Лютеранство в России

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Лютеранство в России насчитывает около 170 тысяч приверженцев[источник не указан 1839 дней]. Таким образом, лютеранство является третьей по величине протестантской конфессией после баптизма и пятидесятничества.

Московское царство

В Россию лютеранство попадает вместе с немецкими пленными и ремесленниками. Русские цари видели в лютеранах врагов своих врагов (католиков). В 1550 году Иван Грозный обратился с просьбой к датскому королю Кристиану III прислать типографа для начала книгопечатания. Король в 1552 году прислал типографа Ганса Мессингейм, который и организовал первую так называемую «анонимную» типографию в Москве. Вместе с Гансом король-лютеранин прислал Библию и две книги, в которых излагалось лютеранское вероучение. Кристиан предлагал русскому духовенству рассмотреть книги и если посчитают нужным, то Ганс переведет книги на русский язык и напечатает их в Москве в количестве нескольких тысяч экземпляров. Книги не напечатали, но царь проявил к лютеранам веротерпимость и уже в 1560—1565 годах позволил строить первую Лютеранскую церковь[1]. О распространении лютеранства в Москве свидетельствует сочинение Максима Грека «Против лютеран — слово о поклонении Святым Иконам»[2], написанное им через два года после приезда Ганса Миссингейма.

В 1576 году в Москве открывается другая лютеранская церковь. До этого немецкие проповедники уже пытались обратить Ивана Грозного в свою веру, но безуспешно. Лютеранам долгое время под страхом смерти запрещалось распространять своё учение среди русских. В XVII веке открывается новый канал распространения лютеранства в Россию — через Ингерманландию. В 1611 году зафиксирован евангелический приход в Лемболово. В 1641 году уже существовала лютеранская епархия скандинавской традиции с центром в Нарве. Тем не менее пленные немцы и шотландцы, расселённые по разным российским городам после Ливонской войны, получили от царя право свободного исповедания своей веры. В Москве немцы селятся в слободе Кукуй, где у них был не только свой пастор, но и кирха. Вообще при Иване Грозном в России лютеранам жилось гораздо легче, чем их единоверцам в Западной Европе. Самым благоприятным для протестантов было царствование Бориса Годунова. При нём уже в самом центре Москвы — Белом городе — на деньги самого царя строится церковь, куда специально приглашаются проповедники из Германии. В период Смуты положение лютеранской общины стало неустойчивым: если Лжедмитрий I не чинил «иноверцам» никаких препятствий, то Лжедмитрий II едва не истребил их всех. Лютеран обвиняют в непочтительном отношении к русским святыням: якобы они сидят и спят на иконах, строят возле церквей корчмы и «всякое осквернение от немцев русским бывает».

В царствование Михаила Фёдоровича положение выправляется, и лютеране даже получают разрешение на строительство новой церкви, которую в благодарность освящают как церковь святого архангела Михаила. Число протестантов в Москве постепенно увеличивается, и к концу царствования Михаила Романова в городе уже насчитывается тысяча семей лютеран и реформатов. Связано это с тем, что царь предпочитал приглашать в страну для «государственных нужд» протестантов, а не католиков. Впрочем, цари стремились ограничить влияние и лютеран, для чего царь Алексей Михайлович повелел всем протестантам, которые не согласны перейти в православие, жить только на Кукуе. Они также получили право строиться в Новгороде, Пскове, Переславле и Белгороде, где им позволялось отправлять свою службу по домам, церкви же строить запрещалось. Всего же в 1673 году немцев в России жило не менее 18 тысяч. А при правлении царевны Софьи к ним прибавились ещё и гугеноты, бежавшие из Франции…

Протестанты никогда не скрывали своих убеждений и стремились проповедовать свою веру. Летописцы отмечают, что среди них было много образованных и умных проповедников. Лютеранские убеждения находили живой отклик у православной паствы, ибо, как и Русская Церковь, содержали резкую критику католичества. Первые жалобы деятелей РПЦ на успехи лютеран появились ещё в середине XVI века. Лютеранство настолько сильно влияло на умы ищущих людей, что им оказывались «заражены» писания и людей православных. Так, например, в 1627 году властям пришлось запретить «Катехизис», изданный тиражом в несколько тысяч экземпляров, поскольку в нём усмотрели влияние протестантской пропаганды. Вообще XVII век становится веком активной полемики лютеранских и православных авторов. Богословский диалог двух Церквей был решительно прерван царём Алексеем Михайловичем, который в своём «Уложении» ввёл смертную казнь за совращение из православия.

