Лопухин, Иван Владимирович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иван Владимирович Лопухин
Художник Д. Г. Левицкий, 1802 год. Третьяковская галереяХудожник Д. Г. Левицкий, 1802 год.
Третьяковская галерея
Место рождения с. Воскресенское, Кромский уезд, Севская провинция, Белгородская губерния
Место смерти с. Воскресенское, Кромский уезд, Орловская губерния
Род деятельности писатель, государственный деятель

Ива́н Влади́мирович Лопухи́н (24 февраля [6 марта1756, село Воскресенское (Ретяжи), Белгородская губерния[1] — 22 июня [4 июля1816, там же) — русский философ, публицист, мемуарист, издатель, один из виднейших представителей русского масонства. Действительный тайный советник (1807), сенатор.

Биография

Происходил из старинного дворянского рода Лопухиных[Комм 1]. Сын генерал-поручика Владимира Ивановича Лопухина (1703—1797) и Евдокии Ильиничны Исаевой (1717—1774), дочери вице-президента Коммерц-коллегии Ильи Ивановича Исаева.

В 1756 году, с младенчества, был записан в гвардию унтер-офицером.

На 17-м году моего возраста кончилось моё воспитание и учение языков, которых ни одного, как и своего природного, не знаю и по сие время грамматических правил… Одним словом, если я что знаю, то подлинно самоучкою[2]

В 1775 году — прапорщик Преображенского полка. В 1782 году произведён в полковники и перешёл на статскую службу — советником, а затем председателем Московской губернской уголовной палаты. В это время, быстро преодолев увлечение вольнодумством, после прочтения книг Луи Клод де Сен-Мартена «О Заблуждениях и об Истине» и Арндта «Об истинном христианстве», он вступил в орден мартинистов.

В 1785 года в чине статского советника вышел в отставку. В судейскую практику внес новый взгляд на исправительное значение наказаний и боролся за их умеренное применение, являясь противником смертной казни. Выступал за смягчение закона о религиозных преследованиях[3]. Снисходительность приговоров уголовной палаты и принадлежность её председателя к мартинистам вызывала возмущение московского главнокомандующего Я. А. Брюса, с которым у него появились разногласия.

В 1792 году начались преследования масонов со стороны правительства. Были закрыты типография и магазины, лидеры были частью арестованы и заключены в крепость, частью сосланы в деревни. Лопухину, памятуя о заслугах его больного девяностолетнего отца, в качестве наказания определили ссылку в родовом имении Савинское, конфисковав значительную часть имущества, и все-таки затем оставили в Москве под строгим гласным и негласным наблюдением.

С воцарением императора Павла I, покровительствовавшего масонам, положение радикально изменилось. И. В. Лопухина вызывают в Петербург, назначают статс-секретарем при Императоре, производят в тайные советники. Но и в отношениях с императором Лопухин проявлял свою независимость и твердость в суждениях, осмеливался даже возражать. Придворная служба тяготила его, и вскоре он был назначен сенатором в Москву.

Здесь он занимался главным образом разбором уголовных и следственных дел, проявляя те же черты человеколюбия, что и в уголовной палате. В своей деятельности в Сенате И. В. Лопухин продолжал придерживаться прежних гуманных взглядов. Неоднократно ему приходилось ревизовать многие губернии, оставляя своей справедливостью добрую память.

В ответ на записку муфтия крымских татар Сеита Мегмета эфенди «О подтверждении преимуществ, дарованных крымским обывателям и духовенству» 14 ноября 1802 года Александром I был подписан указ на имя сенатора И. В. Лопухина с поручением рассмотреть на месте вопрос открытия магометанского правления в Таврической губернии. До этого И. В. Лопухин ревизовал несколько губерний, среди которых были Казанская и Оренбургская, где проживали крупные мусульманские общины. При исследовании дел в таврическом регионе И. В. Лопухину предстояло изучить ряд вопросов, связанных с состоянием ислама в Крыму. Во-первых, необходимость увеличения числа местного мусульманского духовенства; возвращение этому сословию разных привилегий, которые были даны ещё в царствование Екатерины, и какие привилегии можно назначить данному духовенству, на основании имевшихся ранее. Во-вторых, открытие в Симферополе Духовного правления с обозначением прав и обязанностей этой структуры и отвод специального здания. К решению этих вопросов император рекомендовал привлечь муфтия Сеит Мегмет эфенди, который к тому времени уже должен был вернуться в Симферополь, и принять во внимание его мнение «с пользой того края и справедливостию». Однако Сеит Мегмет эфенди в это время болел. Можно предположить, что на вопросы скорее всего, отвечал кади-аскер Абдурагим эфенди. Изучив жизнь мусульманской общины Крыма, И. В. Лопухин 18 февраля 1803 года представил доклад из 12 пунктов. Сенатор рекомендовал открыть магометанское правление в городе Симферополе состоящее из кади-аскера и 4 улемов. Однако и этот проект магометанского духовного правления остался только на бумаге. Тем не менее он оказал влияние на процесс открытия ТМДП и развития мусульманской общины в условиях Российской империи[4].

После того, как в конце 1806 года было решено учредить милицию, несколько сенаторов были отправлены по губерниям для наблюдения за порядком и тишиной; надзору Лопухина были вверены Тульская, Калужская, Владимирская и Рязанская губернии.

Особо следует отметить его деятельность по защите духоборов на Украине и работу в Крымской комиссии, за что в 1807 году был произведён в действительные тайные советники. Пользовался доверием императора Александра I, который даже собирался сделать его министром народного просвещения.

