Фейхтвангер, Лион

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Лион Фейхтвангер»)
Лион Фейхтвангер
Фотография 1933 годаФотография 1933 года
Род деятельности прозаик, драматург

Лио́н Фейхтва́нгер (нем. Lion Feuchtwanger /ˈfɔɪçtvaŋər/; 7 июля 1884, Мюнхен — 21 декабря 1958, Лос-Анджелес) — немецкий писатель еврейского происхождения. Один из наиболее читаемых в мире немецкоязычных авторов. Работал в жанре исторического романа.

Биография

Родился 7 июля 1884 года в Мюнхене в еврейской семье фабриканта Зигмунда (Арона-Меера) Фейхтвангера (1854—1916), унаследовавшего маргариновое производство от своего отца Элькана Фейхтвангера (1823—1902), уроженца Фюрта, сына Зелигмана Фейхтвангера и Фейгеле (Фанни) Вассерман. Мать — Йоханна Боденхаймер (1864—1926). Родители поженились в 1883 году, и Лион был старшим из девяти детей. В детстве проявил склонность к изучению языков: древнееврейскому и арамейскому. В 1894 году изучал латынь в «Вильгельм-гимназиуме». Получил солидное образование в университете родного города Мюнхена (здесь он изучал литературу и философию), а затем Берлина, где изучал германскую филологию, философию, а также санскрит.

Занимался журналистикой и театром, рано проявил интерес к античности. Под влиянием семейных традиций заинтересовался еврейской историей, определившей тематику ряда его произведений. В 1903—1907 годах отверг материальную помощь родителей и зарабатывал частными уроками; создал общество литераторов «Феб», куда приходили некоторые писатели. В этот период создал свои первые литературные пробы пера. Вынужден был голодать, но упрямо искал себя в литературе, увлёкшись Золя, Толстым и Тургеневым. На последнем курсе Берлинского университета защитил диссертацию по произведению «Бахарахский раввин» Г. Гейне. До апреля 1908 года издавал свой первый литературный журнал «Шпигель» («Зеркало») о театре и музыке. На пятнадцатом номере издание прекратилось из-за финансовых проблем и вошло в состав более крупного еженедельника «Шаубюне»[1]. К ноябрю того же года был работником этого издания, писал рецензии на театральные постановки, пробовал себя в драматургии. В 19121914 путешествовал.

Проходил во время Первой мировой войны службу в германской армии, был демобилизован по состоянию здоровья. В 1918 году Фейхтвангер открыл талант молодого Бертольта Брехта, с которым его связала многолетняя дружба.

В момент прихода Гитлера к власти Фейхтвангер находился за границей. Друзья убедили его повременить с возвращением в Германию. Фейхтвангер попал в число тех, чьи книги подлежали сожжению, а 25 августа 1933 года был лишён немецкого гражданства. Его имущество было конфисковано.

В 1940 году, во время оккупации Германией Франции, писатель был интернирован во французский концентрационный лагерь в местечке Ле Милль. Воспоминания о своей лагерной жизни, полной всяческих унижений и невзгод, были отображены им в книге «Чёрт во Франции». Лагерникам, среди которых было много противников гитлеровского режима, грозила опасность попасть в руки нацистов, и тогда было решено перевести интернированных в другой лагерь, в Ним. Бежав оттуда и получив с большим трудом необходимые документы, Фейхтвангер вместе с женой перебрался в США с помощью американского священника Уайтстила Шарпа и его жены Марты. С ноября 1943 года он жил на вилле Аврора в Калифорнии, где благодаря поступлениям от фильмов по его произведениям собрал библиотеку, состоящую из 20000 томов.

В годы Второй мировой войны Фейхтвангер создал лучшие свои произведения, в которых разоблачались нацизм и его идеология.

За выдающиеся заслуги как художника и защитника идей мира и прогресса Лион Фейхтвангер был отмечен Государственной премией ГДР в области искусства и литературы, присуждённой ему в 1953 году.

Писатель умер в 1958 году от рака желудка. Похоронен на кладбище Вудлон в Санта-Монике.

В настоящее время вилла Аврора, где писатель провёл свои последние годы, является творческой резиденцией для немецких писателей, художников и композиторов.

Литературная деятельность

Главный вопрос творчества Фейхтвангера — о путях, перспективах и движущих силах социальных изменений, свидетелем которых он был. В разные периоды Фейхтвангер отвечал на него по-разному, но всегда раздумья над судьбами человечества составляли пафос его духовных и творческих исканий. Фейхтвангер завоевал известность, главным образом, как автор исторических романов. «Я никогда не собирался изображать историю ради неё самой», — говорил писатель. В своих произведениях он видел и изображал столкновения идей, борьбу сил регресса и прогресса, последствия которой оказывали глубочайшее влияние на социальные конфликты современного ему общества. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план — параллели с событиями современности.

