Лосский, Владимир Аполлонович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владимир Лосский
Vladimir Lossky.jpg
Основная информация
Полное имя Владимир Аполлонович Лосский
Страна  Российская империя
 СССР
Профессии оперный певец, артист оперетты,театральный режиссёр, музыкальный педагог
Певческий голос бас
Коллективы Большой театр
Награды Заслуженный артист РСФСР

Владимир Аполлонович Лосский (18 (30) июня 1874, Киев — 6 июля 1946, Москва) — русский и советский артист оперы (бас) и оперетты, камерный певец, режиссёр, педагог. Заслуженный артист Республики (1925).

Биография

Отец — инженер путей сообщения, мать — пианистка. В 1899 году окончил Киевский университет, одновременно 1897—1899 годах учился в музыкальном училище (педагог — К. Эверарди), позднее совершенствовался в Италии и в Париже у Бертрами.

С 1899 года по 1900 год пел в Московской частной русской опере, в Киевской опере, выступал в Нижнем Новгороде (антреприза Н. Фигнера), в КиевеС. Мамонтова). В 19021906 годах преподавал в Киевском музыкальном училище, позднее в Киевской и Одесской консерваториях.

В 19061918 и 19201928 годах выступал на сцене московского Большого театра, где помимо исполнителя стал режиссёром-постановщиком (как режиссёр дебютировал в 1909 году постановкой «Кавказского пленника» Ц. Кюи), затем главным режиссёром, руководителем художественной части оперной труппы Большого театра. Одновременно работал как исполнитель и режиссёр в оперных театрах Одессы, Свердловска, Петрограда (Ленинграда).

В 19201926 годах параллельно исполнял партии в опереттах, поставленных Музыкальной студией МХАТ, позднее преобразованной в Музыкальный театр им. Вл. И. Немировича-Данченко и К. С. Станиславского. В сезоне 1925/26 гастролировал с этой студией по Западной Европе (Лейпциг, Прага, Бремен) и США (Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Вашингтон, Чикаго, Детройт).

Творчество

Репертуар

Оперный исполнительский репертуар певца включал 36 партий: Лепорелло («Каменный гость» А. С. Даргомыжского, редакция Римского-Корсакова, — первый исполнитель); Зай-Санга («Сын мандарина» Ц. А. Кюи); Гильо де Морфонтена («Манон» Ж. Массне); Фарлаф («Руслан и Людмила» Н. А. Римского-Корсакова); Скоморох и Дуда (оба — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова); Варлаам («Борис Годунов» М. П. Мусоргского); Скула («Князь Игорь» А. П. Бородина); Писарь и Голова («Майская ночь» Римского-Корсакова); Дон Бартоло и Дон Базилио (оба — «Севильский цирюльник» Дж. Россини); Цунига («Кармен» Ж. Бизе); Санчо Панса («Дон Кихот» Ж. Массне); Сусанин («Иван Сусанин» М. Глинки); Иван Грозный («Купец Калашников» Рубинштейна), Рене («Иоланта» Чайковского); Бес («Черевички» Чайковского); Гремин («Евгений Онегин» Чайковского); Лепорелло («Дон Жуан», среди партнеров — Маттиа Баттистини[1]); Папагено («Волшебная флейта» Моцарта); Сен-Бри («Гугеноты» Мейербера); Шонар («Богема» Пуччини).

Камерный репертуар включал произведения П. И. Чайковского, Р. Шумана, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Ц. А. Кюи, А. Н. Гречанинова. Принимал участие в концертах Кружка любителей русской музыки и в выступлениях «Музыкальных выставок», организованных М. Дейшей-Сионицкой.

Режиссура

Могила В.А.Лосского на Введенском кладбище

Как режиссёр всего поставил 50 опер. Первый постановщик опер: «Кавказского пленника» Ц. Кюи (1909), «Сказка о царе Салтане» (1913), «Князь Игорь» (1914), «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова (1916, 1922), «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова (1924), «Фленго» (1918), «Франческа да Римини» Э. Направника (1918); «Аида» (1922), «Лоэнгрин» (1923), «Фауст» (1924), «Борис Годунов» (1927), «Фленго» (1928), «Овод» В. Трамбицкого (1929); «Прорыв» С. Потоцкого (1929); «Декабристы» В. Золотарева (1930); «Руслан и Людмила» (1929), «Садко» (1935); «Шоре» Б. Лятошинского (1939).

Будучи режиссёром-постановщиком, продолжал выступать в качестве оперного артиста. Как отмечал он сам, в его исполнении доминировала «актерская, а не вокальная сторона», вследствие чего он стал специализироваться «в области характерных партий-ролей». Уделял большое внимание гриму и сценическому движению. <…> Об исполнении роли Подколесина («Женитьба» по комедии Гоголя) критик Ю. Энгель писал: «Этот даровитый артист Большого театра всегда хорош в характерных ролях, но Подколесин, кажется, его лучшее создание. Каждое движение, каждая интонация — живы, естественны, выразительны. И в то же время ни малейшей натяжки в музыкальном исполнении; не пение, не разговор, а что-то среднее, по-своему яркое и сильное»[2].

С 1943 года был режиссёром оперного класса Московской консерватории.

Умер в 1946 году. Похоронен на Введенском кладбище (10 уч.).

Примечания

  1. Лосский, Владимир Аполлонович // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.
  2. Лосский Владимир Аполлонович

Ссылки