Локшин, Александр Лазаревич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Локшин
Локшин Александр Лазаревич.jpg
Основная информация
Полное имя Александр Лазаревич Локшин
Профессии композитор
Жанры академическая музыка
Награды Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1983
lokshin.org

Алекса́ндр Ла́заревич Локши́н (19 сентября 1920, Бийск — 11 июня 1987, Москва) — советский композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983).

Биография

Портрет работы Т. Апраксиной (1987)

Родился в еврейской семье — отец его, Лазарь Захарович Локшин, был счетоводом, мать, Мария Борисовна Короткина — акушеркой. В возрасте 6 лет начал брать уроки игры на фортепиано. В 1930 году семья Локшиных переехала в Новосибирск. В Новосибирске Александр был принят в 12-ю образцовую школу, где учились особо одарённые дети, а также дети городского партийного начальства. Параллельно с общеобразовательной школой, А. Л. учился также и в музыкальной, у известного пианиста Алексея Фёдоровича Штейна, бывшего профессора петербургской консерватории, высланного в Сибирь после революции.

В 1936 году приехал в Москву для поступления в Московскую государственную консерваторию. Сначала был принят в музыкальное училище при консерватории на 2-й курс, а спустя полтора года был уже переведён в консерваторию — и тоже на 2-й курс. В консерватории Локшин занимался в классе Николая Яковлевича Мясковского.

В 1939 году Александр Локшин написал вокально-симфоническую поэму «Цветы зла» на стихи Шарля Бодлера. Продирижировал этим сочинением Николай Аносов. За поэму Локшина лишили диплома и не допустили к сдаче экзаменов, в 1941 году он был отчислен из консерватории. Лишь в 1944 году Локшину позволили сдать экзамены и получить диплом (с отличием). Благо, ещё до войны Николай Яковлевич Мясковский на свой страх и риск выдал ему справку с консерваторской печатью, весьма положительно характеризующую Александра Локшина. А в 1941 году Локшин, ещё не имея диплома, был принят в Союз композиторов.

С 1941 записался добровольцем в ополчение вместе с большинством консерваторских студентов, однако уже через неделю был комиссован в связи с открывшейся язвой желудка. В течение некоторого времени А. Л. дежурил на крыше Московской консерватории по ночам, затем уехал к родителям в Новосибирск, где обнаружил свою семью в тяжёлом положении (у сестры обнаружился туберкулёз, а отец лежал в больнице, где и умер в 1943 году). Александр Лазаревич устроился на работу, а по ночам писал свою новую вокально-симфоническую поэму «Жди меня» на слова Симонова.

В 1943 году в Новосибирск приехал прославленный Ленинградский филармонический оркестр, главным дирижёром которого был Евгений Мравинский. Под его управлением поэма Локшина была исполнена впервые в Новосибирске. Сочинение молодого композитора очень высоко оценил Соллертинский, благодаря чему, — а также ходатайству Николая Мясковского, — у Локшина появилась возможность вернуться в Москву. В Москве новая поэма была исполнена под управлением все того же Аносова. «Жди меня» стала дипломной работой композитора.

С 1945 года преподавал в Консерватории инструментовку, чтение партитур, музыкальную литературу. В июне 1948 года, в ходе кампании по «борьбе с космополитизмом» (а также за пропаганду среди студентов «идейно чуждой» музыки Малера, Берга, Стравинского, Шостаковича), А. Л. был из Консерватории уволен. Известие о готовящемся увольнении застало его при выходе из больницы имени Склифосовского, где ему была сделана резекция желудка. Безработного композитора Мария Вениаминовна Юдина (считавшая Локшина гениальным) пыталась устроить в Гнесинский институт, где преподавала сама, но из этого ничего не получилось (как до этого ничего не вышло из попыток Мясковского).

С начала 1950-х годов занимался исключительно сочинением музыки.

Был женат на лингвисте Т. Б. Алисовой. Сын — математик А. А. Локшин.

В 1986 году перенёс инсульт. Умер 11 июня 1987 года (в возрасте 66 лет) в Москве.

