Лира да браччо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лира да браччо. Гравюра из трактата М.Преториуса «Syntagma musicum» (1614-15)
Лира да браччо (1525). Музей Эшмола

Лира да бра́ччо (итал. lira da braccio, буквально — «ручная лира») — струнный смычковый инструмент (хордофон). Был распространён в Италии в XV — XVI веках. О его распространённости свидетельствует тот факт, что Аполлон, расположенный в центре фрески «Парнас» Рафаэля (1511), играет не на античной лире, а на лире да браччо.

Формой корпуса лира да браччо напоминает скрипку, но несколько крупнее её (наподобие альта) и имеет более широкие деку и дно. Другое важное отличие лиры да браччо от скрипки — бурдонные струны, натянутые сбоку от грифа. В типичной конструкции 7 струн, из которых 5 основных и 2 бурдонных. Типичный строй: d-g-d1-a1-e2. Бур­дон­ные стру­ны, как пра­ви­ло, от­кры­тые[1]. Этот ин­ст­ру­мент подходит для иг­ры ак­кор­до­во­го ак­ком­па­не­мен­та (он обыч­но им­про­ви­зи­ро­вал­ся) бла­го­да­ря по­ло­гой под­став­ке, длин­но­му смыч­ку и «пе­ре­крё­ст­ной» на­строй­ке, уп­ро­щаю­щей ап­пли­ка­ту­ру не­ко­то­рых ак­кор­дов[1]. Иг­ра на инструменте со­про­во­ж­да­лась пе­нием, чте­нием и им­про­ви­за­цией сти­хов, под­ра­жа­я древнегреческим по­этам-пев­цам, в дра­ма­тических ин­тер­ме­ди­ях – пе­нием и дек­ла­ма­цией сти­хов ак­тё­ра­ми, ис­пол­няв­ши­ми ро­ли бо­гов, ге­ро­ев и других ми­фо­ло­гических пер­со­на­жей[1]. В 16 веке лира да браччо ино­гда ис­поль­зо­ва­лась в ан­самб­лях (ор­ке­ст­рах) как ме­ло­дический ин­ст­ру­мент[1].

Из- за на­ли­чие бур­дон­ных струн у лиры да браччо, ин­ст­ру­мен­т имеет сход­ст­во с ба­со-те­но­ро­вым ин­ст­ру­мен­том – ли­рой да гам­ба, или ли­ро­не (итал. lira da gamba, lirone), что по­зво­ля­ет не­ко­то­рым ис­сле­до­ва­те­лям объ­е­ди­нять оба ин­ст­ру­мен­та в одно се­мей­ст­во[1].

При игре лиру да браччо держали подобно скрипке, прижимая к плечу, однако чаще не горизонтально, а под наклоном — так, что головка находилась значительно ниже корпуса.


Литература

  • Winternitz E. Musical instruments and their symbolism in Western art. 2nd ed. New Haven, 1979.
  • Голдобин Д.Ю. Лира да браччо // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. Москва: Дека-ВС, 2008, с.341-342.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 ЛИРА ДА БРАЧЧО • Большая российская энциклопедия - электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 14 февраля 2022. Архивировано 12 июля 2018 года.

Ссылки