Синьорелли, Лука

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Лука Синьорелли»)
Лука Синьорелли
итал. Luca Signorelli
Автопортрет (позади Синьорелли — фра Анджелико)Автопортрет (позади Синьорелли — фра Анджелико)
Имя при рождении итал. Luca Signorelli
Дата рождения 1450(1450)
Место рождения Кортона
Дата смерти 16 октября 1523(1523-10-16)
Место смерти Кортона
Подданство  Италия
Учёба Пьеро делла Франческа
Покровители Лоренцо Медичи, Федериго да Монтефельтро

Лука Синьорелли (итал. Luca Signorelli; 1450, Кортона — 16 октября 1523, Кортона) — итальянский живописец позднего Возрождения умбрийской школы. Его настоящее имя: Лука д’Эджидио ди Вентура.

Биография

Родился и умер в Кортоне (Тоскана), в связи с чем в некоторых источниках художника называют Лука из Кортоны. Он был единственным сыном Джилио (или Эгидио) ди Луки ди Анджело ди маэстро Вентура (Gilio, o Egidio, di Luca di Angelo di maestro Ventura) и Бартоломеи ди Доменико ди Шиффо. Его отец и его предки были художниками в Кортоне в течение нескольких поколений[1].

Лука Синьорелли учился в Ареццо в мастерской Пьеро делла Франческа, как свидетельствовали Лука Пачоли и, позднее, Джорджо Вазари. Испытал также влияние Антонио Поллайоло в особенностях передачи анатомии человека и движений фигур. Работал во многих городах Средней Италии, при дворах Лоренцо Медичи во Флоренции и Федериго да Монтефельтро в Урбино. Около 1470 года он женился на Галлиции ди Пьеро Карнесекки, от которой у него было четверо детей: Антонио, Феличия, Томмазо и Габриэлла.

В течение своей жизни Синьорелли вёл активную деятельность на службе администрации Кортоны. 6 сентября 1479 года он был избран в Совет восемнадцати (Consiglio dei Diciotto), и с тех пор он двенадцать раз занимал должность приора между 1480 и 1523 годами, десять раз избирался в Совет восемнадцати и двенадцать раз в Генеральный совет. В 1512 году он был назначен послом Кортоны во Флоренции[2].

Лука работал в Марке, недалеко от Урбино, который в то время был одним из важных центров художественной жизни. Между 1477 и 1480 годами Синьорелли отправился в Лорето, где расписывал сакристию в Святилище Святого Дома (Santa Casa)[3]. В 14811482 годах Синьорелли принимал участие в росписях Сикстинской капеллы в Ватикане (сначала в качестве помощника Перуджино), написав совместно с Бартоломео делла Гатта фреску «Смерть и завещание Моисея». В Сикстинской капелле Синьорелли работал в одно время с Перуджино, влияние которого историки искусства отмечают во фресках Синьорелли, выполненных для святилища в Лорето, а также в алтаре Святого Онуфрия (Pala di Sant’Onofrio) для собора Перуджи (1484). Синьорелли часто бывал во Флоренции, в 1490 году написал для Лоренцо Великолепного картину «Воспитание Пана» (картина погибла в Берлине во время Второй мировой войны) и тондо «Мадонна с Младенцем» (Уффици).

в Читта-ди-Кастелло (Умбрия) художник, ставший почётным гражданином города в 1488 году, работал и постоянно проживал в последние годы пятнадцатого века. В 1497 году он был приглашён для росписи монастыря аббатства Монте Оливето Маджоре, недалеко от Ашано (Тоскана), аббатом и генералом ордена Оливетов фра Доменико Айрольди. Тема росписей: «История святого Бенедикта». Синьорелли успел расписать северную сторону с восемью люнетами, прежде чем оставить работу, чтобы посвятить себя самому важному заказу в Орвието. С 1505 года росписи завершал Содома[4]. 5 апреля 1499 года Синьорелли подписал контракт на завершение отделки сводов «Новой капеллы» (итал. Cappella Nuova, позднее известной как Капелла Мадонны ди Сан-Брицио) в соборе Орвието, начатой Фра Беато Анджелико и его помощниками (включая Беноццо Гоццоли) в 1447 году.

Последние годы жизни художник провёл в родном городе, возглавляя собственную мастерскую с большим количеством учеников.

Творчество. Росписи капеллы Мадонны ди Сан-Брицио

Лука Синьорелли известен главным образом благодаря впечатляющим росписям в Капелле Мадонны ди Сан-Брицио собора в Орвието, отличающимся «религиозной глубиной и драматизмом в сочетании с натурализмом в изображении отдельных фигур»[5]. Фрески капеллы — один из выдающихся циклов на тему Апокалипсиса — отражают особенности сложного перехода от эстетики Высокого Возрождения к холодному и вторичному стилю маньеризма XVI века. Тем не менее, согласно источникам, Микеланджело вдохновлялся этим произведением, создавая свой «Страшный суд» в Сикстинской капелле в Ватикане.

