Львов, Алексей Фёдорович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Алексей Фёдорович Львов
P.F. Sokolov 009.jpg
Основная информация
Дата рождения 25 мая (5 июня) 1798(1798-06-05)
Место рождения Ревель
Дата смерти 16 декабря (28 декабря) 1870(1870-12-28) (72 года)
Место смерти Романь, Ковенская губерния, Российская империя
Страна  Российская империя
Профессии скрипач, композитор, дирижёр, музыкальный писатель, общественный деятель
Инструменты скрипка
Награды
Орден Святого Владимира 2-й степени с мечами Орден Святого Владимира 3-й степени Орден Святого Владимира 4-й степени с бантом
Орден Святой Анны 1-й степени с императорской короной Орден Святого Станислава 1-й степени Орден Святого Георгия IV степени за 25 лет службы в офицерских чинах
Командор Австрийского ордена Леопольда Рыцарь 1-го класса ордена Меча Командор ордена Вюртембергской короны
Кавалер ордена Белого сокола (Саксен-Веймар-Эйзенах) Кавалер Большого креста ордена Святого Михаила (Бавария) Орден Льва и Солнца 2 степени
Орден Красного орла 3-й степени

Алексе́й Фёдорович Львов (1798, Ревель — 1870, Ковенская губерния) — директор Придворной певческой капеллы (1837—1861). Создатель музыки гимна «Боже, Царя храни!» (1833); тайный советник, обер-гофмейстер, сенатор; скрипач-виртуоз, композитор, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель.

Биография

Родился 25 мая (5 июня1798 года в Ревеле (ныне — Таллин) в семье известного русского музыкального деятеля Фёдора Петровича Львова. Двоюродный племянник архитектора Н. А. Львова. Сестра — писательница М. Ф. Ростовская, старший брат — художник Ф. Ф. Львов. Получил в семье хорошее музыкальное воспитание. В семилетнем возрасте играл на скрипке в домашних концертах, обучался у многих педагогов, в том числе у Ф. Бёма, уроки композиции брал у И. Г. Миллера.

В 1816 году окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения с производством в чин прапорщика и по исполнении практических занятий в институте 26 октября того же года был произведён в чин подпоручика; 9 июня 1818 года произведён в поручики и откомандирован к работам по военным поселениям. Работал в аракчеевских военных поселениях инженером-путейцем, не оставляя занятий на скрипке. Заслужив благосклонность начальства, в 1821 году был произведён в чин капитана и пожалован орденом Св. Владимира IV степени. В следующем году был назначен старшим адъютантом в штаб военных поселений, во время службы в котором дважды был пожалован бриллиантовыми перстнями (в 1823 и 1825).

А. Ф. Львов в военном мундире
А. Ф. Львов в придворном мундире. Гравюра с фотографии

3 февраля 1826 года был уволен в отставку с производством в чин майора, но уже в ноябре того же года вернулся на службу с назначением старшим адъютантом штаба отдельного корпуса жандармов.

Во время русско-турецкой войны участвовал в сражениях под Шумлою, а также при осаде Варны и взятии её, за что награждён бантом к ордену Св. Владимира IV степени. С 23 марта 1833 года был зачислен в Кавалергардский полк с переименованием в чин ротмистра и с оставлением в занимаемой им должности.

В 1833 году получил известность как автор музыки нового русского национального гимна. За создание гимна государь пожаловал автору золотую, осыпанную бриллиантами табакерку с собственным портретом, а 11 апреля 1834 года назначил своим флигель-адъютантом.

С 1835 года в доме Львова проходили еженедельные квартетные собрания, возглавляемый им струнный квартет получил широкую известность. Славились и симфонические концерты, устраивавшиеся Львовым, ставшие основой созданного им «Концертного общества» (1850). 1 января 1836 года произведен в чин полковника.[1]

В 1837 году он получил орден Св. Владимира III степени и был назначен директором Придворной певческой капеллы. При нём повысился художественный уровень исполнения хора капеллы (в 1837—1839 годах её капельмейстером был Глинка); при капелле были учреждены в 1839 году инструментальные классы, издан употребляемый православной церковью полный круг песнопений (знаменного распева) в 4-голосной гармонизации (выполненной впервые под руководством Львова) — в связи с этой работой Львов написал трактат «О свободном или несимметричном ритме».

В 1842 году за 25 лет выслуги он получил орден Св. Георгия IV степени; 10 октября 1843 года произведён в чин генерал-майора.

В 1852 году был пожалован орденом Св. Анны I степени с императорской короной, а 6 декабря 1853 года был произведен в тайные советники и назначен гофмейстером. В апреле 1855 года назначен сенатором с оставлением директором придворной капеллы и в 1859 году был награждён орденом Св. Владимира II степени с мечами.

В июне 1861 года уволен от должности директора придворной капеллы, а в следующем году назначен обер-гофмейстером.

