Лотто, Лоренцо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лоренцо Лотто
итал. Lorenzo Lotto
Вероятный автопортретВероятный автопортрет
Имя при рождении Lorenzo Lotto
Дата рождения 1480(1480)
Место рождения Венеция
Дата смерти 1556(1556)
Место смерти Лорето
Гражданство Италия
Учёба Альвизе Виварини
Стиль Венецианская школа живописи

Лоре́нцо Ло́тто (итал. Lorenzo Lotto; 1480, Венеция1556, Лорето) — один из крупнейших венецианских живописцев. Неспособный к компромиссам и в творчестве, и в области духовной, Лоренцо Лотто прожил беспокойную жизнь и часто испытывал материальные затруднения. Не подстраиваясь под господствовавшие вкусы, Лотто путешествовал в поисках заказчиков, которые могли бы понять и оценить его работы. После краткого периода успеха, он был забыт, а в Венеции осмеян[1]. В конце XIX века (1895) Лотто был открыт вновь для широкой общественности искусствоведом Бернардом Беренсоном[2]. По мнению Беренсона: «Чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана»[1].

Реконструкция биографии и творческого пути Лотто основана на его переписке, особенно относящейся к периоду его пребывания в Бергамо, и Libro di spese diverse — записи о приходах и расходах и реестре его произведений, составленном самим художником. Многие свои работы Лотто подписывал и датировал[3].

Биография

Лоренцо Лотто родился в Венеции в 1480 году[4] и провёл в этом городе свои детство и юность[3]. В Венеции он получил начальное художественное образование: Вазари пишет, что Лотто, «подражавший некоторое время манере Беллини, примкнул впоследствии к манере Джорджоне»[5]. Исследователи творчества Лотто, однако, предполагают, что он был учеником Альвизе Виварини, находя сходство манеры двух художников в ранних работах первого[3]. Но определённо Беллини, как наиболее известный и значительный венецианский мастер, повлиял на Лотто.

Молодой художник имел возможность также познакомиться с достижениями современной ему северной живописи: в Венеции в 1494—1495 (возможно) и в 1506—1507 годах бывал Дюрер, а гравюры немецкого художника получили широкое распространение и к югу от Альп. Возможно, от Дюрера Лотто перенял реалистичное изображение деталей, и, в то же время, пафос фантастических видений. Яркий свет, сияющие цвета, чёткие контуры в произведениях Лотто — характерные особенности северной живописи. Стиль таких художников, как Чима да Конельяно, был гораздо ближе Лотто, чем живопись Джорджоне, Беллини и его учеников с мягким светом, обволакивающим контуры[6].

Тревизо

Аллегория порока и добродетели. 1505

Между 1503 и 1504 годами Лотто упоминается впервые в качестве художника в Тревизо, где он получил свой первый важный заказ и испытал первый успех. Культурная жизнь провинциального городка вращалась вокруг двора епископа Бернардо де Росси[it], который составляли учёные и художники[6]. Портрет епископа[it], выполненный Лотто в 1505 году, своим «острым психологизмом предвосхищает портрет будущего»[7]. Для портрета де Росси Лотто создал «крышку» — сложную аллегорию, подобную «Аллегории целомудрия[it]», написанной также около 1505 года, картине, полной загадочных символов[8].

Для церкви Святой Кристины в Тивероне близ Тревизо Лотто создал в 1505 году алтарь[it]. В центральной части алтаря представлена Дева Мария с младенцем, окружённая святыми, тип изображения Богородицы, называемый Святым собеседованием. Несомненна связь этого алтарного образа с «Алтарём св. Захарии» Беллини и «Алтарём Кастельфранко» Джорджоне. Традиционная иконография у Лотто получает новое развитие. Художник отступает от обычной трактовки Святого собеседования как сцены углублённого созерцания. Взгляды, которыми обмениваются персонажи, их жесты, вносят элемент беспокойства, который усиливается холодным светом и резкими контурами[9].

«Успение Марии[it]» для собора в Азоло и «Портрет молодого человека», (Музей истории искусств, Вена) в 1506 году стали последними работами для Лотто в Тревизо[10].

Марке и Рим

Приобретший за несколько лет значительную репутацию, художник был приглашён в 1506 году в Марке доминиканцами Реканати. С этим монашеским орденом он поддерживал связь до конца своих дней. В 1508 году Лотто закончил большой запрестольный образ для церкви Сан Доменико в Реканати (в настоящее время хранится в Городской пинакотеке). Работа завершает цикл первых произведений Лотто, художник стал зрелым, вполне сложившимся мастером[10].

