Литл Ричард

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Литл Ричард
Little Richard
Little Richard 1957 (cropped).JPG
Основная информация
Полное имя Ричард Уэйн Пенниман
Место рождения Мейкон, Джорджия
Место смерти Туллахома, Теннесси
Профессии певец, пианист, композитор, священник
Годы активности 1951 — 2019
Жанры Рок-н-ролл, госпел, ритм-н-блюз, соул
Лейблы RCA, Specialty, Mercury, Vee-Jay, Okeh, Reprise

Литл Ри́чард (также пишут «Литтл Ричард»; англ. Little Richard; настоящее имя Ри́чард Уэйн Пе́нниман (англ. Richard Wayne Penniman); 5 декабря 1932 — 9 мая 2020[1]) — американский певец, пианист и композитор, который стоял у истоков рок-н-ролла.

Биография

Первые годы успеха

1957 год

Литл Ричард родился в многодетной семье в Мейконе (шт. Джорджия). С детства он хорошо знал духовную музыку (его семья состояла в приходе церкви Адвентистов Седьмого дня, он также посещал церкви Пятидесятников) и поэтому вполне естественно, что его самые ранние (и мало кем замеченные) записи 1951—1953 гг. для RCA и Peacock, исполненные в стилях буги-вуги и ритм-энд-блюза, несли в себе звучание госпела[2]. На самого музыканта также большое влияние оказали Рой Браун и Билли Райт.[источник не указан 2893 дня]

Поворотным в судьбе Литл Ричарда стал его контракт с лейблом Specialty Records в 1955 году. В студии лейбла в Новом Орлеане Nergal записал песню «Tutti Frutti», которая по мнению продюсера должна была перевернуть всю музыкальную индустрию. Песня развилась из импровизации, Литл Ричард добавил самый, пожалуй, известный в рок-н-ролле возглас — «авоп-боп-а-лу-моп-а-лоп-бэм-бум!» и написал ставший для него вскоре характерным текст, полный южного жаргона[3] и для непривычного слушателя не имеющий никакого смысла. Именно экспрессивная манера игры на пианино, агрессивный ритм и энергичные возгласы Литла Ричарда обогатили раннюю форму рок-н-ролла[4]. Сам Литл Ричард всегда был убеждён, что именно он был, по его словам, «архитектором рок-н-ролла», поэтому неоднократно называл и называет себя «настоящим королём рок-н-ролла» (а также «королевой воплей»). Литл Ричард работал с теми же сессионными музыкантами[3], что и Фэтс Домино.

За синглом «Tutti Frutti», вышедшим в ноябре 1955 года, один за другим последовали другие, — все ставшие классикой рок-н-ролла — «Long Tall Sally» (1956), «Rip It Up» / «Ready Teddy» (1956), «She’s Got It» (1956), «The Girl Can’t Help It» (1956), «Lucille» (1957), «Jenny, Jenny» (1957), «Keep A-Knockin’» (1957). Все эти песни были также мгновенно перепеты коллегами по жанру: Элвисом Пресли, Бадди Холли, Джерри Ли Льюисом, Джином Винсентом, а песня «Tutti Frutti» стала хитом для эстрадного певца Пэта Буна. В те же годы музыкант снялся в двух музыкальных фильмах: «Don't Knock the Rock» и «The Girl Can't Help It». В 1957 году вышел первый и самый коммерчески успешный альбом Литла Ричарда — «Here’s Little Richard», состоявший из последних хит-синглов и эмоциональных ритм-энд-блюзов. По такому же рецепту были составлены следующие альбомы 1958 и 1959 гг.

«Это было самое богатое время, когда мои хитовые пластинки продавались по всей стране, а я с группой работал каждый вечер. На пике моей карьеры наша первоначальная гарантия выросла до 2,5 тысяч за концерт, плюс 50 % сбора. Чаще всего мы уходили примерно с 10-15 тысячами в нашей общей доле. И поймите, что билеты на концерт в ту эпоху стоили 3,5 доллара максимум».

Литл Ричард»[5]

.

Годы проповедничества

В октябре 1957 года Литл Ричард направился в Австралию в составе рон-н-ролльного тура Lee Gordon’s Big Show. В тур, кроме Литтл Ричарда были заявлены Джонни О’Киф, Джин Винсент с The Blue Caps и Эдди Кокран с Элис Лесли[en]. Гастроли начались весьма удачно. Австралийская пресса отмечала шокирующие поступки певца на сцене: он раздевался до нижнего белья, разбрасывая одежду в толпу.
В поездке певец увидел несколько знаков, которые послужили причиной срыва тура. Во время перелёта из Мельбурна в Сидней Литтл Ричард заметил свечение двигателей самолёта и ему показалось, что самолет поддерживают в воздухе ангелы. В конце шоу в Сиднее в небе над стадионом пролетел метеор, появление которого было связано со сгоранием элементов носителя первого спутника в атмосфере. Метеор показался певцу явным указанием Бога на перерождение. На следующий день, перед отлётом из Сиднея он дал пресс-конференцию, на которой объявил, что прекращает свою рок-н-ролльную карьеру и отныне посвятит свою жизнь христианству. Когда саксофонист группы, Клиффорд Бёркс усомнился в его искренности, Ричард выбросил в Сиднейскую гавань своё кольцо с бриллиантом. По другой версии кольцо было брошено им со Стоктонского парома[en] в реку Хантер.[6] Заказанный для Ричарда обратный гастрольный самолёт упал в Тихий океан [7], что дало певцу дополнительное подтверждение верности религиозного выбора.

