Люлька, Архип Михайлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Архип Михайлович Люлька
Архип Михайлович ЛюлькаАрхип Михайлович Люлька
Место рождения село Саварка,
Каневский уезд,
Киевская губерния,
Российская империя
Научная сфера конструктор авиационных двигателей
Место работы Машиностроительный завод «Сатурн»
Альма-матер Киевский политехнический институт
Учёная степень доктор технических наук
Учёное звание профессор, академик АН СССР (1968)
Награды и премии

Герой Социалистического Труда — 1957

Орден Ленина — 16.5.1947 Орден Ленина Орден Ленина Орден Октябрьской Революции — 1971
Орден Трудового Красного Знамени — 1945 Орден Трудового Красного Знамени — 1975 SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal In Commemoration of the 800th Anniversary of Moscow ribbon.svg
Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» SU Medal In Commemoration of the 1500th Anniversary of Kiev ribbon.svg
Ленинская премия — 1976 Сталинская премия — 1948 Сталинская премия — 1951

Архи́п Миха́йлович Лю́лька (укр. Архи́п Миха́йлович Лю́лька; 10 [23] марта 1908, Саварка, Богуславский район — 1 июня 1984, Москва) — советский учёный, конструктор, специалист в области авиационных двигателей. Академик АН СССР (1968), руководитель ОКБ «Сатурн». Герой Социалистического Труда (1957). Лауреат Ленинской и двух Сталинских премий.

Биография

Родился 10 (23) марта 1908 года в селе Саварка (ныне Богуславский район, Киевская область, Украина)[1]. Окончил Киевский политехнический институт в 1931 году. Работал на Харьковском турбогенераторном заводе.

В 1933—1939 годах — преподаватель ХАИ, работа над проектом ТРД с центробежным компрессором.

В 1939—1941 годах разработал конструктивную схему ТРДД (двухконтурного турбореактивного двигателя), явившуюся прототипом ныне существующих схем, спроектировал опытный образец ТРД с осевым компрессором.

В 1941—1942 годах работал на танковом заводе в Челябинске, а с 1943 года продолжил работы по созданию первого отечественного ТРД.

Совместно с начальником ОКБ-301 М. И. Гудковым в марте 1943 года предложили руководству СССР проект нового штурмовика с ВРД (ТРД) — Гу-ВРД. Однако, отечественные специалисты были не готовы принять это предложение, несмотря на убеждённость разработчиков в реальности воплощения этого проекта.

С 1946 года является главным конструктором опытного завода. Под руководством Люльки создан первый советский ТРД, прошедший в феврале 1947 года государственные испытания. В последующие годы под руководством Люльки был создан ряд ТРД, применявшихся на самолётах П. О. Сухого, С. В. Ильюшина, Г. М. Бериева, А. Н. Туполева.

В 1950—1960 годах — преподаватель в МАИ имени С. Орджоникидзе (с 1954 профессор). С 1957 года — генеральный конструктор ОКБ-165.

В 1967—1984 годах — председатель Комиссии АН СССР по газовым турбинам. Член ВКП(б) с 1947 года. Академик АН СССР (1968; член-корреспондент с 1960 года).

А. М. Люлька умер 1 июня 1984 года от рака лёгких. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7)[2].

Семья

  • Супруга — Галина Евгеньевна.
  • трое детей, в том числе Вячеслав Архипович (1937—2006), закончивший МФТИ и трудившийся в институтах Академии наук СССР/РАН (преимущественно в ВЦ РАН), преподававший в МФТИ и в МПГУ. Кандидат физико-математических наук (1971)[3].

Память

Мемориальная доска на здании ОКБ имени А. М. Люльки
Файл:Люлька Архип Михайлович.jpg
Памятник г. Москва, площадь Академика Люльки
  • За главным корпусом НТУУ (Киевский политехнический институт им. И. Сикорского), в котором учился А. М. Люлька, на аллее выдающихся учёных, установлен памятник авиаконструктору.
  • На родине А. М. Люльки, в селе Саварка, Богуславского района, Киевской области, 25 мая 2007 года на территории школы имени Архипа Люльки установлен памятник великому земляку.

Награды и премии

См. также

Примечания

  1. Линия адаптивной радиосвязи — Объектовая противовоздушная оборона / [под общ. ред. Н. В. Огаркова]. — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1978. — С. 57. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 5).
  2. Могила А. М. Люльки на Новодевичьем кладбище. Дата обращения: 27 ноября 2013. Архивировано 3 декабря 2013 года.
  3. Керимов М. К. Памяти Вячеслава Архиповича Люльки // ЖВМиМФ, 2007, 47:6, 1110–1112.

Литература

  • Кузьмина Л. М. Огненное сердце: О создателе первого отечественного турбореактивного двигателя Герое Социалистического Труда, лауреате Ленинской и Государственных премий генеральном конструкторе академике А. М. Люльке. — Изд. 2-е, дополненное. — М.: Московский рабочий, 1988. — 208, [32] с. — (Творцы науки и техники). — 20 000 экз. — ISBN 5-239-00150-2.
  • Кузьмина Л. Я. Неизвестный Люлька. Пламенные сердца гения. — М.: Эксмо, 2007. — 137 с. — (Война и мы. Авиаконструкторы). — ISBN 978-5-699-22833-1.
  • Плотников Виктор. Первому всегда трудно // Крылья Родины. — М., 2006, 2007, 2008. — № 9, 10, 11/1, 3, 5, 7, 8, 12/1, 2, 3.
  • Соболев Д. А. У истоков турбореактивной авиации // Вопросы истории естествознания и техники. — 2023. — Т. 44, № 3. — С. 447—465. — doi:10.31857/S020596060027055-2.
  • Чуйко В. М. Великому конструктору посвящается // Крылья Родины. — М., 2008. — № 4. — С. 2-6.

Ссылки