После краткого возвращения в Тревизо, в 1509 году он отправился в Рим, вызванный папой Юлием II для того, чтобы принять участие в украшении апартаментов в Ватиканском дворце[10]. Здесь он работал вместе с Содомой и Брамантино, росписи впоследствии были уничтожены, так как требовалось освободить место для произведений Рафаэля.

С определённой долей уверенности можно отнести к римскому периоду «Кающегося Святого Иеронима[it]» (1509, Замок Святого Ангела), к этой теме художник уже обращался в 1506 году (в этой картине искусствоведы усматривают влияние изобразительного искусства Германии и Нидерландов[11]). Римская версия отличается менее «северным», светлым, но в то же время тревожным пейзажем с антропоморфными деревьями.

Судя по поздним картинам художника, он побывал в Перудже и во Флоренции, где познакомился с работами Перуджино и Рафаэля. Лотто вернулся обратно в Марке, что известно из контракта, подписанного 18 октября 1511 года художником с Братством Доброго Иисуса Ези. Лотто обязался написать «Снятие с креста» для церкви Сан-Флориано (в настоящее время картина хранится в местной художественной галерее).

Бергамо (1513—1526)

В 1513 году Лотто выдержал своего рода соревнование с другими художниками, в результате которого он был выбран доминиканцами Бергамо для исполнения запрестольного образа их церкви (Chiesa dei Santi Domenico e Stefano). Началось его пребывание в городе, где прошли самые спокойные и плодотворные годы жизни художника[10].

По мнению Р. Лонги Лотто, как и Моретто, Савольдо и Морони:

«… отдав дань „grand goût“ века, ориентирующемуся на античность, которая отразилась в творчестве Рафаэля, Микеланджело или Тициана, продолжали идти по другому пути и благодаря своей более выраженной человечности, более смиренной набожности, более верному и тщательно продуманному колориту <…>, сохранили расположенность к лучшему пониманию природы людей и вещей, а это было равнозначно как умению чётко раствориться в безликой толпе, так и возможности идти самостоятельным, без мифологических реминисценций, непроторенным путём»[12].

В 1524 году Лотто получил заказ от графа Джованни Баттиста Суарди, представителя известной семьи из Бергамо, на украшение часовни у семейной виллы в Трескоре[13]. Представление на фреске капеллы Суарди Христа в виде виноградной лозы соперничает «по странности с загадочными измышлениями средневековой символики»[14]. Сцены из житий святых Варвары, Клары, Бригитты соседствуют с изображениями пророков и сивилл, предсказавших торжество Христа[15]. Эпизоды из житий святых Клары и Варвары Лотто, подобно Мемлингу (см. «Страсти Христовы»), помещает в современную городскую среду.

Создавая фреску с историей святой Бригитты, Лотто был вынужден, следуя интерьеру часовни (где в стенах два оконных и один дверной проёмы), разделить роспись на три части. На каждой из них представлены несколько эпизодов из жизни святой.

