Лихтенштейн, Рой

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рой Лихтенштейн
англ. Roy Lichtenstein
Roy Lichtenstein.jpg
Имя при рождении Рой Фокс Лихтенштейн
Место рождения Манхэттен, Нью-Йорк
Место смерти Манхэттен, Нью-Йорк
Гражданство  США
Стиль поп-арт

Рой Фокс Ли́хтенштейн (англ. Roy Fox Lichtenstein [ˈɹ̠oj ˈfoks ˈlɪktənˌstaɪn]; 27 октября 1923, Манхэттен, Нью-Йорк — 29 сентября 1997, там же) — американский художник, представитель поп-арта.

Ранние годы

Рой Лихтенштейн родился в Нью-Йорке в еврейской семье среднего класса. До 12 лет обучался в общеобразовательной школе, а после поступил в Манхеттенскую школу Франклина для мальчиков, в которой он и завершил своё среднее образование. Искусство не было включено в учебную программу школы; Лихтенштейн впервые стал интересоваться искусством и дизайном в качестве хобби.

После окончания школы Лихтенштейн уезжает из Нью-Йорка в Огайо, для обучения в местном университете, в котором преподавались курсы по искусству и давалась степень в области изобразительного искусства. Его обучение было прервано на три года, пока он служил в армии во время Второй Мировой войны и после неё в 19431946 годах. Лихтенштейн стал выпускником университета Огайо и остался там на преподавательской должности в течение следующих десяти лет. В 1949 году Лихтенштейн получил степень магистра изящных искусств на факультете Университета штата Огайо, и в том же году женился на Изабель Уилсон, с которой впоследствии развёлся в 1965 году. В 1951 году у Лихтенштейна состоялась его первая персональная выставка в галерее «Carlebach» в Нью-Йорке.

В том же году он переехал в Кливленд, где жил в течение последующих шести лет, иногда возвращаясь в Нью-Йорк. Он менял места работы пока не писал картины — например, в отдельные периоды был помощником декоратора. Стиль его работ в это время менялся от кубизма до экспрессионизма.

В 1954 году родился его первый сын, Дэвид. Затем в 1956 году появился второй сын — Митчелл. В 1957 году он переехал обратно в Нью-Йорк и снова начал преподавательскую деятельность.

Путь к успеху

В 1960 году он начал преподавать в Рутгерском университете, где попал под значительное влияние Аллана Капроу. Это способствовало увеличению его интереса к образам прото-поп-арта. В 1961 год Лихтенштейн создал свои первые работы в стиле поп-арт, используя картинки из комиксов или мультфильмов и технологию, пришедшую из промышленной печати.

Первый успех Лихтенштейну принесли его работы на темы комиксов и журнальной графики. По словам Лихтенштейна, эта идея возникла у него в связи с тем, что в школе стали смеяться над его сыном из-за того, что его отец абстрактный экспрессионист, что в их понимании означало тот «кто не умеет рисовать и поэтому малюет абстракции!» Чтобы успокоить сына, Лихтенштейн сначала нарисовал ему Микки Мауса, точь в точь как в комиксах, а также Джорджа Вашингтона в стилистике комиксов. После этого художник понял, что эта идея его заинтересовала: «Это принесло ему удовлетворение, и он имитировал не только сами комиксы, но и растр газетной печати. Пришли друзья и тоже сочли это интересным… и вот, внезапно Л. обрёл свой почерк, простой, здоровый, естественный почерк, который на самом деле был „почерком шестилетних“ — и сделал его „знаменитым“»[1]. Художник выбирал понравившуюся ему картинку, вручную увеличивал её, перерисовывая растр, и выполнял в большом формате, используя трафаретную печать и шёлкографию. Большинство работ художника выполнена в технике фиксированного рисунка, которая заключается в том, что изображение масштабируется, видоизменяется растр, а полученный вариант при помощи трафаретной печати превращается в оригинальный формат[2]. В самом изображении при этом усиливались черты иронии и сарказма. Был дружен с Энди Уорхолом[3].