Литературную деятельность Фейхтвангер начал с драматургии. Его ранним произведениям свойственны изысканная, болезненная утончённость формы и бедность жизненного содержания, восславление красоты и пренебрежение нравственными ценностями жизни, преклонение перед личностью и холодное отношение к рядовым людям. Впоследствии писатель не без иронии отзывался о своём раннем творчестве, рассматривая его лишь как не очень плодотворный этап собственного духовного развития.

Гораздо более важную роль в его дальнейшей творческой эволюции сыграла литературно-критическая деятельность. Он написал много статей и рецензий, посвящённых в основном театру и драматургии. В это же время его внимание приковал к себе реалистический роман, а такие немецкие писатели-реалисты, как братья Томас и Генрих Манн, оказали сильное влияние на творчество Фейхтвангера.

В годы Первой мировой войны Фейхтвангер решительно не принял ни её целей, ни националистической идеологии. Он занял антивоенную позицию и выступил против империалистической бойни. Антивоенные настроения выражены в стихотворении «Песнь павших» и в пьесе «Мир» — вариации на тему комедии греческого сатирика Аристофана. В годы войны Фейхтвангер много писал. В основном это были оригинальные пьесы и переделки произведений классической драматургии — «Персов» Эсхила, «Васантасены» древнеиндийского поэта Шудраки, драмы Калидасы «Царь и танцовщица». Наряду с мотивами социальной критики в его творчестве появляются пессимистические и фаталистические настроения. Фейхтвангер пишет драматический роман «Томас Вендт» (1920), драмы «Еврей Зюсс» (1917), «Голландский купец» (1921), охотно пользуется формой сатирического обозрения для высмеивания буржуазных политиков. Такова его «Англосаксонская трилогия» (1927).

Пережитое в годы войны, в дни революции в Баварии и контрреволюции в Германии навсегда вычеркнуло из творчества Фейхтвангера эстетизм. В произведениях этого периода — пьесе «Военнопленные» и в романе «Тысяча девятьсот восемнадцатый год» — начинает господствовать социальная проблематика, ощущается приближение писателя к реализму.

Первый исторический роман Фейхтвангера — «Безобразная герцогиня» (1923). История Маргариты Тирольской, южно-германской герцогини XIV века, написана как роман о трагедии гуманистической личности в жестоком обществе. Конфликт осложнён индивидуальной трагедией героини — энергичной и одарённой от природы, но обладающей отталкивающей внешностью и потому несчастной в личной жизни.

Роман «Еврей Зюсс» (1925) посвящён Германии XVIII века. История еврейского финансиста, сделавшегося первым министром у герцога Вюртембергского и проводившего жестокую, разорительную для народа политику, повернута Фейхтвангером так, чтобы «исторический пессимизм» получил моральное и философское оправдание. Роман принёс автору мировую известность. Фейхтвангера за этот роман обвиняли как в еврейском национализме, так и в антисемитизме.

Фейхтвангер продолжил работу над еврейской темой в своей трилогии об иудейско-римском историке Иосифе Флавии; первая часть романа — «Иудейская война» — вышла в 1932, вторая — «Сыновья» — в 1935, заключительная часть — «Настанет день» — в 1945 году.

После прихода к власти в Германии Гитлера писатель эмигрировал во Францию, где в 1936 году вышел его новый роман «Der falsche Nero» («Лже-Нерон»), в котором под маской жестокого и лживого римского императора выведен образ современного фюрера.

Фейхтвангер написал ряд романов о современности. Эти вещи глубоко злободневны. Им свойственны публицистичность и памфлетность. В романе «Успех» представлена жизнь Баварии 1919—1923 годов, послевоенный экономический, политический и моральный кризис, а также подготовка и проведение «пивного путча». Фейхтвангер дал сатирический портрет «фюрера» Руперта Кутцнера. Ведущая тема романа — тема отвлечённой «справедливости», воплощённая в описании борьбы за освобождение Крюгера, заключённого в тюрьму из политических соображений на основании лжесвидетельства. В романах «Семья Опперман[en]» (в издании 1933 г., вышедшем в Амстердаме, произведение называлось «Семья Оппенгейм», как и в советских изданиях романа) и «Изгнание» развёрнута «современная история» Западной Европы на фоне крушения буржуазной демократии в Германии и установления нацистской диктатуры.

«Москва. 1937»

Писатель-антинацист приобрёл известность в СССР и по приглашению советского правительства в 1937 году два месяца провёл в СССР, был принят Сталиным[2]. Книга «Москва. 1937», рассказывающая о жизни в Советском Союзе, Сталине и показательных судебных процессах в СССР (Фейхтвангер лично присутствовал на Втором Московском процессе), была издана в Москве массовым тиражом. Причём В. С. Молодцову пришлось по заданию Сталина обеспечить за одни сутки организацию печати книги[3].

