Лунц, Лев Натанович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лев Лунц
LeoLuntz.jpg
Дата рождения 19 апреля (2 мая) 1901(1901-05-02)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 10 мая 1924(1924-05-10) (23 года)
Место смерти Гамбург
Род деятельности писатель, драматург
Годы творчества 1919—1924
Жанр проза, пьеса, публицистика
Язык произведений русский
Произведения на сайте Lib.ru

Лев Ната́нович Лунц (19 апреля (2 мая) 1901, Санкт-Петербург10 мая 1924, Гамбург) — прозаик, драматург и публицист из группы «Серапионовы братья».

Биография

Родился в еврейской семье. Отец — Натан Яковлевич Лунц (1871—1934) — выпускник Дерптского университета, провизор, торговец оптическими приборами. Мать — Анна Ефимовна Рабинович, концертная пианистка.

Писать начал с восемнадцати лет. По окончании в 1918 году с золотой медалью Петроградской 1-й мужской гимназии Лунц поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета, после преобразования которого окончил в 1922 году историческое отделение факультета общественных наук. Был оставлен при кафедре западноевропейских литератур для научной работы, знал испанский, итальянский, английский, французский, старофранцузский, древнееврейский языки.

В 1923 году проявились первые признаки болезни сердца, которая заставила Лунца всю зиму пролежать в постели. Добившись научной командировки в Испанию, уехал лечиться в Германию, где проживали его эмигрировавшие ранее родители. Через год умер от болезни мозга.

Некрологи на смерть Льва Лунца написали Нина Берберова, Юрий Тынянов, Максим Горький, Константин Федин, Михаил Слонимский.

Творчество

Писал с восемнадцати лет. Вёл литературную деятельность пять лет. За это время он написал рассказы «В пустыне», «Родина», «Исходящая № 37», «Рассказ о скопце», «Хождение по мукам», «Через границу», фельетоны «В вагоне», «Верная жена», «Патриот», пьесы «Вне закона», «Бертран де Борн», «Обезьяны идут», «Город правды», киносценарий «Восстание вещей» и несколько теоретических статей. Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец» упоминает также «уморительно смешную повесть молодого, рано умершего советского писателя-петроградца Льва Лунца, написавшего о том, как некое буржуазное семейство бежит от советской власти за границу, спрятав свои бриллианты в платяную щётку». Речь, очевидно, шла о рассказе «Через границу», сюжет которого заметно перекликается с сюжетом «12 стульев».

По мнению Евгения Шварца,[1]

Рассказы его были суховаты, программно — сюжетны. Но в пьесах был настоящий жар, и сделаны они были из драгоценного материала. Это был прирожденный драматург милостью божией.

Перед отъездом за границу Лунц оставил часть рукописей Андрею Андреевичу Кази — они были конфискованы при аресте Кази в 1937 году и пропали. Ещё часть рукописей была задержана таможней при отъезде и тоже пропала.[2]

Проза и драматургия Льва Лунца публиковалась при его жизни в СССР и в Европе. Его пьесы также шли в театрах как на родине, так и за рубежом.

Однако впоследствии произведения Лунца в СССР не печатались даже в самые сравнительно либеральные времена, несмотря на то, что такую публикацию мечтали осуществить превратившиеся в литературных генералов бывшие «Серапионовы братья».

Причина неприятия Лунца советской культурой обнаруживается в его статье «Почему мы Серапионовы братья», которая по стечению обстоятельств стала восприниматься как манифест Серапионов. Именно эту статью цитировал в 1946 А. А. Жданов, доказывая антисоветскость М. М. Зощенко и «Серапионовых братьев» вообще. Основная мысль статьи могла использоваться как пример аполитичности и антисоветчины:

С кем же мы, Серапионовы Братья? Мы с пустынником Серапионом.[3]

Раздражение властей вызвала трагедия «Вне закона». Так, Майзель указывает на то, что «как бы ни были туманны и остранены общественные контуры и характеристики в „Вне закона“, социальное звучание трагедии остается глубоко реакционным».

Отзывы

Без него [Лунца] не обходилось ни одно сборище, он, конечно, был душой «Серапионов».[4]

Юноша-фавн запомнился как перепроизводство энергии.[5]

Он был человек огромного темперамента и мгновенных реакций. <…> Это был ум деятельный, не терпящий вялости и покоя.[6]

В 1930-е годы творчество Лунца оказалось забыто и вычеркнуто из истории русской советской литературы. 11-томная Литературная энциклопедия в 1932 году поместила статью о Лунце, где он назван «воинствующим буржуазным индивидуалистом» и «типичным выразителем идей либеральной буржуазной интеллигенции предоктябрьской формации»[7].