Некоторые работы

  • «Мадонна с младенцем и Св. Петром мучеником», 1503, музей Каподимонте , Неаполь
  • «Портрет епископа Бернардо де Росси», 1505 г., музей Каподимонте , Неаполь
  • «Аллегорическая композиция», 1505 г., Вашингтон
  • «Портрет молодого человека с масляной лампой», ок. 1506 г., (вероятно, секретарь Бернардо деи Росси), Музей истории искусств, Вена
  • «Алтарь Тивероне», 1506 г., церковь Санта Кристина, Тревизо
  • «Портрет неизвестного юноши», 1506 г., Уффици , Флоренция
  • «Оплакивание Христа», 1508 г., Пинакотека Комунале, Реканати
  • «Полиптих с Реканати», 1508 г., Вилла Колоредо МЭЛЗ, Реканати
  • Алтарь Мартиненго, в 1516 г., Бергамо
  • «Портрет Лючии Брембати», ок. 1518 г., Академия Каррара , Бергамо
  • алтарь «Мадонна на троне и святыми», 1521 г., церковь Св. Бернардино, Бергамо
  • «Мистические помолвке Св. Екатерины», 1523 г., Академия Каррара , Бергамо
  • «Сцены из жизни Св. Варвары», фреска 1524—1525 гг., Оратория СУАР Трискоре (недалеко Бергамо)
  • «Путь на Голгофу», 1526 г., Лувр, Париж
  • «Портрет неизвестного с золотой лапкой льва», 1527 г., Музей истории искусств , Вена
  • «Мадонна с младенцем, святой Екатериной и святым Иаковом», 1527—1533 гг.
  • «Христос и грешница», в 1529 г., Лувр , Париж
  • «Протрет Андрео Одоне», в 1527 г., Королевская коллекция, Лондон
  • алтарь «Св. Николай из Бари в славе», в 1529 г., церковь Санта Мария деи Кармине, Венеция
  • «Мадонна с младенцем, Св. Екатериной Александрийской и апостолом Фомой», 1530, Музей истории искусств , Вена
  • «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», Музей изобразительных искусств имени Пушкина , Москва
  • «Портрет молодого человека с расчетной книгой», ок. 1530 г., Галерея академии, Флоренция
  • «Лукреция Валье», 1533 р., Национальная галерея (Лондон)
  • «Марсилио Казотт с женой и ангелом», +1533 г., Прадо , Мадрид
  • «Поклонение пастухов младенцу Христу», ок. 1534 г., Государственный музей истории и искусств, Брешия
  • «Портрет архитектора», в 1533 (?), частное собрание
  • «Благовещение», в 1535 г., Пинакотека Комунале, Реканати
  • «Св. Христофор между Св. Рохом и Св. Себастьяном», 1535 г., Апостольский дворец, Лорето.
  • «Св. Семейство с тремя ангелами, Св. Елизаветой и Св. Захарией», 1537 г., Лувр , Париж
  • «Алтарь с алебардой», 1539 г., Пинакотека Цивик Франческо Подеста, Анкона
  • «Портрет пожилого благородного господина с перчатками», 1543 г., Пинакотека Брера, Милан
  • «Портрет пожилого благородного господина с перчатками», Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • «Лаура Пола», +1543 г., Пинакотека Брера, Милан
  • «Портрет Фебо да Брешиа», +1544 г., Пинакотека Брера, Милан
  • «Св. Иероним в пустыне», 1544 г., Галерея Дориа Памфили, Рим
  • «Оплакивание Христа (Лоренцо Лотто)» , 1545 г., Пинакотека Брера, Милан

Галерея

Выставки в России

Примечания

  1. 1,0 1,1 Bernard Berenson — Lorenzo Lotto, Abscondita 2008.
  2. Жермен Базен. История истории искусства. От Вазари до наших дней. с 183
  3. 3,0 3,1 3,2 Zuffi, cit., pag. 8.
  4. Как указано в его завещании от 25 марта 1546 года.
  5. Giorgio Vasari, Vite de' più eccellenti pittori, scultori e architetti
  6. 6,0 6,1 Zuffi, cit., pag. 9.
  7. Дзуффи С. Большой атлас живописи. 1000 лет изобразительного искусства. с. 126
  8. De Vecchi-Cerchiari, cit., pag. 181.
  9. De Vecchi-Cerchiari, cit., pag. 182.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Zuffi, cit., pag. 10.
  11. См. Бенуа. История живописи… с. 387
  12. Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. с. 258
  13. Zuffi, cit., pag. 12.
  14. Бенуа А. История живописи всех времён и народов. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — Т. 2. — С. 394.(Бенуа, с. 394)
  15. Zuffi, cit., pag. 13.
  16. Лоренцо Лотто " ТНК Арт: живопись и графика современных русских художников. Дата обращения: 27 декабря 2012. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  17. Лоренцо Лотто в Эрмитаже с 25 марта по 21 июня 2015 года. Дата обращения: 25 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.

Литература

  • Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. — М.: Радуга, 1984.
  • Маркова В. Э. Тема «sacra conversazione» в творчестве Лоренцо Лотто // Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. — М.: «Наука», 1997. — С. 182—189.
  • Маркова В. Э. Новое о картине Лоренцо Лотто из собрания ГМИИ // Музей 3. — М.: Советский художник, 1982. — С. 177—179.
  • Lorenzo Lotto: Rediscovered Master of the Renaissance, by David Alan Brown, Peter Humfrey, and Mauro Lucco, with contributions by Augusto Gentili et al. Washington, D.C.: Catalogue of the exhibition in the National Gallery of Art. — New Haven: Yale University Press, 1997.
  • Humfrey, Peter. Lorenzo Lotto. — New Haven: Yale University Press, 1997. — ISBN 0-300-06905-7 (the first full-length study of Lorenzo Lotto since the monograph of Bernard Berenson)
  • Bernard Berenson. Lorenzo Lotto. — Abscondita, 2008.
  • Stefano Zuffi. Lotto. — Mil.: Elemond Art, 1992. — ISBN 88-435-4365-2
  • Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari. I tempi dell’arte, volume 2, — Mil.: Bompiani, 1999. — ISBN 88-451-7212-0