В этой книге писатель показал суть конфликта между Сталиным и Троцким: первый утверждал, что строительство социализма в отдельно взятой стране возможно, второй ратовал за мировую революцию. Поскольку в стремлении доказать свою правоту Троцкий не гнушался ничем, это был конфликт на уничтожение одной из сторон. И его жёсткость была обусловлена приближением войны, в которой Троцкий не видел возможности победить[4].

Книга вызвала противоречивую реакцию в мире, подвергалась критике как наивная апологетика сталинского режима[5][6][7][8][9]. В отличие от Андре Жида, чьи «Возвращение из СССР» и особенно «Поправки к моему „Возвращению из СССР“» вызвали сильнейшее недовольство в Союзе, Фейхтвангер возлагаемые на него надежды оправдал. В СССР, где и раньше издавались его произведения (каталог РНБ), было начато издание собрания его сочинений.

Последние годы творчества

В послевоенные годы, живя в США, писатель пришёл к пониманию того, что творцами истории являются народные массы[10]. Эта мысль, ставшая для него итоговой, проходит через все его поздние произведения, углубляя их реализм и сообщая им оптимистичность, не свойственную его раннему творчеству.

Если в ранний период духовного развития для Фейхтвангера идея общественного прогресса представлялась по меньшей мере сомнительной, то истинным героем его поздних произведений стал «…тот незримый кормчий истории, который был открыт в восемнадцатом столетии, в девятнадцатом тщательно изучен, описан и превознесён, с тем чтобы в двадцатом быть тяжко оклеветанным и отвергнутым: прогресс».

Фейхтвангер решительно выступал против усиления международной реакции, против пропаганды холодной войны. Он написал пьесу «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне», в которой разоблачал организаторов «охоты на ведьм» — процессов над жертвами комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. В последних своих романах, «Испанская баллада» и «Иеффай и его дочь», Фейхтвангер развивал идеи прогресса и гуманизма. В 1954 году Лиону Фейхтвангеру исполнилось семьдесят лет. И именно в это время он, как писал Томас Манн в своей статье «Друг Фейхтвангер», с раннего утра и далеко за полдень диктовал стенографистке, пожалуй, самое своё молодое произведение «Испанскую балладу», поэтическую повесть о любви испанского короля Альфонсо VIII к дочери севильского купца Ракели, прозванной в народе Фермоза — красавица.

В СССР после 1946 года (Каталог РНБ) книги Фейхтвангера не издавались, а он сам в советской прессе подвергался жёсткой критике[11]. С 1955 года возобновилось массовое изданий произведений Фейхтвангера (Каталог РНБ).

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Семья

  • Брат — Людвиг Фейхтвангер (Ludwig Feuchtwanger, 1885—1947), немецкий юрист и литератор.
    • Племянник — Эдгар Фейхтвангер (Edgar Feuchtwanger, род. 1924), британский историк, мемуарист.
  • Брат — Мартин Фейхтвангер (Martin Feuchtwanger, 1886—1952), немецкий писатель, журналист и издатель.

Библиография

Романы

Прочее

  • Джулия Фарнезе (1915)
  • Царь и танцовщица (1917)
  • Персы, по Эсхилу (1917)
  • Мир, по Аристофану (1918)
  • Военнопленные (1919)
  • Томас Вендт др. название 1918 год(1920)
  • Американец, или Расколдованный город (1921)
  • Будет ли амнистирован Хилл? (1926)
  • Калькутта, 4 мая (1927)
  • Нефтяные острова (1927)
  • Москва 1937. Отчет о поездке для моих друзей. Перевод с немецкого «Художественная литература», 1937
  • Статьи журнала «Ворт» (1936—1939)
  • Вдова Капет (1956)
  • Чёрт во Франции (1941)
  • Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне (1948)
  • Одиссей и свиньи, или О неудобстве цивилизации
  • Дом на Зелёной улице
  • Рассказ о физиологе докторе Б.
  • Верный Петер
  • Второе рождение господина Ханзике
  • Тётя Вруша
  • Пари
  • Кёльнер Антонио