Награды

Картины

Основные работы

«Электрический шнур»

Картина «Электрический шнур» была написана в 1961 году в стиле поп-арт. Картина была куплена Лео Кастелли за 750 долларов. В 1970 году картина была отдана реставратору Даниелу Голдрейеру[4]. После смерти Голдрейера картина исчезла. ФБР долго вело следствие, но никакого криминала в произошедшем не обнаружило. Голдрейер умер своей смертью, и все полотна, находившиеся в его мастерской, оказались на месте, кроме «Электрического шнура»[5].

В 2009 году вдова реставратора, разбирая один из шкафчиков, обнаружила пропавшее полотно и сообщила в полицию. Полотно передали Барбаре Кастелли — наследнице хозяина картинной галереи. На сегодняшний день эта картина оценивается в четыре миллиона долларов[6].

Картины Роя Лихтенштейна на аукционах

В 1989 году картина «Торпеда… Огонь!» была продана на аукционе «Кристис» за 5,5 миллионов долларов, что стало рекордом и позволило Лихтенштейну войти в тройку живущих художников с максимальной стоимостью работ[7].

В 2005 году картина «В машине» была продана за рекордные 10 миллионов фунтов стерлингов (16,2 миллиона долларов).

Картина 1964 года «Ох… Ну хорошо…» была продана 11 ноября 2010 года[8] на Кристис за 42,6 миллиона долларов (26,7 миллиона фунтов стерлингов)[9].

«Я вижу всю комнату… Но в ней никого нет!», написанная в 1961 году продана на «Кристис» в ноябре 2011 года за 43 миллиона долларов[10].

Картина «Спящая девушка» стала самой дорогой из коллекции художника. Она была продана аукционным домом «Сотбис» за $ 44,8 млн[11].

В 2015 году на осеннем аукционе Christie's в Нью-Йорке картина «Медсестра» (англ. Nurse) была продана за рекордные для художника $95.4 миллиона долларов, заплаченная цена была неожиданно высокой, так как ранее её предварительная оценка не превышала сумму в $80 миллионов долларов.

Примечания

  1. Рихтер, Ханс. Дада — искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство XX века. — М.: Гилея, 2014. — С. 275. — 360 с. — ISBN 978-5-87987-090-9.
  2. Жизненные вехи Роя Лихтенштейна. (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июля 2013. Архивировано 3 сентября 2014 года.
  3. Биография Энди Уорхола (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 апреля 2013. Архивировано 9 мая 2013 года.
  4. Работа Роя Лихтенштейна, пропавшая 40 лет назад, вернулась к законному владельцу (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  5. Шедевр Роя Лихтенштейна вернули хозяйке спустя 42 года после пропажи. Дата обращения: 9 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  6. Обнаружена пропавшая в 1970 году картина Роя Лихтенштейна. Дата обращения: 9 марта 2015. Архивировано 29 марта 2016 года.
  7. Alloway, Lawrence. Roy Lichtenstein (неопр.). — 1983. — С. 114.
  8. Bloomberg Business Week, Lichtenstein’s $43 Million Pouting Redhead Helps Revive Market Архивная копия от 22 апреля 2012 на Wayback Machine Retrieved November 11, 2010
  9. Roy Lichtenstein painting fetches $42.6m at auction. BBC News (11 ноября 2010). Дата обращения: 11 ноября 2010. Архивировано 1 июня 2012 года.
  10. Roy Lichtenstein Work Sets New $43m Sale Record. BBC News (9 ноября 2011). Дата обращения: 9 ноября 2011. Архивировано 1 июня 2012 года.
  11. Melikian, Souren. Disconnect in the Art Market. New York Times (12 мая 2012). Дата обращения: 15 мая 2012. Архивировано 4 апреля 2013 года.

Ссылки