Монографии, посвященные Лунцу, вышли в Сербии и Польше.

Библиография

  • Об инсценировке сатирических романов // Жизнь искусства. — 1919. — № 284—285.
  • Детский смех // Жизнь искусства. — 1919. — № 305—306.
  • Творчество режиссёра // Жизнь искусства. — 1920. — № 337-338.
  • Театр Ремизова // Жизнь искусства. — 1920. — № 343.
  • Вне закона. Пьеса // Беседа. — [Berlin],1923. — № 1.
  • Обезьяны идут! Пьеса // Веселый альманах. — Пг., 1923.
  • В пустыне // «Серапионовы братья», Альманах первый. — Петроград: Алконост, 1922.
  • В пустыне //«Серапионовы братья». Заграничный альманах. — Berlin, 1922.
  • Исходящая №37 // Россия. — 1922. — № 1.
  • Почему мы Серапионовы братья // Литературные записки. — 1922. — № 3.
  • Ненормальное явление // Петербург. — 1922. — № 3.
  • Обольститель // Мухомор. — 1922. — № 3.
  • В вагоне // Мухомор. — 1922. — № 9.
  • Верная жена // Мухомор. — 1922. — № 10.
  • Бертран де Борн. Пьеса // Город. Литература. Искусство. — 1923. — № 1.
  • Родина // Европейский альманах, 1923.
  • На Запад // Беседа. — 1923. — № 2.
  • Патриот. Пьеса // Красный ворон. — 1923. — № 33.
  • Город Правды. Пьеса // Беседа. — 1924. — № 5.
  • Восстание вещей. Киносценарий // Новый журнал. — 1965. — № 79.
  • Хождения по мукам // Новый журнал. — 1966. — № 83.
  • Путешествие на больничной койке // Новый журнал. — 1968. — № 90.
  • Родина и другие произведения. — Иерусалим, 1981.
  • Завещание царя. — Мюнхен, 1983.
  • Рассказ о скопце // Из творческого наследия советских писателей. — Л., 1991.
  • Через границу // Лица. Биографический альманах. Выпуск 5. — СПб., 1994.
  • Вне закона. — СПб.: Композитор, 1994. — ISBN 5-7379-0001-0
  • Обезьяны идут[8]. — СПб.: ИНАПРЕСС, 2003. — 752 с. — 600 экз. — ISBN 5-87135-145-X.
  • Литературное наследие[9]. — М.: Научный мир, 2007. — ISBN 978-5-91522-005-7.

Ссылки

Примечания

  1. Евгений Шварц. Ленинградская телефонная книжка. 1956. 16 мая
  2. Брат, друг, ученик… Письма родственников, друзей, преподавателей о Л. Н. Лунце // Встречи с прошлым. Выпуск 11. — М.: РОССПЭН, 2011. — С. 438. — ISBN 978-5-8243-1582-0.
  3. Лунц Л. Вне Закона. Пьесы, рассказы, статьи. СПб, 1994. С. 200
  4. Н. Н. Берберова. Курсив мой: Автобиография. Москва: Согласие, 1999. С. 161.
  5. О. Форш. Сумасшедший корабль. Москва: Современник, 1990. С. 28
  6. Н. Чуковский. Литературные воспоминания. Москва, 1989. С. 66. Цит. по: Фрезинский Б. Судьбы Серапионов. Портреты и сюжеты. СПб., 2003
  7. Литературная энциклопедия: В 11 т. [М.], 1929—1939, Т. 6. С. 636 (автор статьи — М. Майзель)
  8. Наиболее полное издание сочинений Льва Лунца. Вступительная статья Валерия Шубинского, подробный комментарий и послесловие Евгения Лемминга. В издание входят рассказы, пьесы, киносценарии, статьи и рецензии, автобиография, переписка, а также статьи и некрологи, посвящённые Лунцу, написанные его современниками и друзьями — Берберовой, Слонимским, Тыняновым, Кавериным, Фединым и другими.
  9. Это издание, хоть и несколько более полное, чем «Обезьяны идут», подверглось критике в прессе Феликс Икшин.Специалист поневоле Архивная копия от 13 декабря 2013 на Wayback Machine // Новое литературное обозрение — 2008. — № 91.