По возвращении в Америку его с трудом, несмотря на контракт с лейблом, удалось уговорить на запись нескольких новых песен. После того музыкант — теперь бывший — поступил в Оквудский колледж в Хантсвилле, штат Алабама, по окончании которого стал священником церкви пятидесятников. Между тем Specialty Records продолжала выпускать синглы и альбомы с песнями, обильно записанными в течение 28 месяцев работы Литла Ричарда для лейбла. Так в 1958 году вышли синглы «Good Golly Miss Molly», «Ooh! My Soul» и «Baby Face». Литл Ричард перестал выступать и в 1958—62 гг. не записывал ничего кроме церковных гимнов, получивших высокую оценку в среде госпел-исполнителей (напр. Махалии Джексон).

Возвращение к року

1967 год

В 1962 году Литл Ричард вернулся к рок-н-роллу, решив принять приглашение выступить с гастролями в Европе. В Великобритании его разогревающей группой выступили ещё неизвестные тогда The Beatles, очень любившие его манеру исполнения и познакомившиеся с ним ещё в Гамбурге (Ричард отзывался о них в восторженных тонах и заявил, что они записали лучшую версию «Long Tall Sally»). На последующих гастролях в Великобритании в 1963 году его концерты открывали уже The Rolling Stones. Именно в это время начинается вторая жизнь американского рок-н-ролла, оживлённого благодаря британскому року середины 60-х[8]. Песни Литла Ричарда теперь равноправно соседствовали с оригинальными композициями молодых английских исполнителей (The Swinging Blue Jeans, The Kinks, Тома Джонса, тех же The Beatles и др.).

В 1964 году Литл Ричард вернулся на короткое время к Specialty Records, на котором записал новые рок-н-роллы: «Bama Lama Bama Loo», «Poor Boy Paul» и «Annie Is Back», которые, несмотря на возвращение к формату рок-н-ролла, ожидаемого успеха не принесли. После этого Литл Ричард перешёл на лейбл Vee-Jay Records, для которого перезаписал свои старые песни 50-х годов. Перезаписями своих песен для различных лейблов он продолжал заниматься всю вторую половину 1960-х гг., отчего весьма затруднительно определить современные сборники Литла Ричарда — составлены ли они из оригинальных хитов на Specialty Records или поздних записей[источник не указан 2025 дней]. Литл Ричард также записывал новый материал, сближавший его с соулом[8] и рождающимся фанком. Музыкант подписывает контракт с «Reprise Records» и предстаёт в эксцентричном образе в фильме «Let the Good Times Roll» (1973), а также продолжает гастролировать[8].

В 1977 году певец вновь отошёл от рок-музыки и на долгое время обратился к Богу[источник не указан 760 дней].

Последние годы

В 1986 году на волне успеха книги о жизни Литла Ричарда выходит его новый альбом «Lifetime Friend», сочетавший госпелз и рок. В том же году певец одним из первых входит в «Зал славы рок-н-ролла». С тех пор музыкант стал часто появляться в эпизодических ролях кинофильмов, на сборных концертах, записываться дуэтами со многими исполнителями (Элтон Джон, Джон Бон Джови, Джери Ли Льюис, Соломон Берк и др.), собственно новый материал он записывать перестал, хотя изредка давал концерты. При этом Литл Ричард продолжал проповедовать и исполнять обязанности священника, не раз венчая знаменитостей (свадьбы Брюса Уиллиса, Брюса Спрингстина и др.). В 1993 году музыкант стал лауреатом премии Grammy за жизненные достижения[9].

В 2000 году о жизни Литла Ричарда вышел художественный фильм «{{iw|Литл Ричард (фильм)|Литл Ричард|en|Little Richard

Смерть

Литл Ричард скончался 9 мая 2020 года на 88-м году жизни от осложнений опухоли костной ткани[10]. Похоронен на мемориальном кладбище Оуквудского университета в Хантсвилле.

Дискография

Примечания

  1. Little Richard, Founding Father of Rock Who Broke Musical Barriers, Dead at 91. Дата обращения: 9 мая 2020. Архивировано 9 мая 2020 года.
  2. Чем нам запомнится певец Литтл Ричард. Российская газета. Дата обращения: 9 мая 2020. Архивировано 10 августа 2020 года.
  3. 3,0 3,1 Усманов, 2004, pp. 137—138.
  4. Умер великий Литтл Ричард: в его жизни был страшный "знак судьбы". Московский комсомолец. Дата обращения: 9 мая 2020. Архивировано 10 мая 2020 года.
  5. Усманов, 2004, pp. 140.
  6. Rocker Little Richard had a religious experience in Australia. The Daily Telegraph.
  7. Усманов, 2004, p. 142.
  8. 8,0 8,1 8,2 Усманов, 2004, p. 144.
  9. Умер исполнитель песен Tutti Frutti и Long Tall Sally Литл Ричард. ТАСС. Дата обращения: 10 мая 2020. Архивировано 25 мая 2020 года.
  10. Умер один из основателей рок-н-ролла Литл Ричард. Ведомости. Дата обращения: 9 мая 2020. Архивировано 18 мая 2020 года.

[1]

Литература

Ссылки

  1. Little Richard (film) (англ.) // Wikipedia. — 2020-12-12.