Сочинения

К своему стилю композитор пришёл в конце 1950-х, написав первую симфонию «Реквием», о которой Шостакович сказал: «гениальная музыка». В своих автобиографических заметках композитор пишет:

Когда я учился в консерватории, моими кумирами были — Скрябин, Дебюсси, Оскар Уайльд и многие другие. Тогда я сочинил очень изысканное и столь же непрофессиональное произведение: 3 пьесы для сопрано и симфонического оркестра на тексты из Бодлера. Затем последовала многолетняя тяжёлая болезнь, кончившаяся резекцией желудка, а также резекцией всего моего декадентского прошлого. Толчком был «Зимний путь». Я написал «Вариации» для фортепиано в духе Шостаковича, затем Кларнетный квинтет в 2-х частях: в первой весьма парадоксально сочетались Шостакович и Вертинский, вторая часть навеяна Стравинским (Думбартон-Окс). Как ни странно, разницы стилей не наблюдалось. Сочинение вполне профессиональное.

Всерьёз я начал сочинять в 1957 году. На этот раз я испытал сильнейшее влияние Шуберта, Брамса, Берга, Малера и Сцены в спальне графини. Всё это, видимо переплавилось, и только сейчас я могу отдать себе отчёт, откуда произошло то, что я называю «собственным стилем». Период этот кончился в 1980 году.

Сочинения Локшина исполняли и пропагандировали дирижёры Рудольф Баршай и Геннадий Рождественский. Последний отказался исполнять музыку Локшина, узнав про дело о доносе (см. ниже). До этого момента он провёл премьеры в Лондоне (3-я симфония (1966); хор и оркестр Би-Би-Си, 1979) и в Москве (11-я симфония (1976); солистка — Людмила Соколенко, ансамбль солистов Гос. симфонического оркестра, 1980).

Рудольф Баршай исполнял музыку Локшина до самого последнего времени, продолжая пропагандировать музыку и в России, и в Европе. Баршай провёл премьеры семи крупных симфонических сочинений Александра Лазаревича. Со смертью Баршая музыка Локшина потеряла своего главного интерпретатора. Сочинения Локшина исполняли другие дирижёры и при жизни Рудольфа Борисовича, а сейчас — и после смерти. Но Рудольфа Борисовича Баршая можно назвать аутентичным интерпретатором, чьё искусство и авторитет преодолевали как музыкальные сложности, так и социальные. Баршай написал предисловие к тому материалов о жизни и творчестве Локшина, подготовленному музыковедом Мариной Лобановой (Берлин, 2002).

Премьеры трёх сочинений провёл и Арвид Янсонс.

Кроме Москвы, Ленинграда и Лондона ещё при жизни композитора музыка исполнялась в Нью-Йорке, Амстердаме и Штутгарте.

Обвинение в доносительстве и посмертная реабилитация

Тяжёлым ударом для Локшина, омрачившим всю его дальнейшую судьбу, стало обвинение в доносительстве, которое исходило от трёх бывших узников ГУЛАГа, что придавало ему в глазах общества неоспоримую убедительность. Композитор был подвергнут остракизму, а его музыка практически забыта. Как свидетельствовал Александр Есенин-Вольпин «Локшин меня посадил». По свидетельству Веры Прохоровой, помимо Александра Локшина, в её посадке участвовали мать и сестра композитора, а также его друг композитор Меерович. Композитор после выступления Есенина-Вольпина стал изгоем и отношения с ним демонстративно поддерживали только Меерович и дирижер Рудольф Баршай, записывавший произведения композитора. Вместе с тем, узник советских концлагерей Семён Виленский утверждал, что это обвинение с самого начала ему показалось сомнительным: одним из обвинителей был Александр Есенин-Вольпин, не скрывавший своих антисоветских взглядов, и который, по словам Виленского, «не нуждался ни в каких доносах».[1] После смерти Локшина его сыну Александру, занимавшемуся расследованием этой истории более 20 лет, удалось собрать свидетельства и документы, доказывающие, что в отношении Локшина органами НКВД была проведена операция по дискредитации с целью прикрытия действующего агента. Собранные материалы опубликованы на форумах и в статьях на портале Евгения Берковича, а также в книгах «Гений зла» (М., 2005) и «Музыкант в Зазеркалье», 3-е издание (М., 2013). Наиболее важные из публикаций — «Мышеловка»[2] и «Одиннадцать вопросов сыну композитора А. Л. Локшина».[3] . Даже части этих материалов оказалось достаточно, чтобы за Локшина вступилась Елена Боннэр, написав (и разрешив опубликовать) буквально следующее:

