Литургическая драма

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Благовещение Ян ван Эйк, ок. 1435, картина передаёт впечатление от литургической драмы Missa Aurea (Нидерланды, нач. XV в.)

Литургическая драма (фр. Le drame liturgique) — род средневекового театра, появившегося во Франции около X века и представлявшего собой вставленные в праздничные церковные службы (литургии) инсценировки эпизодов из Священного писания, а также парафразы библейских сюжетов. В большинстве случаев сохранились только тексты, редко — также музыка (памятники музыкальной нотации).

Термин литургическая драма появился в XIX веке и не совсем точно отражает суть явления, поэтому ряд исследователей предпочитают термин церковная драма (фр. Le drame de l'eglise).

Возникла из тропов — вставок и дополнений в каноническую латинскую монодию. Тропы с элементами театрализации, из которых предположительно выросла литургическая драма, строились по принципу вопрос — ответ и сопровождались символической жестикуляцией целебрантов.

Первое документальное свидетельство[1] описывает мистериальную церемонию Visitatio sepulchri (с лат. — «Визит в гробницу»), происходившую в сер. X в. в аббатстве Флёри-сюр-Луар, но, предположительно, имевшую более раннее происхождение.[2]

Среди наиболее значительных литургических драм выделяются «Жених» (фр. L'Époux, между 1125 и 1150 гг.), «Игра об Антихристе» (лат. Ludus de Antichristo) из Тегернзее (ок. 1160), «Игра об Адаме» (лат. Ordo representacionis Ade, фр. Jeu d'Adam, ок. 1150), «Действо о добродетелях» (лат. Ordo virtutum) Хильдегарды Бингенской (1-я ненотированная ред. ок. 1151, 2-я нотированная ред. — ок.1179) и «Действо о Данииле» (лат. Ludus Danielis, ок. 1200).

В XII—XIII веках особого рода театрализованные представления в церкви также приурочивались к новогоднему празднику (в церковном календаре Обрезание Господне) и окружавшим его другим торжествам. Эти представления получили в нецерковной среде специфические названия Праздник дураков и Праздник осла.

Указом папы Иннокентия III (1210 г.) представления литургической драмы в храме были запрещены, но не прекратили своё существование, о чём свидетельствуют сохранившиеся театрализованные новогодние оффиции XIII века из французских соборов в Бове и Сансе (современные их публикации см. в библиографии). Обмирщение церковного «театра» происходило в Европе естественным образом, по мере того как латинский (литургический для католиков) язык всё чаще заменялся вульгарным (национальным) языком, а участниками празднеств всё больше становились не клирики, а обычные горожане.

Литургическая драма получила своё развитие в мираклях и мистериях.

Примечания

  1. Regularis Concordia Anglicae Nationis Monachorum Sanctimonaliumque, составлено в 965—975 в Винчестере
  2. Существуют два рисунка на слоновой кости с изображениями сцен, схожих с описанными в Regularis Concordia, и датируемых, предположительно, сер. IX в.

Литература

  • Office de Pierre de Corbeil (Office de la Circoncision) improprement appelé Office des Fous: texte et chant publiés d’après le manuscrit de Sens (XIII s.) avec introduction et notes par Henri Villetard. Paris: Librairie Alphonse Picard, 1907.
  • Arlt W. Ein Festoffizium des Mittelalters aus Beauvais in seiner liturgischen und musikalischen Bedeutung. Köln: Arno Volk, 1970. Bd. 1. 328 S., Bd. 2. 315 S.
  • Пави П. Словарь театра. Москва: Прогресс, 1991.
  • Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра. Москва, Просвещение, 1991.
  • Le théâtre en France, sous la direction de Jacqueline de Jomaron. Paris: Armand Colin Éditeur, 1992.
  • Ранкин С. Музыкальная выразительность в драме. Литургическая драма. В кн.: Исторический атлас средневековой музыки. Рус. пер. и ред. С. Н. Лебедева. М.: Арт Волхонка, 2016, с. 150—153.
  • Билье Ф. Музыка на Празднике дураков. В кн.: там же, с. 154—159.
  • Гаврилов И. Б., Джарман О. А. У истоков литургической драмы. Рецензия на монографию Christine C. Schnusenberg. Te mythological tradition of liturgical drama. Te Eucharist as theater. Paulist press, New York / Mahwah, NJ, 2010. 360P. Христианское чтение. 2017. № 4. С. 416—422.
  • Литургическая драма // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 483 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.