Лотти, Антонио

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Антонио Лотти
Основная информация
Дата рождения ок. 1667
Место рождения Ганновер или Венеция
Дата смерти 5 января 1740(1740-01-05)
Место смерти Венеция
Страна Венеция
Саксония
Профессии композитор, органист
Годы активности 1683—1740
Жанры духовная музыка, опера

Анто́нио Ло́тти (итал. Antonio Lotti; ок. 1667, Венеция или Ганновер5 января 1740, Венеция) — композитор эпохи барокко, работавший в Венеции и германских государствах. Автор 8 ораторий и 24 опер, а также многочисленных произведений духовной музыки.

Биография

Антонио Лотти родился в 1667 году, когда его отец Маттео Лотти служил придворным капельмейстером в Ганновере, однако в качестве места рождения Антонио чаще всего указывается Венеция. Сам Антонио называл себя венецианцем (итал. Veneto). Известно также, что он учился в Венеции у маэстро Легренци и что ещё до того, как Антонио исполнилось 16 лет, он поставил свою первую оперу, Il Giustino, на венецианской сцене. По другим сведениям, его первой оперой был Il trionfo dell'innocenza, поставленный в начале 1690-х годов[1][2].

В 1687 году Антонио поступил в хор собора св. Марка в Венеции на место альта. В 1690 году он стал помощником органиста, два года спустя вторым органистом, а в 1704 году первым органистом. С 1702 по 1717 год были поставлены семнадцать опер Лотти. Он также писал музыку для женского хора больницы Ospedale degli Incurabili.

С 1717 по 1719 год Лотти, по приглашению правителя Саксонии Фридриха Августа, проживал в Дрездене. За это время там были поставлены три его оперы: Giove in Argo, Ascanio и Teofane. Его опера, в частности, была первой исполненной в новом оперном театре Дрездена в 1719 году[1]. Вместе с ним в Дрезден были приглашены его жена, сопрано Санта Стелла, ещё ряд певцов и либреттист[1]. С 1719 года, когда он вернулся в Венецию, Лотти полностью отказался от сочинения светской музыки и сосредоточился на духовных жанрах: мессах, мотетах и прочих. В 1736 году он занял должность капельмейстера собора св. Марка с годовым окладом в 400 дукатов.

Лотти принадлежит заслуга воспитания нескольких видных композиторов и музыкантов. Среди его учеников — Джузеппе Альберти, Бальдассаре Галуппи, Франческо Гаспарини, Бенедетто Марчелло и Песчетти.

Антонио Лотти скончался 5 января 1740 года от отёка. Он был похоронен в церкви Сан-Джеминьяно. Считается, что его останки были перенесены в другое место перед разрушением церкви Наполеоном в 1807 году, но нынешнее их местонахождение неизвестно[2].

Творчество

Творчество Лотти может быть условно разделено на два периода, до и после возвращения из Дрездена. Если в первый период композитор активно сочинял как духовную, так и светскую музыку, то во второй он сосредоточился исключительно на духовной. Тем не менее его перу принадлежит значительное количество светских произведений, в том числе:

  • 24 оперы, написанных для Венеции, Вены и Дрездена. Восемь из этих опер дошли до наших дней полностью: Alessandro Severo, Ascanio, Costantino, Foca superbo, Giove in Argo, Polidoro, Porsenna и Teofane. Ещё из девяти сохранились отдельные части, а семь считаются утерянными полностью[2]
  • восемь ораторий, из которых сохранились только две: Il voto crudele и L’umiltà coronata in Esther[2]
  • светские произведения малой формы, часть которых была собрана в сборник «Duetti, terzetti e madrigali a piu voci», посвящённый императору Леопольду I.
  • Духовные сочинения, среди которых наибольшую популярность получило Crucifixus а 8
(аудио)
Kyrie из Мессы №4 до мажор
Помощь по воспроизведению

Духовная музыка Лотти включает многочисленные мессы, мотеты, антифоны, Miserere. Missa Sapientiae Лотти хранилась в личной библиотеке Баха, и существует мнение, что её влияние ощущается в баховской Мессе си минор[2].

Один из мадригалов Лотти, включённых в сборник 1705 года, La vita caduta (in una siepe ombrosa), был исполнен в Лондоне в 1731 году как сочинение Бокончини. В результате последовавшего скандала имя подлинного автора было установлено[2].

Примечания

Ссылки