30 декабря 1863 года за уважение заслуг ему было пожаловано в вечное и потомственное владение из казенных участков 4030 десятин 340 саженей удобной и неудобной земли в Бузулукском уезде Самарской губернии ([2].

Кроме российских орденов он был кавалером ряда иностранных: австрийского ордена Леопольда (1835), шведского ордена Меча (1838), ордена Вюртембергской короны (1838), баварского ордена Св. Михаила (1838), персидского ордена Льва и Солнца 2-й степени с бриллиантами (1838), ордена Белого сокола 2-й степени (1838), прусского ордена Красного орла 3-й степени (1838).

Умер 16 (28) декабря 1870 года в имении Романь близ Ковны. Похоронен в Пожайском православном монастыре под Каунасом.

Семья

Прасковья Агеевна Львова

Жена (с 6 ноября 1838 года)[3] — Прасковья Агеевна Абаза (25.01.1817—28.06.1883), дочь крупного саратовского землевладельца и сестра Александра Абазы. Венчались в Петербурге в церкви Собственного их величества Аничкова дворца, поручителями по жениху были Е. П. Самсонов и П. Ф. Львов; по невесте Н. Манзей и Э. Абаза. По отзыву современников, молодая Абаза была одной из первых девиц-красавиц при дворе[4], она «очень мило пела и участвовала в хорах»[5]. По замечанию барона М. Корфа, «Львов сам по себе не имел состояния, но жена возвысила его талант и положение в свете своим богатством. Супруги жили в прекрасном доме на Караванной, со всеми прихотями роскоши и с обширной залою, устроенною именно для концертов, по всем правилам акустики»[6]. За заслуги мужа 13 сентября 1858 года была пожалована в кавалерственные дамы ордена Св. Екатерины (меньшого креста). Похоронена рядом с мужем в Пожайском монастыре.

Дети: Федор (1842—1899), Прасковья (1844—1920; жена директора Николаевского сиротского дома А. Л. Вакселя) и Александра (1846).

Творчество

Фотография А. Ф. Львова

Львов — крупный представитель русского скрипичного искусства 1-й половины XIX века. Не имея возможности (из-за своего служебного положения) выступать в публичных концертах, он, музицируя в кружках, салонах, на благотворительных вечерах, прославился как замечательный виртуоз. Лишь во время путешествий за границей Львов выступал перед широкой аудиторией. Здесь у него завязались дружеские отношения с Ф. Мендельсоном, Дж. Мейербером, Г. Спонтини, Р. Шуманом, высоко ценившим исполнительское мастерство Львова — солиста и ансамблиста. Последователь классической школы, Львов изложил основные начала скрипичной игры в брошюре, к которым приложил собственные «24 каприса», не утерявших до сих пор художественно-педагогического значения.

Композиторское творчество Львова эклектично. Традиции русской музыкальной культуры сочетаются с сильным итальянским и, особенно, с немецким влияниями.

Духовные композиции Львова в стиле партесного пения имеют немецкий оттенок, что вызвало у многих композиторов в то время недоумениe. М. И. Глинка и князь В. Ф. Одоевский на основе своих исследований показали, что используемые Львовым приёмы гармонизации противоречат древней русской традиции церковного пения[7].

Основные музыкальные произведения

  • музыка государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!»;
  • сочинения для церкви «Иже херувимы», «Вечери Твоея тайныя», и пр.;
  • опера «Бианка и Гвальтьеро», 1844;
  • опера «Ундина» (1847);
  • небольшие оперы «Русский мужичок» и «Варвара»;
  • концерт для скрипки с оркестром;
  • 24 каприса для скрипки соло;
  • обработка оратории Stabat mater Перголези для солистов, хора и оркестра (в оригинале без хора).

Статьи

  • «О свободном и несимметричном ритме», 1858;
  • «Советы начинающему играть на скрипке с 24 музыкальными примерами» (совместно с В. Ф. Одоевским), 1859.

Память

Имя Львова — третье из семи имён, нанесённых в 1889 году на аттик концертного зала Придворной певческой капеллы (Разумовский, Ломакин, Львов, Бортнянский, Глинка, Турчанинов, Потулов).

Примечания

  1. Грачёва О. А. Две судьбы. // Военно-исторический журнал. — 2009. — № 4. — С.35.
  2. Награды // Санктпетербургские сенатские ведомости : газета. — 1864. — 24 января (№ 7). — С. 4.
  3. ЦГИА СПб. ф. 19. оп. 124. д. 646. с. 397. Метрические книги церкви Собственного их величества в Аничковом дворце.
  4. Записки графа М. Д. Бутурлина. Т. 1. — М.: Русская усадьба, 2006. — С. 374.
  5. Из воспоминаний // Русский вестник. — 1887. — Т. 191. — с. 693.
  6. М. А. Корф. Дневник за 1843 год. — М.: «Academia», 2004. — С. 141.
  7. Партесное пение. Дата обращения: 26 июня 2014. Архивировано 24 ноября 2010 года.

Литература

Ссылки