Ф. П. Лубяновский в своих «Воспоминаниях» рассказывает, как однажды император Александр, указывая ему на Лопухина, заметил: «Ты много об нем говорил, а я вот как знаю его — Иван Владимирович Лопухин и для меня не покривит душою». Но слабость Лопухина к вину, по свидетельству кн. П. А. Вяземского, помешала этому назначению.

«Государь, желая ближе познакомиться с Л., велел пригласить его к обеду; Л. вовсе не был питух; но необдуманно соблазнясь лакомыми винами, которые подавали за царским столом, он ничего не отказывал, охотно выпивал все предлагаемое, а иногда в промежутках подливал себе еще вино из бутылок, которые стояли на столе. Император держался самой строгой трезвости и был вообще склонен к подозрению.

Возлияния и влияния недогадливого Л. не могли ускользнуть от наблюдательного и пытливого взгляда императора.

Ему не только казалось, но он убедился, что Л. пьет. Тем министерство его и кончилось: он возвратился сенатором в Москву, как и выехал сенатором».

Во время Отечественной войны 1812 года, он, по поручению Александра I, занимается организацией земского войска и ополчения, упоминается на памятной плите в храме Христа Спасителя в Москве. После завершения войны окончательно уходит в отставку. Незадолго до смерти женился (09.02.1813) на Матрёне Ефимовне Никитиной; детей у них не было.

В масонстве

С 1782 года он становится одним из организаторов, теоретиков и активных деятелей масонских организаций сначала в Москве, а затем и в других городах. Он переводит на русский язык целый ряд масонских произведений, создает типографию и издает множество прогрессивных для того времени философских, теологических и правовых произведений, включая и свои собственные. В 1783 году на имя Лопухина была открыта одна из двух типографий масонского «Дружеского общества» (другая была открыта на имя Н. И. Новикова). Типография Лопухина печатала не только произведения мистиков и масонов, но и святых отцов. Помогает бедным, участвует в организации школ, аптек, больниц. В это время он становится великим мастером нескольких лож. Автор ряда сочинений, сыгравших заметную роль в российской масонско-мистической литературной традиции.

Цель сего общества была издавать книги духовные и наставляющие в нравственности истинно Евангельской… и содействовать хорошему воспитанию, помогая особливо готовящимся на проповедь Слова Божия, чрез удобнейшие средства приобретать знания и качества, нужные к оному званию; для чего и воспитывались у нас больше пятидесяти семинаристов…[5]

Юнгов остров

За время ссылки И. В. Лопухин создал в подмосковной усадьбе Савинское на берегу реки Воря пейзажный (английский) парк — «небольшой архипелаг из множества островов и островков, образующих запутанный водный лабиринт»[6]. Центром был выбран Юнгов остров с «храмом дружбы», названный так в честь поэта Юнга. Рядом стояли памятники в честь Руссо и Фенелона, генералов Н. В. Репнина и В. А. Лопухина. Соседние острова и рощи были посвящены памяти Сократа, Платона, Беме, Эккартсгаузена и Конфуция[7]. Красоты усадьбы описал в стихотворении «Прогулка в Савинском» помещик-сосед И. М. Долгоруков. Известны также написанные в усадьбе строки В. А. Жуковского:

Как слит с прохладою растений фимиам,
Как сладко в тишине у брега струй плесканъе,
Как тихо веянье эфира по волнам
И гибкой ивы трепетанье…

Оценки личности

Известный в своё время литератор А. Ф. Воейков говорил о нем: «Иван Владимирович Лопухин принадлежит к тем людям, коих память воскрешает в душе сладкое и тихое чувство умиления любви, а не удивление страха. Имя его произносится с благословением, с признательностью, со слезами. Он всему на свете предпочитал добродетель; его жизнь — непрерывная цепь благотворений».

Известный историк В. О. Ключевский так охарактеризовал И. В. Лопухина: «С умом прямым, немного жестким и даже строптивым, но мягкосердечный и человеколюбивый, с тонким нравственным чувством, отвечающим мягкому и тонкому складу его продолговатого лица, вечно сосредоточенный в работе над самим собой, он упорным упражнением умел лучшие и редкие движения души человеческой переработать в простые привычки или ежедневные потребности своего сердца».

Комментарии

  1. Его отец, генерал-поручик Владимир Иванович Лопухин (08.06.1703—27.06.1797). В книге М. Н. Лонгинова (Новиков и московские мартинисты. — М.: тип. Грачева и К°, 1867. — С. 164.) указывается, что он был внуком двоюродного брата царицы Евдокии Фёдоровны.

Примечания

  1. Барсков Я. Лопухин, Иван Владимирович // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.М., 1896—1918.
  2. Записки, 1860, с. 4.
  3. Вопль старинного судьи…. Дата обращения: 6 декабря 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
  4. Бойцова Е. В., Ганкевич В. Ю., Муратова Э. С., Хайрединова 3. 3. Ислам в Крыму: Очерки истории функционирования мусульманских институтов. — Симферополь: Элиньо, 2009. — С. 120—132. — 432 с.
  5. Записки, 1860, с. 20.
  6. Савинское | Усадьбы щёлковской земли | Достопримечательности | Информация о Щёлковском районе (недоступная ссылка). Администрация Щёлковского муниципального района Московской области. Дата обращения: 15 августа 2013. Архивировано 30 августа 2013 года.
  7. Гаврюшин Н. К. Юнгов остров: религиозно-исторический этюд. — Лого-Н, 2001.

Литература