Липгарт, Эрнст Карлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эрнст Карлович Липгарт
Э. К. Липгарт (1910)Э. К. Липгарт (1910)
Имя при рождении Эрнст Фридрих
Дата рождения 26 августа 1847(1847-08-26)
Место рождения Дерпт, Лифляндская губерния, Российская империя
Дата смерти 14 апреля 1932(1932-04-14) (84 года)
Место смерти Ленинград
Подданство  Российская империя
Гражданство  СССР
Звания академик ИАХ (1893)
действительный член ИАХ (1902)

Эрнест Карлович Липгарт (Ernst Friedrich von Liphart; 1847—1932) — русский художник и декоратор, работавший по заказам императорской и великокняжеских фамилий.

Академик живописи Императорской Академии Художеств (с 20 мая 1893 года). Главный хранитель картинной галереи Эрмитажа в 1906—1929 годах.

Биография

Э. К. Липгарт

Из лифляндского дворянского рода. Отец, Карл Эдуард Липгарт, — знаток искусств, благодаря консультациям которого были собраны художественные коллекции великой княгини Марии Николаевны и братьев Строгановых. Сын, Роман Эрнестович Липгарт, — один из основоположников русского подводного флота.

Учился живописи во Флорентийской академии художеств у Франца фон Ленбаха и в Париже у Ж. Лефевра. От отца унаследовал глубокие знания в области истории искусства. Историю живописи изучал в музеях Германии, Испании, Англии и Италии. С 1877 года выставлял свои картины в парижском Салоне.

Получив заказ от российского императора Александра III на две картины на сюжет о разумных и неразумных женах, в 1886 году привез их в Петербург и остался там навсегда. В 1886—1896 гг. Э. К. Липгарт преподавал декоративную живопись в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств.

Шарж работы Поля Робера, 1903
Портрет императора Николая II. 1900. Холст, масло

Был весьма популярен как декоратор и портретист. Его росписи сохранились во многих петербургских особняках: в Мраморном дворце, дворце великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122 (три декоративных панно), в особняке Дервиза, в театре Юсуповского дворца и других. Он же выполнил занавес для Эрмитажного театра. Состоял одним из деятельных членов общества акварелистов с самого его основания. Служил с 1886 по 1896 г. преподавателем декоративной живописи в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств. Из его произведений следует упомянуть в особенности: картины «Богини, отправляющиеся на суд Париса» (собств. государя императора), «Притча о мудрых и неразумных девах» (также), «Отдых натурщицы» и «Молодая мать», портреты отца художника, ген.-адъют. Рихтера и нек. др.

При ремонте Эрмитажного театра в 1895 году Эрнст Липгарт разработал эскиз, по которому был изготовлен занавес для этого театра.

В 1906—1929 годах исполнял обязанности главного хранителя Картинной галереи Эрмитажа, в 1912 г. составил каталог собрания картин. Сенсационной стала покупка в 1914 г. «Мадонны с цветком» Леонардо да Винчи, принадлежавшей семье Бенуа. Липгарт сыграл важную роль в атрибуции картины «Апостолы Петр и Павел» кисти Эль Греко.

В 1905 году Липгарт заказал у архитектора Василия Шауба проект доходного дома. Роскошное необарочное здание было построено в 1906 году по адресу Каменноостровский проспект, 16, Эрнст Карлович прожил в нём до 1921-го[1][2].

Оставил мемуары, в которых дан талантливый автопортрет самого Липгарта и эпохи, в которой он жил. По словам В. Н. Лазарева, Липгарт «воплощал в себе с редкой цельностью вполне законченную эпоху, которая так же отличается от наших дней, как культура от цивилизации»[3].

Галерея

Ссылки

Примечания

  1. Кириков, 2006, с. 245.
  2. Маршрут на час. Башенки Петроградской стороны. Газета СПб (1 апреля 2015). Дата обращения: 3 января 2020. Архивировано 14 мая 2021 года.
  3. «Наше наследие». — Вып. 81, 83—84. — 2007.

Литература