«С некоторых пор я не имею никакого отношения к музею Андрея Сахарова… так как я не нашла адреса Александра Локшина [сына композитора] <прошу> довести до него, что я просила одного из членов общественной комиссии убрать с сайта [направленный против композитора] материал, о котором Александр Локшин пишет. А если шире — я всегда очень настороженно отношусь ко всяким якобы разоблачающим кого-то материалам. И в большинстве случаев не верю им. Е. Г. [8 января 2009]»

Публичные извинения сыну композитора принес действительный член Российской академии художеств В. В. Ванслов, поверивший обвинениям в адрес Локшина и повторивший их в своей книге «О музыке и о балете».

Ещё один относящийся к истории Локшина документ первостепенной важности — письмо великой пианистки М. В. Юдиной своему другу В. С. Люблинскому (от 28.02.1961). Юдина пишет о Локшине сразу же после последней встречи с ним в 1961 г., то есть спустя пять лет после разрыва отношений (1956 г.), уже будучи хорошо знакома с распространившимися слухами:

«…я не ошиблась, веря в него, и не ошиблась, помогая ему в обычной жизни, и была ему другом в тяжелые дни и часы».

Существенным шагом, предшествовавшим посмертной реабилитации Локшина, было исполнение его Реквиема Рудольфом Баршаем на закрытии IV Международной конференции «Сопротивление в ГУЛАГе» (Москва, 29 мая 2002)[4] (см. на YouTube).