Российская империя

Новый этап в развитии лютеранства наступает в России с воцарением Петра I. Петр I c явной симпатией относился к лютеранам и к самой реформе Лютера, так что лютеранство приобретает привилегированное положение второго государственного исповедания[3]. В 1721 году после присоединения к России Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии и Старой Финляндии на территории России оказались Лифляндская обер-консистория, Эстляндская и Эзельская провинциальные консистории, также была из части Выборгской епархии Церкви Швеции была создана Выборгская консистория, 23 февраля 1734 года они были переданы в подчинение Консисториальному заседанию Юстиц-коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел[4]. В 1735 году лютеранский приход учреждается в Екатеринбурге[5], а в 1764 — в Барнауле[6]. На присоединённых в 1743 году территориях Финляндии была учреждена Фридрихсгамская консистория. В течение XVIII века по мере возникновения немецких слобод и кварталов в крупных городах в них возникли отдельные лютеранские приходы. В 1785 году после создания немецких колоний в Поволжье и Причерноморье были созданы Саратовская и Одесская городовые консистории[7], в 1819 году им были переданы в управление лютеранские общины близлежащих губерний, в 1823 году были созданы 2 пробства в составе Саратовской консистории и 2 пробства в составе Одесской[8]. В 1795 году Юстиц-коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел были подчинены также Курляндская провинциальная и Виленская консистории.

В 1809 году после присоединения Финляндии к России Епархия Турку была выделена из Церкви Швеции и образовала Евангелическо-лютеранскую церковь Финляндии, в 1812 году к ней были присоединены Выборгская и Фридрихсгамская консистория, став частью Боргоской епархии. В 1815 году после присоединения к России Царства Польши также на территории России оказались её лютеранские приходы объединённые в Варшавскую консисторию. В начале XIX века император Александр I предпринял попытку реорганизации лютеранских приходов в России, в том числе была сделана попытка создать российский лютеранский епископат, имеющий апостольскую преемственность от Церкви Швеции. Первым российским лютеранским епископом стал в 1819 году Закариас Сигнеус. Введение епископского управления вызвало протест многих протестантских консисторий на местах, остзейского дворянства, а также последователей кальвинизма, отстаивавших систему общинного церковного самоуправления. В 1829 году Закариас Сигнеус управлял одним С.-Петербургским консисториальным округом[4].

Доля лютеран по уездам и округам Российской империи по данным Первой всеобщей переписи населения 1897 года

В 1832 году была произведена реорганизация провинциальных консисторий — Саратовская, Одесская и Нарвская консистории были упразднены, пробства Саратовской консистории и отдельные приходы на территории от Москвы до Тихого Океана были переданы созданной одновременно Московской консистории, пробства Одесской и Нарвской консисторий и отдельные приходы Запада Европейской части России и Украины — созданной одновременной Санкт-Петербургской консистории[9][10]. Были изданы Устав Евангелическо-Лютеранской церкви, который вместе с Наказом духовенству, согласно которым суперинтентендентом Евангелическо-лютеранской церкви России становился император, непосредственное управление церковью осуществляла Генеральная консистория, церковь делилась на консисториальные округа, консисториальные округа на пробства, пробства на приходы. Каждый консисториальный округ управлялся консисторией, с генерал-суперинтендентом во главе. Государственная власть могла по своему усмотрению экстренно созывать «генеральный синод» из депутатов и членов консисторий; генерал-суперинтенденты могли созывать провинциальные синоды в пределах консисториальных округов, каждый из таких синодов состоял из всех пробстов и пасторов консисториального округа[11]. Каждая консистория состояла из светского президента, духовного вице-президента, двух светских и двух духовных асессоров. Президенты и вице-президенты консистории назначались императором по предложению министра внутренних дел (в Московской и Санкт-Петербургской консисториях), ландтага (в Курляндской, Лифляндской и Эстляндской консисториях) или магистрата (Рижской и Ревельской консисториях)[12], члены — министром внутренних дел из числа кандидатов, для избирания которых в разных округах существовали различные правила — светские заседатели московской и санкт-петербургской консисторий пополнялись кооптацией, тогда как светские заседатели лифляндской, курляндской, эзельской и эстляндской консисторий избирались ландтагами, в Рижской и Ревельской — магистратами, духовные заседатели — духовенством[13][14]. Пробства управлялись пробстами и пробстскими синодами, состоявшими из всех пасторов пробства. Приходы управлялись пасторами, при которых действовали приходские конвенты, состоявшие из всех прихожан, и церковные старосты (Kirchenvormüden, Kirchenvorsteher)[15]. Приходские пасторы избирались из крещённых и конфирмированных не моложе 25 лет, владеющим русским языков, окончивших богословский факультет в Юрьевском (Дерптском) университете и выдержавших особый экзамен в консистории[16] и утверждались императором[17]. В 1890 году Рижская, Эзельская и Ревельская консистории были упразднены, а их приходы перешли в ведение Лифляндской и Эстляндской консисторий[18]. Кроме консисториальной церкви в Великом княжестве Финляндском существала независимая от неё епископальная церковь, в Закавказье — синодальная лютеранская церковь, во главе с синодом, половина членов которого являлись пасторы, друга половина — выдвигалась приходами и утверждалась тифлисским губернатором, а в Привислинском крае — Евангелическая церковь Конгрессовской Польши (включала 5 епархий) во главе с Варшавской консисторией[19] — церковь управлявшаяся консисторией, все члены которой назначались Министром внутренних дел.