Издания на русском языке

  • Полное собрание сочинений. — М.: Гослитиздат, 1938—1939 (вышли только тома 1 и 8)
  • Еврей Зюсс. — Л.: Красная газета, 1929
  • Еврей Зюсс. Книги 1-2. — Рига, 1929
  • Безобразная герцогиня [Маргарита Маульташ]. — Л.: Художественная литература, 1935
  • Семья Оппенгейм. — М.: Гослитиздат, 1935
  • Успех. — Л.: Гослитиздат, 1935
  • Успех. Книги 1-2. — Л.: Гослитиздат, 1935
  • Два рассказа. — М.: Жургаз, 1936 (б-ка «Огонёк»)
  • Еврей Зюсс. — М.: Жургаз, 1936
  • Еврей Зюсс. — Л.: Художественная литература, 1936
  • Калькутта 4 мая. — М.: Жургаз, 1936
  • Семья Оппенгейм. — М.: Гослитиздат, 1936, 374 с.
  • Семья Оппенгейм. — М.: Гослитиздат, 1936, 416 с.
  • Иудейская война. Перевод В. Вальдман. — М.: Жургаз, 1937
  • Иудейская война. Пер. В. Станевич. — М.: Художественная литература, 1937
  • Лже-Нерон. Пер. И. Горкиной и Э. Розенталь. — М.: Жургаз, 1937
  • Лже-Нерон. Пер. В. Вальдман. — Л.: Гослитиздат, 1937
  • Москва. 1937. — М.: Гослитиздат, 1937, 120 с.
  • Москва. 1937. — М.: Художественная литература, 1937. — 96 с.
  • Новеллы. — Л.: Гослитиздат, 1937
  • Семья Оппенгейм. — Архангельск, 1937
  • Семья Оппенгейм. — Иркутск, 1937
  • Семья Оппенгейм. — Киров, 1937
  • Семья Оппенгейм. — Красноярск, 1937
  • Семья Оппенгейм. — Новосибирск, 1937
  • Семья Оппенгейм. — Хабаровск, 1937
  • Сыновья. — М.: Гослитиздат, 1937
  • Успех. — Л.: Гослитиздат, 1937
  • Васантасена. Пеп. — Л.: Гослитиздат, 1938
  • Еврей Зюсс. — Хабаровск, 1938
  • Новеллы. — Л.: Гослитиздат, 1938
  • Сыновья. — М.: Жургаз, 1938
  • Изгнание. — М.: Гослитиздат, 1939
  • Симона. — М.: ГИХЛ, 1946
  • Гойя или Тяжкий путь познания. — М.: Изд. иностранной литературы, 1955
  • Гойя или Тяжкий путь познания. — Киев, 1956
  • Мудрость чудака. — М.: Изд. иностранной литературы, 1956
  • Братья Лаутензак. — М.: Гослиздат, 1957 (Роман-газета)
  • Лже-Нерон. — Краснодар, 1957
  • Сны Симоны Машар. — М.: Искусство, 1957 (в соавторстве с Б. Брехтом)
  • Гойя или Тяжкий путь познания. — Таллин, 1958
  • Испанская баллада. — М.: Изд. иностранной литературы, 1958
  • Успех. — Л.: Гослитиздат, 1958
  • Собрание сочинений в 12 томах + 1 дополнительный, М.: Художественная литература, 1963—1969
  • Собрание сочинений в шести томах — М.: Художественная литература, 1988—1990

Фильмография

См. также

Примечания

  1. Лион Фейхтвангер. Собрание сочинений. Том двенадцатый / Под общей редакцией А. Дымшица, Б. Сучкова, С. Тураева и А. Чаковского. — г. Москва: Художественная литература, 1968. — С. 740. — 770 с.
  2. Запись беседы товарища Сталина с германским писателем Лионом Фейхтвангером. Дата обращения: 1 мая 2012. Архивировано 2 мая 2012 года.
  3. Корсаков С. Н. Молодцов Василий Сергеевич: Деканы философского факультета МГУ // Философский факультет МГУ им. В. И. Ломоносова: страницы истории. — М.: Изд-во МГУ, 2011. — С. 110.
  4. Юрий Белов. «Москва, 1937» Лиона Фейхтвангера. Газета Правда (6 марта 2019). Дата обращения: 30 марта 2019. Архивировано 8 апреля 2019 года.
  5. Wagner, Hans. Lion Feuchtwanger (нем.). — Berlin: Morgenbuch, 1996. — S. 57. — ISBN 3-371-00406-6.
  6. Что увидел Лион Фейхтвангер в Москве 1937 года? | Германия | DW.COM | 08.07.2009. Дата обращения: 11 октября 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  7. XLVIII. Советский союз глазами Лиона Фейхтвангера — Сталинский неонэп — В. Роговин. Дата обращения: 11 октября 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  8. Журнальный зал | Неприкосновенный запас, 2003 N4(30) | Владимир Паперный — Вера и правда: Андре Жид и Лион Фейхтвангер в Москве. Дата обращения: 11 октября 2015. Архивировано 17 декабря 2014 года.
  9. МЫ ЗДЕСЬ / Публикации / Номер # 322 / Неуспех Лиона Фейхтвангера. Дата обращения: 11 октября 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  10. Сучков Б. Лион Фейхтвангер и его роман «Гойя». // Фейхтвангер Л. Гойя. М.: Правда, 1982.
  11. Космополиты // Еврейская энциклопедия]

Ссылки