авиасоюз : журнал. — 2020. — Апрель-май (№ 2). — С. 14—17. Архивировано 14 мая 2021 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 «В России самолёты испытывают летчики, которым 73 года. Это неправильно» Архивная копия от 14 мая 2021 на Wayback Machine (рус.)
  8. Федеральные авиационные правила о порядке подготовки, аттестации и допуска к деятельности авиационного персонала летно-испытательных подразделений экспериментальной авиации // Росавиакосмос : приказ. — 1999. — 22 декабря (№ 418).
  9. А. Д. Миронов, А. А. Лапин, Г. Ш. Меерович, Ю. И. Зайцев. Задачи и структура летных испытаний самолетов и вертолетов / А. Д. Миронов. — Москва: Машиностроение, 1982. — 144 с. Архивная копия от 28 октября 2020 на Wayback Machine

Литература

  • Hallion, Richard P. Test Pilots : Frontiersmen of Flight. Washington, DC: Smithsonian Press, 1988. — ISBN 9780874745498
  • Warsitz, Lutz. The First Jet Pilot : The Story of German Test Pilot Erich Warsitz, Pen and Sword Books Ltd., England, 2009. — ISBN 9781844158188
  • Wilson, George C. Flying the edge : the making of Navy test pilots. Naval Institute Press, 1992. — ISBN 1557509255