Советский период

Мемориальная доска на здании, где стояла лютеранская кирха Екатеринбурга
(октябрь 2017 года)

В 1922 году приходы Курляндского, Эстляндского и Лифляндского консисториальных округов образовали Евангелическо-лютеранскую церковь Латвии и Эстонскую евангелическо-лютеранскую церковь, пробства в Виленской и Волынской губерниях отошли к Евангелической церкви Конгрессовской Польши, ставшей Евангелическо-аугсбургской церковью Польской Республики. В 1924 году пробства Санкт-Петербургской консистории были объединены Финско-ингерманландское пробство, в котором вскоре было восстановлено епископское правление, лютеранские приходы немецких кварталов и бывших немецких слобод губернских центров были объединены в 12 новых пробств — Ленинградское, Харковьское, Запорожское, Крымское, Ростовское (в составе Ленинградской консистории), Московское, Поволжско-Камское, Северо-Кавказское, Славгородское и Омское, а также было создано 2 экстерриториальных пробства — Латышское и Эстонское, Генеральная консистория была переименована в Высший церковный совет[20], должности светских президентов консисторий были упразднены, функции председателей консисторий перешли к епископам. В начале 1920-х гг. от ЕЛЦР откололось её конгрегационалистское крыло образовав Свободная евангелическо-лютеранская и реформатская церковь конгрегационального положения" (СЕЛРЦКП). В августе 1941 года в результате депортации поволжских, причерноморских немцев и немцев бывших губернских центров прежняя консисториальная и конгрегационалистская церкви полностью прекратили своё существование, в результате депортации финнов-ингерманландцев в 1937 году в Среднюю Азию прекратило существование епископальное Финно-ингерманландского пробства. В 1960-е гг. большая часть финно-ингерманландских лютеранских приходов (созданы поселившимися преимущественно в Карелии финно-ингерманландцами) перешла ЭЕЛЦ, немецких приходов (создавались в местах депортации с конца 1950-х гг., а также в Европейской части России с конца 1980-х гг.) — ЕЛЦЛ.

Постсоветский период

Последовавшая в период возрождения церковной жизни массовая эмиграция российских немцев привела к серьёзным качественным и количественным изменениям в составе прихожан.

Сегодня Евангелическо-лютеранская церковь России объединяет сотни общин и десятки тысяч верующих на всей территории России. Центральное Церковное Управление и резиденция архиепископа находятся в кафедральном соборе Святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге. В Москве и Омске располагаются центры её региональных церквей (диозецов): Европейской части России и Урала, Сибири и дальнего Востока, соответственно.

Образовательным учреждением Евангелическо-лютеранской церкви России является Теологическая семинария, расположенная в Санкт-Петербурге. Руководителем Церкви является архиепископ. Он избирается Генеральным Синодом и председательствует в Генеральной Консистории — высшем исполнительном органе церкви. Двумя региональными церквями руководят епископы.

Евангелическо-лютеранская церковь России является ядром Союза Евангелическо-лютеранских церквей, объединяющем лютеранские церкви Казахстана, Украины, Киргизии, Узбекистана, Грузии и Южного Кавказа. Вместе с Евангелическо-лютеранской церковью Ингрии (лютеранской церковью России, основанной верующими преимущественно финского/ингерманландского происхождения) Союз ЕЛЦ образуют Российский национальный комитет Всемирной лютеранской федерации.

