Лигатура (нотация)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Некоторые лигатуры невменной нотации (переданы в римской квадратной нотации) — двухнотные (pes, clivis), трёхнотные (torculus, porrectus) и четырёхнотная (torculus resupinus). Расшифровка (условно восьмыми) показывает направление мелодической линии.
Мензуральные бинарные лигатуры
длит-сть proprietas /
perfectio
нисх. восх.
B-L cum proprietate
cum perfectione
Mensural ligature descending BL black.svg Mensural ligature ascending BL black 1.svgMensural ligature ascending BL black 2.svg
L-L sine proprietate
cum perfectione
Mensural ligature descending LL black.svg Mensural ligature ascending LL black 1.svgMensural ligature ascending LL black 2.svgMensural ligature ascending LL black 3.svg
B-B cum proprietate
sine perfectione
Mensural ligature descending BB black.svg Mensural ligature ascending BB black.svg
L-B sine proprietate
sine perfectione
Mensural ligature descending LB black.svg Mensural ligature ascending LB black 2.svgMensural ligature ascending LB black 1.svg
Sb-Sb cum opposita
proprietate
Mensural ligature descending SS black 1.svgMensural ligature descending SS black 2.svg Mensural ligature ascending SS black 1.svgMensural ligature ascending SS black 2.svg

Лигату́ра (лат. ligatura — связка, пучок; от лат. ligare — связывать, соединять) — в старинных формах западноевропейской музыкальной нотации (невменной, квадратной, мензуральной) — графема, в которой несколько (от 2 до 5) простых «разновысотных» нотных знаков записывались слитно, как единый знак[1].

В модальной нотации помимо звуковысотного рельефа определённая комбинация лигатур сигнализировала также определённый ритмметр). Ритмическое значение лигатуры, которое может интерпретироваться в зависимости от особенностей локальной или стилевой традиции, составляет главную сложность в расшифровке многоголосной музыки XIII—XVI веков. Лигатуры в системе мензуральной нотации — на основе всё тех же «старых» графем квадратной нотации (pes, clivis и т. д., с добавлением штилей) — интерпретировались почти исключительно как соотношения лонги и бревиса за исключением бинарной лигатуры cum opposita proprietate, которая трактовалась как пара семибревисов[2]. Длительности меньшие, чем семибревис, в мензуральные лигатуры не включались.

Другие значения

Лигатурой ранее называли связующую лигу (залиговку, англ. tie)[3]. Ныне это значение термина «лигатура» устарело.

В контрапункте имеет значение синкопирования, когда один голос движется нотами вдвое более мелкими, чем другой (две ноты против одной), и притом так, что каждая из этих мелких нот на сильном времени связана лигатурой с той же нотой на предыдущем слабом времени[3].

Примечания

  1. Многозвучные невмы с неслитным написанием именовались конъюнктурами.
  2. Лигатура cum opposita proprietate выделяется среди других лигатур небольшим, расположенным слева от нотной группы штилём, который направлен вверх (см. на иллюстрации в нижнем ряду таблицы).
  3. 3,0 3,1 Риман Г. Музыкальный словарь. — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.. Дата обращения: 16 апреля 2016. Архивировано 5 октября 2018 года.

Литература

  • Apel W. The notation of polyphonic music, 900—1600. Cambridge, 1942 (нем., исправл. изд. Leipzig, 1962) (с правилами ритмической расшифровки лигатур);
  • Besseler H., Gülke P. Schriftbild der mehrstimmigen Musik // Musikgeschichte in Bildern. Bd. III, Lfg. 5. Leipzig, 1981;
  • Gallo F. A. Die Notationslehre im 14. und 15. Jahrhundert // Geschichte der Musiktheorie. Hrsg. von F. Zaminer. Bd. 5. Darmstadt, 1984;
  • Поспелова Р. Л. Западная нотация XI—XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов). — Москва, 2003.