Либертинизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Либертини́зм (ново-лат., от лат. lībertīnus — вольноотпущенник), также употребителён термин либертина́ж (фр. libertinisme, libertinage) — название нигилистической философии, отрицающей принятые в обществе нормы (прежде всего этические, моральные и нравственные). Течение возникло в первые десятилетия XVI века в учёной среде как вызов проповедникам религиозной, этичной, моральной и нравственной реставрации[1]. В настоящее время термин «либертин» ассоциируется с образом «безбожного развратника», однако его негативный смысл возник благодаря идейным противникам; в исходном значении понятие означает свободомыслящего, инакомыслящего, вольнодумца[1]. Словарь[какой?] XVII века определяет человека, приверженного к либертинизму, как нечестивого по отношению к религии, сексуально развращенного. Однако так же, как и того, «кто ненавидит ограничения, кто следует за своим естеством, не отступая от честности».

Либертинами (либертенами) в XVII—XVIII веках называли сторонников свободной, гедонистической морали. Это те люди, которые потворствуют плотским удовольствиям (или даже групповой сексуальности), то есть это проявление свободы, выходящей за пределы обычной морали. Эти, как правило, представители высшей знати и их клиентелы, создававшие тайные сети дружеских связей, основанных на общности эротических вкусов. Во Франции существовала особая либертенская субкультура[2]. Впервые этот термин был применён Жаном Кальвином к деятельности голландской секты анабаптистов, которая отвергала многие общественные нормы[источник не указан 942 дня].

Со временем слово «либертин» стало означать свободу от ограничений, в частности социальных, моральных и религиозных норм. Эта философия приобрела сторонников в XVIII и XIX веках во Франции и Англии. Заметным идеологом либертинизма был маркиз де Сад. В наше время[когда?] либертинизм ассоциируется[кем?] с либертарианством (что некорректно)[3], садомазохизмом, нигилизмом, свободной любовью и свингом.

Проявление либертинизма в XVII веке

Переосмыслив теории греческого философа Эпикура, можно сказать, что первые идеи либертинизма родились в XVI веке в Италии (Кардан, Парацельс, Макиавелли), а затем получили своё развитие в следующем веке благодаря Гассенди. Подтверждая моральную автономность человека перед лицом религиозной власти (особенно спекулятивный аспект свободы разума), либертинизм продолжает развиваться в XVIII веке по современной форме критического мышления. Критикуя догматизм, либертинизм опровергает понятие философской системы.

Последователи либертинизма считают, что все во вселенной есть материя, которая существует сообразно своим законам. Они считают, что понимание и осознание законов, по которым существует мир, является единственной причиной, отрицающей для многих понятие Творца. В политическом плане последователи либертинизма считают, что священники потворствуют господству князей над народами, транслируя в народ угодные им мысли, а также создавая суеверия. В частности, школа Падуи бросила своеобразный вызов чудесам и оракулам, утверждая простое существование естественного детерминизма.

Хотя французская монархия основана на божественной легитимности, ясно прослеживается угроза, создаваемая индивидами, которые хотят, чтобы они были независимы от любых религиозных или моралистических ограничений, установленных Церковью, государством или Традицией.

Приверженцем философии либертинизма был известный английский поэт и драматург времён Реставрации фаворит короля Карла II Джон Уилмот, 2-й граф Рочестер, покаявшийся и обратившийся к Богу на смертном одре, жизни которого посвящён фильм Лоуренса Данмора (англ.) «Распутник» (2004).

Либертинская литература XVIII века

Невозможно говорить о либертинской литературе, не вспоминая имена таких писателей, как Кребильон, Сад или Лакло, принадлежащих к веку под названием «Просвещения» (от фр. lumière свет). Однако можно сказать, что «либертинские авторы» появились ещё в XVI веке, но данная мысль новой свободы не фигурировала в их произведениях. Таким образом, историки гуманизма были обвинены в «разврате», который несли их произведения, которые ставили под сомнение официальную версию истории, которая часто презирала монархию и её самых влиятельных представителей.

