Лихачёв, Иван Алексеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иван Лихачёв
И. А. Лихачев и А. М. Горький среди рабочих московского автозавода. 1928 годИ. А. Лихачев и А. М. Горький среди рабочих московского автозавода. 1928 год
1-й Народный комиссар среднего машиностроения СССР
5 февраля 1939 года — 2 октября 1940 года
Глава правительства Вячеслав Молотов
Предшественник Должность учреждена, Виктор Львов как нарком машиностроения СССР
Преемник Вячеслав Малышев
1-й Министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР
26 августа 1953 года — 31 мая 1956 года
Глава правительства Георгий Маленков
Николай Булганин
Предшественник Должность учреждена
Преемник Должность упразднена
Министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР
июнь 1956 года — 24 июня 1956 года
Глава правительства Михаил Яснов

Партия РКП(б) с 1917 года
Награды
Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина — 19.11.1949
Орден Ленина Орден Отечественной войны I степени Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal In Commemoration of the 800th Anniversary of Moscow ribbon.svg
Сталинская премия — 1949

Ива́н Алексе́евич Лихачёв (3 [15] июня 1896, Озеренская, Тульская губерния — 24 июня 1956, Москва) — советский государственный деятель, один из организаторов автомобильной промышленности СССР. Известен как директор московского 1-го Государственного автомобильного завода (в дальнейшем Завода имени И. А. Лихачёва). Член ЦИК СССР 7 созыва, депутат ВС СССР 1—4 созывов. Член ЦК ВКП(б) (1939—1941), кандидат в члены ЦК КПСС (1956).

Биография

Родился в крестьянской семье.

В 1908 году окончил сельскую школу и устроился учеником в медницкую мастерскую Путиловского завода в Петербурге. В 1908—1915 годах — слесарь на Путиловском заводе. Во время Первой мировой войны Лихачёв служил матросом на Балтийском флоте (1915—1917).

В июне 1917 года вступил в РСДРП(б). В октябре того же года стал одним из организаторов отрядов Красной Гвардии в Гельсингфорсе. В 1917—1921 годах был командиром РККА, работал в ВЧК.

В 1921 году был направлен на профсоюзную работу (1921—1926 — управляющий делами Московского губернского профсоюза — МОСПС), одновременно учился в МГА, позднее в Ленинградском электромеханическом институте (отраслевом вузе Ленинградского политехнического института), но не окончил его.

В 1926 году И. А. Лихачёв был назначен директором Московского автомобильного завода (который затем был переименован в ЗИС), на этом посту проработал 13 лет. Первоначально Лихачёву достался маленький и плохо оснащённый завод, но за очень небольшой срок директор АМО (ЗИС) Лихачёв сумел создать мощнейший автогигант. В 1929 и 1930 годах он посетил автомобильные заводы Германии и США, где знакомился с принципами современного производства автомобилей. По некоторым данным, Лихачёву предлагали остаться работать в Америке, от чего он отказался.

С 5 февраля 1939 года по 2 октября 1940 года занимал пост народного комиссара среднего машиностроения СССР.

С 1940 по 1950 годы вновь возглавлял ЗИС. За время его работы завод становится крупнейшим предприятием с новейшим оборудованием и проектной мощностью 150 тыс. грузовых автомобилей в год. Кроме того, завод специализировался на выпуске автомобилей представительского класса.

В годы Великой Отечественной войны завод под руководством Лихачёва успешно снабжал армию оружием и грузовиками. Иван Лихачёв новаторски организовал сборку автомашин на конвейере, впервые в СССР. За годы эвакуации ЗИС (1941—1942 годы) Лихачёв наладил производство на таких стратегически значимых для СССР предприятиях, как Ульяновский автомобильный, Миасский автомоторный (УралАЗ), Челябинский кузнечно-прессовый, Шадринский автоагрегатный заводы.

В 1950—1953 годах был директором Московского машиностроительного завода.

В 1953—1956 годах занимал пост министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. Менее месяца проработал Министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР (был назначен на эту должность в июне 1956 года).

Лихачёв умер 24 июня 1956 года. Тело было кремировано. Урна с прахом была захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Партийные и государственные должности

На XVIII съезде Коммунистической партии (1939) избирался членом ЦК ВКП(б); на XVIII партконференции (февраль 1941) выведен из состава ЦК.

На XX съезде КПСС (1956) принят кандидатом в члены ЦК КПСС.

Член ЦИК СССР 7 созыва, депутат ВС СССР 1—4 созывов.

Память

  • В июне 1956 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР Московский автомобильный завод получил его имя — «Завод имени Лихачёва»; аббревиатура ЗиЛ (иногда ЗИЛ).
  • Именем Лихачёва также были названы улицы в ряде населённых пунктов СССР.
  • В 1958 году в Москве установлен бронзовый бюст И. А. Лихачёва[1]
  • В 2013 году в Тульской области открыт памятник И. А. Лихачёву[2].
  • В 1969 году вышел советский художественный фильм «Директор», прообразом главного героя в котором послужил Лихачёв.

Награды и премии

Литература

Примечания

  1. Бюст И.А. Лихачёва - Москва. Дата обращения: 14 июня 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
  2. http://tulasmi.ru/news/34215 Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine  (недоступная ссылка)

Ссылки