Список сочинений

  • 1939 — Симфоническая поэма «Цветы зла» на стихи Шарля Бодлера для сопрано и большого симфонического оркестра. Рукопись.
  • 1942 — Симфоническая поэма «Жди меня» для меццо-сопрано и большого симфонического оркестра на стихи Константина Симонова. Исп.: 1943 — Новосибирск, дир. Е. Мравинский, солистка Е. Вербицкая; 1944 — Москва, дир. Н. Аносов. Рукопись. Длительность 12 мин.
  • 1952 — «Венгерская фантазия» для скрипки и большого симфонического оркестра. Исп.: 1952 — Москва, дир. К. Зандерлинг, солист Ю. Ситковецкий. Изд. «Музыка», 1958. Длительность 15 мин.
  • 1953 — Вариации для фортепиано. Исп.: 1956 — Москва, М. Гринберг. Изд. «Музыка», 1956. Длительность 24 мин.
  • 1955 — Квинтет для кларнета и струнного квартета. Исп.: 1960 — Москва, И. Мозговенко (кларнет), квартет имени Комитаса. Музгиз, 1958. Длительность 23 мин.
  • 1957 — Симфония № 1 «Реквием» для большого симфонического оркестра и смешанного хора. На средневековый латинский текст («Dies irae»). Исп.: 1987 — Борнмут; 1992 — Париж, дир. Р. Баршай. Рукопись. Длительность 43 мин.
  • 1960 — «В джунглях», сюита для большого симфонического оркестра. Исп.: 1960 — Москва, дир. А. Янсонс. Длительность 25 мин.
  • 1962 — «Тараканище», комическая оратория для большого симфонического оркестра и смешанного хора на стихи К. Чуковского. Не исполнялась. Рукопись. Длительность 12 мин.
  • 1963 — Симфония № 2 «Греческие эпиграммы» для большого симфонического оркестра и смешанного хора. Исп.: 1963 — Москва, Ленинград, дир. А. Янсонс. Изд. «Советский композитор», 1971. Длительность 33 мин.
  • 1966 — Симфония № 3 для баритона, большого симфонического оркестра и мужского хора. Исп.: 1979 — Лондон, дир. Г. Рожденственский, солист С. Робертс. Рукопись. Длительность 32 мин.
  • 1968 — Симфония № 4 для большого симфонического оркестра. Исп.: Москва, Ленинград, Лондон, Тутгарт, Лейпциг, Парма, дир. Р. Баршай. Изд. «Советский композитор», 1976. Длительность 15 мин.
  • 1968 — «Во весь голос», вокально-симфоническая поэма для баса и большого симфонического оркестра на стихи В. Маяковского. Исп.: 1969 — Москва, дир. А. Янсонс. Изд. «Советский композитор», 1979. Длительность 20 мин.
  • 1969 — Симфония № 5 «Сонеты Шекспира» для баритона, струнного оркестра и арфы. Исп.: Москва, Ленинград, Англия, Голландия, Швейцария, США, дир. Р. Баршай. Изд. «Музыка», 1974. Длительность 17 мин.
  • 1971 — Симфония № 6 для баритона, большого симфонического оркестра и смешанного хора на стихи Александра Блока. Рукопись. Первое исполнение состоялось 29 апреля 2014 года в Воронеже, дир. Юрий Андросов, солист — Игорь Горностаев. Длительность 39 мин.
  • 1972 — Симфония № 7 для контральто и камерного оркестра на стихи средневековых японских поэтов. Исп.: 1973 — Москва, дир. Р. Баршай. Изд. «Музыка», 1980. Длительность 20 мин.
  • 1973 — «Песенки Маргариты» для сопрано и большого симфонического оркестра на стихи Бориса Пастернака (переводы «Фауста» Гёте). Исп.: Москва, Швейцария, Германия, Португалия, дир. Р. Баршай. Рукопись. Длительность 22 мин.
  • 1973 — Симфония № 8 для тенора и большого симфонического оркестра на стихи А. С. ПушкинаПесни западных славян»). Исп.: 1978 — Москва, дир. В. Зива, солист А. Мартынов. Рукопись. Длительность 28 мин.
  • 1975 — Симфония № 9 для баритона и струнного оркестра на стихи Леонида Мартынова. Исп.: 1976 — Москва, дир. Р. Баршай, солист Ю. Григорьев. Изд. «Советский композитор», 1989. Длительность 23 мин.
  • 1976 — Симфония № 10 для контральто, смешанного хора, большого симфонического оркестра и органа на стихи Николая Заболоцкого. Исп.: 1976 — Москва, дир. Р. Баршай, солистка Н. Григорьева. Изд. «Советский композитор», 1981. Длительность 33 мин.
  • 1976 — Симфония № 11 для сопрано и камерного оркестра на стихи Л. де Камоэнса. Исп.: 1980 — Москва, дир. Г. Рождественский, солистка Л. Соколенко; 1995 — Лиссабон, дир. Р. Баршай, солистка У. Фидлер. Изд. «Советский композитор», 1983. Длительность 20 мин.
  • 1977 — Кантата «Мать скорбящая» для меццо-сопрано, большого симфонического оркестра и смешанного хора. На тексты из «Реквиема» А. Ахматовой и русской заупокойной службы. Исп.: 1995 — Санкт-Петербург, дир. А. Чернушенко, солистка Г. Долбонос. Рукопись. Длительность 23 мин.
  • 1978 — Квинтет для двух скрипок, двух альтов и виолончели (памяти Д. Д. Шостаковича). Исп.: 1978. Изд. «Советский композитор», 1982. Длительность 23 мин.
  • 1980 — Три сцены из «Фауста», моно-опера для сопрано и большого симфонического оркестра на стихи Бориса Пастернака (переводы «Фауста» Гёте). Изд. «Советский композитор», 1991; «Kompositor International», 1995. Исп.: 1998 — Флоренция, дир. Р. Баршай, солистка Е. Прокина. Длительность 36 мин.
  • 1981 — Квинтет «Из лирики Франсуа Вийона» для тенора и струнного квартета. Тексты — переводы Ильи Эренбурга стихов Ф. Вийона. Исп.: 1992 — Москва, солист А. Мартынов. Рукопись. Длительность 13 мин.
  • 1981 — «Искусство поэзии» для сопрано и камерного оркестра на стихи Н. Заболоцкого. Исп.: 1981, солистка Р. Левина. Издан клавир — «Советский композитор», 1990. Длительность 9 мин.
  • 1982 — Прелюдия и тема с вариациями для фортепиано. Исп.: 1988 — Москва, Е. Кушнерова. Изд. «Советский композитор», 1985. Длительность 8 мин.
  • 1983 — 1-я Симфониетта для тенора и камерного ансамбля на стихи Игоря Северянина. Исп.: 1986 — Москва, дир. М. Юровский, солист Н. Курпэ. Рукопись. Длительность 13 мин.
  • 1983 — «Три стихотворения Ф. Сологуба» для сопрано и фортепиано. Исп.: 1988 — Москва, Р. Левина (сопрано), Е. Кушнерова (фортепиано). Рукопись. Длительность 13 мин.
  • 1983 — Вариации для баса и оркестра на ранние стихи Н. Тихонова. Исп.: 1993 — Москва, дир. А. Мишурин, солист В. Почабский. Рукопись. Длительность 13 мин.
  • 1984 — Струнный квартет (рабочая версия струнного квинтета). Не исполнялся. Рукопись. Длительность 23 мин.
  • 1985 — 2-я Симфониетта для сопрано и расширенного камерного оркестра. Исп.: 1988, солистка Р. Левина. Рукопись. Длительность 15 мин.

