Лыбедь (легендарная личность)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лыбедь
др.-рус. и церк.-слав. Лыбѣдь
Основание Киева тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и их сестрой Лыбедью. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV векаОснование Киева тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и их сестрой Лыбедью. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Мифология восточнославянская
Тип генеалогический герой
Местность Киев
Пол женский
Брат Кий, Щек и Хорив
Связанные персонажи предположительно, богатырша Белая лебедь
Первое упоминание «Повесть временных лет» начала XII века

Лы́бедь (др.-рус. и церк.-слав. Лыбѣдь[1]) — в восточнославянской мифологии генеалогический герой, легендарная сестра трёх братьев — основателей Киева и легендарных родоначальников племени полян Кия, Щека и Хорива[2].

Этимология

Ряд учёных считает легенду об основании Киева этимологическим мифом, призванным объяснить названия киевских местностей. Имена этих персонажей производны от киевских топонимов, а не наоборот. В частности, Лыбедь является персонажем, призванным объяснить название реки Лыбедь, притока Днепра[3][4]. Данные персонажи рассматриваются как генеалогические герои, герои мифологического эпоса, связанные с началом мифологизированной исторической традиции[5].

Предположительно, Лыбедь связано с праслав. *Lub, др.-рус. лыб-, «верх» (ср. лыбонь, «верхняя часть головы животного»), ср. название холма — Девичь-гора над рекой Лыбедь под Киевом[2].

Источники

Самый ранний известный источник об этих персонажах — русская летопись начала XII века «Повесть временных лет», предположительно отразившая древнерусское предание о происхождении полян[2].

В недатированной части «Повесть временных лет» сообщает:

Поляне же жили в те времена сами по себе и управлялись своими родами; ибо и до той братии были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: а один по имени Кий, а другой — Щек, а третий — Хорив, и сестра их — Лыбедь… И построили город и в честь старшего своего брата дали имя ему Киев… Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и окончил жизнь свою; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались[1].

Киевский синопсис, составленный во второй половине XVII века, предположительно, Иннокентием Гизелем, архимандритом Киево-Печерского монастыря, включает специальные разделы «о преславном верховном и всего народа российского главном граде Киеве». Автор привёл летописную легенду о поселении на горах Кия, Щека, Хорива и сестры их Лыбеди, основавших там города, и дал и точную дату основания Киева — 431 год[6].

Мотив

Предание в «Повести временных лет» родственно мифологическому сюжету о трёх братьях и сестре: в русской сказке присутствует богатырша Белая лебедь, владеющая живой водой и молодильными яблоками, за которыми были посланы братья. Имя богатырши, возможно, образовано от первоначального Лыбедь под влиянием мифологического мотива превращения богатырши в птицу[2].

В топонимике

Имя Лыбеди отражено в большом числе топонимов в Киеве: река Лыбедь, станция метро «Лыбедская», улицы Лыбедская и Владимиро-Лыбедская. В старом Киеве существовали также улицы Набережно-Лыбедская (в настоящее время часть улицы Антоновича), Новолыбедская (ныне Волгоградская на Соломенке) и переулок Лыбедской (ныне Загородняя улица).

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб. : Наука, 1997. Т. 1 : XI—XII века. (Ипатьевский список «Повести временных лет» на языке оригинала и с синхронным переводом). Электронная версия издания Архивная копия от 5 августа 2021 на Wayback Machine, публикация Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Иванов, Топоров. Лыбедь, 1988.
  3. Петрухин, 2014, с. 24—25, 70—71, 84.
  4. Щавелёв, 2007, с. 105—126.
  5. Иванов, Топоров. Славянская мифология, 1988.
  6. Петрухин, 2014, с. 20.

Литература

Ссылки