Новую капеллу (итал. Cappella Nuova), или Капеллу Мадонны ди Сан-Брицио, образует южная часть трансепта собора. Капелла отстроена в 1408—1444 годах. Створки железных кованых ворот отгораживают её от остальной части собора. В 1622 году капеллу посвятили Святому Брицио, одному из первых епископов Сполето и Фолиньо, который крестил жителей Орвието. Легенда гласит, что он оставил им алтарный образ Мадонны (Madonna della Tavola): Мадонны на троне с Младенцем и ангелами. Эта картина написана анонимным мастером конца XIII века из Орвието.

Оформление капеллы фресками в 1447 году начали Фра Беато Анджелико и Беноццо Гоццоли с композиций: «Христос перед Пилатом» и «Ангелы и Пророки». В 1499—1504 годах эту работу завершил Лука Синьорелли. В левом нижнем углу фрески восточной стены он изобразил себя рядом с фра Анджелико.

В 1499 году Синьорелли добавил сцены с хором апостолов, учителей церкви, мучеников, дев и патриархов. Его работа понравилась попечителям собора, и ему поручили написать фрески в четырёх больших люнетах стен капеллы. Работы начались в 1500 году и были завершены в 1503 году (в 1502 году был перерыв из-за нехватки средств.) Эти фрески в капелле считаются самой сложной и впечатляющей работой Синьорелли. Цикл фресок об Апокалипсисе и Страшном суде начинается с «Проповеди антихриста», продолжается бурными эпизодами композиции «Апокалипсиса», затем следует «Воскресение во плоти». Четвёртая сцена представляет собой пугающее изображение «Проклятых в аду». На стене за алтарём Синьорелли изобразил слева «Избранных, идущих в Рай», а справа «Нечестивцев, гонимых в ад».

Фрески, созданные Синьорелли, производят странное и неожиданное впечатление. Написанные в относительно позднее время, они демонстрируют кризис изобразительного метода Высокого Возрождения, созданного десятилетиями ранее великими флорентийскими и римскими художниками. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» отметил: «Лука Синьорелли, превосходный живописец, о котором во временном порядке нам теперь надлежит сказать, в свои времена считался в Италии весьма знаменитым, а произведения его ценились так, как ничьи другие, в какое бы то ни было время, ибо в живописных своих произведениях он указал способ изображать нагое тело так хорошо, с таким искусством и с разрешением таких трудностей, что оно кажется живым»[6]. М. Дворжак писал об этой работе Синьорелли:

«Он был учеником Пьеро делла Франческа, но представлял собой полную противоположность своему учителю: ему было свойственно влечение к страстной драматизации воплощаемого, а не к раздумьям и поискам… Фрески Синьорелли до некоторой степени напоминают большие стенные росписи XIV столетия в Кампо Санто в Пизе, хотя они и не достигают их мощи и убедительности. Это — большие идеальные композиции, в которых небесное и земное, естественное и сверхъестественное, ограниченное во времени и непреходящее, конечное и бесконечное сочетаются в эпическом свершении и картинных видениях. В то время как во фресках позднего Средневековья и раннего Возрождения иррациональность выражалась… в обобщённости и типичности фигур — благодаря чему композиция и фигуры объединяются в грандиозном и целостном воздействии, — у Синьорелли царит разлад, причём в двояком отношении. В первую очередь — в изображении героев этой последней трагедии человечества. Однажды их сравнили с иллюстрациями в анатомическом атласе… Широкая концепция противоречит натуралистически иллюстративному характеру… Как бы ни поражали нас многообразие и виртуозность передачи фигур, в целом замысел оказывается бледным и лишённым фантазии, почти детским, и если попытаться вникнуть в него, то и фигура и всё воплощаемое событие покажутся искажающими реальность. Аналогичная двойственность господствует и в изображении пространства… Жёстко очерченные, холодно трактованные фигуры… производят впечатление парящих в воздухе марионеток»[7]

.

Примечания

  1. Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 92 (2018) [1] Архивная копия от 21 июня 2022 на Wayback Machine
  2. Italian renaissance artist archive // Luca Signorelli [2] Архивная копия от 21 июня 2022 на Wayback Machine
  3. Paolucci А. Luca Signorelli // Pittori del Rinascimento. — Firenze: Scala, 2004. — ISBN 88-8117-099-X
  4. Paolucci А., 2004. — P. 278
  5. Власов В. Г. Синьорелли, Лука // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 322
  6. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих [3]
  7. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: в 2-х т. — М.: Искусство, 1978. — Т. 1. — С. 141—143

См. также

  • Paintings by Luca Signorelli [[4]]