Музыка к фильмам

  • 1954 — «Дамы» (короткометражный)
  • 1954 — «Переполох» (короткометражный)
  • 1956 — «Это начиналось так…»
  • 1958 — «Дочь Малого театра» (документальный)
  • 1958 — «Звероловы»
  • 1960 — «Чудотворная»
  • 1961 — «Зелёный патруль»
  • 1962 — «Суд»
  • 1964 — «Дядя Степа — милиционер» (анимационный)
  • 1965 — «Ваше здоровье» (анимационный)
  • 1967 — «Лесная симфония» (документальный)
  • 1968 — «Русалочка» (анимационный)
  • 1970 — «Чёрная гора» (совместное производство СССР, Индия)

Примечания

  1. С.С.Виленский о Локшине, Вольпине и Реквиеме. Дата обращения: 11 февраля 2020. Архивировано 7 апреля 2019 года.
  2. Александр Локшин Мышеловка Архивная копия от 2 декабря 2008 на Wayback Machine
  3. «Одиннадцать вопросов сыну композитора А. Л. Локшина» Архивная копия от 14 октября 2017 на Wayback Machine на сайте Этажи.ру
  4. Татьяна Сергеева. Вот Бог, вот Бах, вот Баршай // Московская правда : газета. — 2012. — 4 мая.

Литература

  • Ein unbekanntes Genie: der Symphoniker Alexander Lokschin: Monographien — Zeugnisse — Dokumente — Würdigungen/ Beitr. und Texten u.a. von Rudolf Barschai; Hrsg. von Marina Lobanova. Berlin: Kuhn, 2002 (Studia slavica musicologica, Bd.26)
  • Н. Я. Мясковский, М. В. Юдина, Р. Б. Баршай и др. О композиторе Александре Локшине / под ред. А. А. Локшина. — М.: Диалог-МГУ,, 1998. — 138 с. — 500 экз. — ISBN 5-89209-201-1.
  • А. Л. Локшин — композитор и педагог / под ред. А. А. Локшина. — М., 2005. — 144 с.
  • А. А. Локшин. Мне помогло Провидение?. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — М.: МАКС Пресс, 2018. — 120 с. — ISBN 978-5-317-05915-6.

Ссылки