Лука Хрисоверг

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Патриарх Лука Хризоверг
Πατριάρχης Λουκᾶς Χρυσοβέργης
Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх
1156 — 1169
Предшественник Константин IV Хлиарин
Преемник Михаил III

Лука́ Хрисове́рг, или Лука́ Хризове́рг (греч. Λουκᾶς Χρυσοβέργης; XII век) — Патриарх Константинопольский с 1156 по 1169 год.

Место и год рождения Луки неизвестны. До патриаршества Лука был иноком.

Патриаршество Луки характеризуется широкой церковно-законодательной деятельностью. Лука созвал несколько Церковных соборов в столице и от имени их издал определения, которые сохранились. Целью соборных определений было как исправление недостатков в положении клириков, так и разрешение отдельных вопросов общего церковного значения. Соборные определения изданы в 119-м томе Греческой патрологии. Клирики управляли домами или чужими поместьями, служили в магистратуре, исправляли должности сборщиков податей, занимались адвокатурой в судах, содержали бани, даже питейные заведения и публичные дома. Все эти занятия были запрещены соборными определениями и, согласно этим определениям, клирики, виновные в них, впоследствии должны быть подвержены наказаниям. Соборные определения запрещали священникам и дьяконам заниматься медицинской практикой, поскольку они во время врачебных занятий снимали платье, присвоенное их званию, и надевали мирскую одежду, чтобы ничем не отличаться от прочих врачей. Во время патриаршества Луки на Соборе решался вопрос о крещении мальчиков-мусульман, взятых в плен. В Византии их старались крестить; однако выяснилось, что часть из них крещены в детстве. Оказалось, что в отдельных местах родители-мусульмане крестили своих детей у православных священников в суеверии, что таким образом их дети будут избавлены от демонских напастей и не станут пахнуть по-собачьи. Встал вопрос о действительности такого крещения. Собор постановил: крещение, совершаемое мусульманами над своими детьми у православных священников, считать не святым крещением, а волшебством и некоторого рода врачеванием, и определил крестить снова мусульманских мальчиков, взятых в плен.

Другой вопрос на Соборе: один византийский аристократ дал обет поститься все среды в честь Иоанна Крестителя, на среду падал праздник Рождества Христова; вельможа обратился к императору Мануилу с вопросом, следует ли сохранять обет. Мануил поручил Собору решить этот вопрос, Собор одобрил обет аристократа, но разрешил ему не соблюдать пост в этот праздник.

В правление патриарха Луки Хризоверга по его инициативе запрещён соблазнительный обычай: в праздник святых Нотариев[1][2] учителя, учившие детей чистописанию (нотарии), имели обыкновение надевать сценические маски и в таком виде появляться в публичных местах. Патриарх запретил делать это.

На Константинопольском соборе 1157 года под председательством Луки Хризоверга учение Сотириха о жертве Христа было осуждено как еретическое[3].

Алексей Лебедев считает, что в отношениях с императором патриарх Лука Хризоверг иногда проявлял приличное его сану дерзновение, но иногда унижался до непозволительной лести. Император Мануил по поводу военного триумфа решил устроить религиозную процессию в собор Святой Софии, при этом он захотел, чтобы в этой процессии принял участие и гостивший в это время в Византии султан Кылыч-Арслан, но Лука воспротивился воле правителя. Патриарх в этом случае показал себя с лучшей стороны и проявил ревность и дерзновение. В то же время он позволил закончить «деяния» одного Собора, бывшего при нём[4], следующими льстивыми словами императору Мануилу: «Молимся и с царём Давидом поём: да положит Бог престол его (Мануила), как дни неба, и уготовает семя его (Мануила) в век, и исполнит все желания сердца его, все народы да послужат ему». Читать это тем более странно, что сам Лука Хрисоверг неохотно склонился к мнению императора, провозглашённому на указанном Соборе[5].

Лука Хрисоверг в 1160-х годах состоял в переписке с русским великим князем Андреем Боголюбским, сохранилась грамота Луки к великому князю[6]. Андрей Боголюбский стремился иметь в своей области отдельного митрополита, но Лука ответил князю отказом.

Известен ряд стихотворений религиозного содержания, принадлежащих перу Луки Хрисоверга.

Примечания

  1. Мученики Маркиан и Мартирий, нотарии (память 7 ноября). Они служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев, то есть секретарей, патриарха Павла Исповедника (память 6 ноября)
  2. «Зеленые минеи». Октябрь. 25 октября. Святых мученик и нотарий Маркиана чтеца и Мартирия иподиакона (†ок. 355). Дата обращения: 10 апреля 2016. Архивировано 2 октября 2014 года.
  3. Иеромонах Павел (Черемухин). Константинопольский Собор 1157 года и Николай, епископ Мефонский. // Епископ Николай Мефонский и византийское богословие : сборник исследований / Отдел по делам молодежи Русской православной церкви, Крутицкое Патриаршее подворье, Центр библейско-патрологических исслед. ; [редсовет.: А. Р. Фокин (гл. ред.) и др.]. — М.: Центр библейско-патрологических исслед. [и др.], 2007. — 317 с. — С. 144—189. — ISBN 978-5-9622-0027-9.
  4. Если эти «деяния» (акты) писаны в патриаршей, а не царской канцелярии.
  5. Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI-го до половины XV-го века. — Т. VII. — 1902. — С. 184.
  6. Грамата цареградскаго патріарха Луки Хрисоверга къ кн. Андрею Боголюбскому.

Литература

Ссылки