Помимо собственно богослужебной и миссионерско-просветительской церковь активна в следующих областях: образование, концертная и выставочная деятельность, развитие межцерковного диалога, детская и молодёжная работа, работа с пожилыми людьми, диаконическое (социальное) служение, душепопечительская помощь, строительство и восстановление церковных зданий, уход за кладбищами.

См. также

Примечания

  1. Русский: Русский исторический сборник, издаваемый Обществом истории и древностей российских Том 4-й, Москва, 1840 г., 486 стр., (24 февраля 2015). Дата обращения: 7 ноября 2017.
  2. Максим Грек Против лютеран — слово о поклонении Святым Иконам стр.293. dlib.rsl.ru. Дата обращения: 8 ноября 2017.
  3. Сергей ФИЛАТОВ Александра СТЁПИНА. Русское лютеранство: между протестантизмом, православием и католицизмом // Дружба Народов. — 2002. Архивировано 16 мая 2011 года.
  4. 4,0 4,1 ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РОССИИ, УКРАИНЕ, КАЗАХСТАНЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ. Дата обращения: 17 марта 2018. Архивировано 26 мая 2018 года.
  5. ОГИК музей. www.sibmuseum.ru. Дата обращения: 7 ноября 2017. Архивировано 20 декабря 2007 года.
  6. Лиценбергер О. Роль лютеран в Российской истории
  7. САРАТОВСКАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ КОНСИСТОРИЯ. Дата обращения: 17 марта 2018. Архивировано 5 марта 2018 года.
  8. Пробстский округ нагорной стороны Волги. Дата обращения: 17 марта 2018. Архивировано 3 декабря 2017 года.
  9. Пробсткие округа в Поволжье. Дата обращения: 20 января 2018. Архивировано 21 января 2018 года.
  10. Глава II. Пробстские или супер-интендентские округа. Дата обращения: 17 марта 2018. Архивировано 20 июля 2020 года.
  11. а) Управление в области религиозной. Дата обращения: 25 марта 2018. Архивировано 25 марта 2018 года.
  12. Лекции по церковному праву. Дата обращения: 24 марта 2018. Архивировано 25 марта 2018 года.
  13. Глава III. Консисториальные округа. Дата обращения: 17 марта 2018. Архивировано 18 марта 2018 года.
  14. § 49. Веротерпимость в России.. Дата обращения: 24 марта 2018. Архивировано 24 марта 2018 года.
  15. Глава I. Лютеранский приход или община. Дата обращения: 25 марта 2018. Архивировано 21 июля 2020 года.
  16. Барсов Н. И. Лютеранство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  17. Ткаченко П. Г. Государственно-правовое регулирование Евангелическо-лютеранской и Реформатской церквей в Российской империи в XIX — начале XX вв. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2011. — № 5-4. — C. 182—183
  18. «Москва „ГОТИКА“ 1999 УДК 39 ББК 63.5 Немцы России в контексте отечественной истории: общие проблемы и региональные особенности. — М.: Готика, 1999—488 с. Издание осуществлено при …». Дата обращения: 26 марта 2019. Архивировано 26 марта 2019 года.
  19. Евангелическо-Аугсбургская (Лютеранская) Церковь в Польше. Дата обращения: 31 января 2018. Архивировано 6 февраля 2018 года.
  20. Резниченко А. Я. Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии в России: история и современность // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2011. — № 3-4. — С. 238

Литература

  • Евангелическо-Лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии: 1994-1999 года. — СПб.: Сатис, 2000.
  • Кречмар Г., Ратке Х. Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии. — СПб.: Сатис, 1996.
  • Курило О. В. Очерки по истории лютеран в России (XVI—XX вв.). — М.: ИЭА РАН, 1996. — 182 с.
  • Лиценбергер O.A. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство (1917—1938). — М.: Готика, 1999. — 428, [2] с. — ISBN 5-7834-0034-3.
  • Лиценбергер O.A. История немецких поселений Поволжья: Ч. 1: Лютеране: А—М. — Саратов: СГТУ, 2015. — 427 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7433-2359-3.
  • Лиценбергер O.A. История немецких поселений Поволжья: Ч. 2. Лютеране: Н—Я. — Саратов: СГТУ, 2015. — 483 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7433-2893-2.
  • Неустроев А. Н. О Евангелическо-Лютеранской Церкви в Российской империи. — СПб., 1856.
  • Thomann I. Pastoren der evangelisch-lutherischen Kirche Russlands. — Neues Leben. — 1996. — № 39-45

Ссылки