Лосенко, Антон Павлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Антон Павлович Лосенко
Дата рождения 30 июля (10 августа) 1737(1737-08-10)
Место рождения Глухов
Дата смерти 23 ноября (4 декабря) 1773(1773-12-04) (36 лет)
Место смерти Санкт-Петербург
Подданство  Российская империя
Жанр
Учёба Императорская Академия художеств (1758–1760)
Наставники:
Стиль русский классицизм
Покровители Д. М. Голицын
Звания академик ИАХ (1770)
Премии пенсия ИАХ (1760)

Анто́н Па́влович Лосе́нко, Лосе́нков[1] (30 июля [10 августа1737, Глухов — 23 ноября [4 декабря1773, Санкт-Петербург) — русский художник украинского происхождения[2] (в украинской историографии — украинский художник, работавший в России[3]) живописец, рисовальщик и педагог. Важнейший представитель русского классицизма второй половины XVIII века, основоположник русской школы исторической живописи. Ака­де­мик и профессор (с 1770), ди­рек­тор (с 1772) Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Биография

Родился в 1737 году в семье русского купца Павла Яковлевича Лосева, по торговым делам часто бывавшего в Малороссии и Польше и позже поселившегося в Глухове. Когда ребёнку было четыре года, умерла мать, потом и отец, и семилетний мальчик был отдан в Санкт-Петербург в придворный хор.

После «спадения» голоса с 1753 учился живописи в течение пяти лет и пяти месяцев у крепостного художника графа Шереметева И. П. Аргунова. Был направлен во вновь образованную Императорскую Академию художеств в ученики к портретисту Пьетро Ротари и через полгода после поступления в Академию был направлен в качестве пенсионера Академии художеств для усовершенствования за границу.[4]. Считается (наряду с Василием Баженовым) первым пенсионером Академии художеств.

Обучался в Париже у Жана II Ресту, а позднее у Жозефа-Мари Вьена (где ему покровительствовал Д. М. Голицын) Написал программную работу «Принесение Исаака в жертву (Жертвоприношение Авраама)», за которую получил большую золотую медаль от Королевской Академии живописи и скульптуры[4]. Продолжил совершенствоваться во Французской академии в Риме.

После возвращения в Россию (1770) снискал известность полотном «Владимир и Рогнеда» (1770) — несколько наивным и мелодраматичным, но впервые представившим русскую древность наглядно, на принятом в то время художественном языке.

Программа на звание академика: «Владимир, утвердясь на новгородском владении, посылает к полоцкому князю Роговльду, чтобы ему отдал дочь свою Рогнеду в супружество; гордым ответом Рогнеды раздраженный Владимир подвигнул все свои силы, столичный полоцкий город взял силою, Роговольда с двумя сынами лишив жизни, с высокосмысленною Рогнедою неволею сочетался».

За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, вскоре он стал профессором. В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств, разделив эту должность с Н. Жилле[5].

Портреты кисти Лосенко немногочисленны, но отличаются выразительностью и чётким следованиям принципам классицизма.

Скончался от водянки в 1773 году. Похоронен на кладбище Благовещенской церкви[6]. В советской литературе встречается информация, что из-за отсутствия заказов и стеснённого материального положения нестарый ещё художник «от унижений и отчаяния спился»[7]. Другие авторы, напротив, отмечают «воздержный образ жизни» художника и то, что белое вино он употреблял как лекарство от болезни[8].

В числе учеников Антона Лосенко, получивших самостоятельную известность: живописцы Иван Акимов[9], Пётр Соколов и Григорий Угрюмов[10], а также скульптор Михаил Козловский[11] и гравёр Гавриил Скородумов.

Образ в искусстве

С именем Антона Лосенко на рубеже XIX–XX веков ассоциировался находящийся в собрании Челябинского музея изобразительных искусств мужской портрет (бумага, наклеенная на холст, масло; 39 × 30 см), ранее экспонировавшийся в Румянцевском музее в Москве; впоследствии картина была переатрибутирована как произведение неизвестного художника немецкой школы XIX века[12].

Работы

  • «Чудесный улов» (1762);
  • «Жертвоприношение Авраама» или «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака» (1765);
  • «Каин и Авель» (1768);
  • «Зевс и Фетида» (1769);
  • «Святой апостол Андрей Первозванный» (1769);
  • «Владимир перед Рогнедой» (1770);
  • «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, картина не закончена);
  • портрет И. И. Шувалова (1760);
  • портрет писателя А. Сумарокова (1760);
  • портрет актёра Ф. Волкова (1763) и др.
  • Чудесный улов (1762)

    Чудесный улов (1762)

  • Владимир перед Рогнедой (1770)

    Владимир перед Рогнедой (1770)

  • Зевс и Фетида (1769)

    Зевс и Фетида (1769)

  • Жертвоприношение Авраама (1765)

    Жертвоприношение Авраама (1765)

  • Товий с ангелом (1759)

    Товий с ангелом (1759)

  • Смерть Адониса (1764)

    Смерть Адониса (1764)

  • Портрет актёра Ф. Волкова (1763)

    Портрет актёра Ф. Волкова (1763)

  • Портрет писателя А. Сумарокова (1760)

    Портрет писателя А. Сумарокова (1760)

  • Портрет И. И. Шувалова (1760)

    Портрет И. И. Шувалова (1760)

Примечания

  1. Власов, 1996, с. 526.
  2. Bénézit, 1976, p. 749; БРЭ, 2011, с. 61.
  3. Komelova, 1996, p. 404: «Ukrainian painter, active in Russia».
  4. 4,0 4,1 Гнедич, 1897, с. 429.
  5. Российский общеобразовательный портал (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 марта 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  6. Санкт-Петербург: Энциклопедия. Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 18 августа 2019 года.
  7. Снегирев В. Л. Знаменитый зодчий Василий Иванович Баженов // Московский рабочий. — 1950. — С. 262.
  8. Петров П. Н. Антон Павлович Лосенко // Северное сияние. — 1864. — Т. 3. — С. 142—152.
  9. Гнедич, 1897, с. 430; Власов, 1996, с. 528.
  10. БРЭ, 2011, с. 61.
  11. Гнедич, 1897, с. 430.
  12. РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ: ВИРТУАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ | Неизвестный художник | Мужской портрет [2, [3]]. www.rmuseum.ru. Дата обращения: 10 мая 2021. Архивировано 11 сентября 2019 года.

Литература

Основные очерки жизни и творчества
  • Гаврилова Е. И. Антон Павлович Лосенко / Е. И. Гаврилова. — Л. : Художник РСФСР, 1977. — 48 с., 8 л. ил. — (Массовая библиотечка по искусству). — Указ. в: Freitag, 1997, p. 238, no. 7264. — 30 000 экз.
  • Каганович А. Л. Антон Лосенко и русское искусство середины 18 столетия / А. Л. Каганович. — М. : Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. — 320 с., 60 л. ил. — Указ. в: Freitag, 1997, p. 238, no. 7265; Острой и Саксонова, 2012, с. 263, № 1162.
Другие работы
Словари и энциклопедии
Справочные указатели
  • Острой О. С., Саксонова И. Х. Изобразительное и прикладное искусство : указатель библиографических пособий, 1789–2007 гг. / О. С. Острой, И. Х. Саксонова; Российская национальная библиотека. — СПб. : Издательство РНБ, 2012. — С. 263. — 790 с. — № 1162. — 500 экз. — ISBN 978-5-8192-0427-6. — OCLC 816554924.
  • Freitag W. M. Art Books : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. 238. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 7264–7265. — ISBN 0-8240-3326-4. — LCCN 96-28425. — OCLC 919978279.