В XVIII веке любые произведения, пропагандирующие идею либертинизма, принимают совершенно новое измерение. В романах наиболее часто фигурирует свобода мысли и действий, которые чаще всего характеризуются моральной развращенностью, эгоистическим поиском удовольствия, даже самоудовлетворения. Основные работы, такие, как «Опасные связи» Лакло и «Заблуждения сердца и ума» Креббиона-сына, ввели новые кодексы, новый способ мышления, написание и описание явления либертинизма. Жизнь в обществе представлена ​​как игра обмана, где герои-либертины потворствуют совершенствованию новых культурных кодов и созданию нового типа проблем. Соблазнение — это сложное искусство, которое предполагает вызов, желание или чувство собственного достоинства. Женщина идентифицируется как жертва, которую необходимо «взять на себя», которая поддаётся относительно быстро, уступая «охотнику». Часто обнаруживаются, расточаемые развратником, просвещения в сексуальности, цинизме, поведении, принятому в обществе, предназначенному для того, кто преуспеет в своих намеченных планах. Правильно подобранные слова и фразы, зачастую двусмысленные, но при этом всегда одухотворенные вызывают в нашем современном сознании ассоциацию с распущенной литературой, то есть либертинской литературой.

Критика

В XX веке итальянский мыслитель Аугусто дель Носе сформулировал понятие «массового либертинизма»[источник не указан 1902 дня]. Этот термин послужил обозначением последнего этапа современного, буржуазного материализма, который является ещё более пагубным для христианских ценностей, чем исторический материализм Маркса. Первым принципом современного буржуазного общества является не атеизм как таковой, который оставался бы неразрывно связан с теологией, которую он отрицал, но крах всех политических идеологий и всех культурных традиций. Этот нигилизм переводится «массовым либертинизмом», носителем «отрицательной свободы» (здесь необходимо уточнить, что в данном контексте либертинизм всегда является «негативной» свободой), которая является инструментом манипулирования и порабощения самих масс.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. — 1994.
  2. Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999, с. 119.
  3. Блок У. Либертарианство и либертинизм Архивная копия от 25 ноября 2010 на Wayback Machine

Литература

  • Н. Ревуненкова Либертины // Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1988, с. 159—173
  • Block, Walter «Libertarianism vs. Libertinism» // The Journal of Libertarian Studies: An. Interdisciplinary Review, Vol. 11, No. 1, 1994b, pp. 117—128 (англ.)
  • А. М. Бердичевский Трансформация пасторальной модальности в лирике английского либертинажа эпохи Реставрации Стюартов  (недоступная ссылка с 16-05-2013 [3991 день] — история) // Пасторали над бездной. Сборник научных трудов. М.: Издательский дом «Таганка», 2004.
  • Н. В. Тимофеева Образ либертена у Мольера и Сада // XVII век в диалоге эпох и культур: Материалы научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 8. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. С.79-82
  • Jean-Pierre Cavaillé, Dis/simulations. Jules-César Vanini, François La Mothe Le Vayer, Gabriel Naudé, Louis Machon et Torquato Accetto. Religion, morale et politique au XVIIe siècle, Paris, Honoré Champion, 2002.
  • Michel Delon, Le savoir-vivre libertin, Paris, Hachette, 2000.
  • Jean-Claude Hauc, Aventuriers et libertins au siècle des Lumières, Editions de Paris, 2009.
  • Laurence Tricoche-Rauline, Identité(s) libertine(s). L’écriture personnelle ou la création de soi, Paris, Honoré Champion, 2009.
  • Jessica Morey : Libertine, 2014
  • Pierre Choderlos de Laclos, Les liaisons dangereuses, Paris, France Loisir, 1982.
  • Cycle de rencontres Dall’ateismo allo spiritualismo, troisième rencontre du dimanche 29 novembre 1998 : Tito Perlini et Paolo Pagani : Il nichilismo moderno; appunti da Del Noce (Le nihilisme moderne; notes à partir de Del Noce). http://www.charlespeguy.it/Riassunti/Perlini%2029-nov-98.pdf