Лешетицкий, Теодор
Теодор Лешетицкий | |
---|---|
польск. Teodor Leszetycki | |
Основная информация | |
Страна |
Российская империя Германская империя |
Профессии | пианист, музыкальный педагог, композитор |
Инструменты | фортепиано |
Теодо́р Лешети́цкий (польск. Teodor Leszetycki, нем. Theodor Leschetizky, в России был известен под именем Фёдор Осипович[1]; 22 июня 1830, Ланьцут, Подкарпатское воеводство — 14 ноября 1915, Дрезден) — польский пианист, музыкальный педагог и композитор.
Биография
Лешетицкий родился в семье учителя, который и преподал ему первые уроки музыки. Обнаружив талант, юный Лешетицкий уже в возрасте девяти лет впервые выступил с оркестром, сыграв в Лемберге (ныне Львов) Концертино Черни с оркестром под управлением Франца Моцарта, а через некоторое время семья переехала в Вену, где он стал учеником самого Черни. Вскоре Лешетицкий начал давать концерты, параллельно занимаясь композицией и изучая право. В 1852 году пианист прибыл в Санкт-Петербург, где играл в присутствии императора Николая I. Лешетицкий остался в городе и жил в нём в течение более 25 лет, занимаясь преподаванием и концертной деятельностью. Когда в 1862 году была открыта Петербургская консерватория, её директор Антон Рубинштейн пригласил Лешетицкого на пост профессора фортепианного класса, который он занимал до 1878 года.
Уехав из Петербурга в Вену, Лешетицкий продолжил преподавать. Одной из первых его учениц, добившейся больших успехов на концертной сцене, стала Анна Есипова (в 1880—1892 бывшая его второй женой[2]). В середине 1880-х уроки у Лешетицкого начал брать Игнацы Ян Падеревский, который после своих успешных выступлений в США сделал имя своего учителя всемирно известным. Многие молодые американские пианисты потянулись в Европу в надежде учиться у Лешетицкого, однако далеко не всем удавалось выдержать требования, которые он предъявлял к своим ученикам. К концу 1880-х музыкант окончательно отошёл от исполнительства (последний его концерт состоялся в 1887) и преподавал до последних дней жизни. В 1906 он записал несколько произведений в своём исполнении на Вельте-Миньоне.
Творчество
Лешетицкий воспитал более тысячи пианистов, многие из которых с успехом выступали на концертных сценах в течение почти всего XX века. Среди них — Александр Браиловский, Изабелла Венгерова, Анна Есипова, Пауль Витгенштейн, Марк Гамбург, Осип Габрилович, Войтех Гавронский, Дмитрий Климов[3],Бенно Моисеевич, Элли Ней, Владимир Пухальский, Василий Сафонов, Игнац Фридман, Мечислав Хоршовский, Артур Шнабель и многие другие.
При преподавании Лешетицкий обращал особое внимание на качество звука, певучесть мелодии, экспрессивность исполнения, а виртуозные пассажи требовал рассматривать только в контексте общей структуры произведения. Несмотря на то, что ряд музыкальных историков и критиков называют это «Методом Лешетицкого», сам он утверждал, что этот метод преподавания он унаследовал от Черни, ничего к нему не добавляя и не изменяя. В работе над произведением он не требовал многочасовых упражнений за инструментом, но развивал у учеников умение мысленно предслышать будущее его звучание.
Основу репертуара самого Лешетицкого составляла музыка Бетховена, любовь к которой привил ему Черни (лично знавший композитора). Музыку романтических композиторов — Шопена, Шумана и Листа — пианист также исполнял с большим успехом. Благодаря Лешетицкому в концертный репертуар пианистов после долгого перерыва вновь вошли сонаты Франца Шуберта, одним из первых активных исполнителей которых стал Артур Шнабель.
Лешетицкий также написал ряд оригинальных сочинений — Фортепианный концерт c-moll, оперу и много произведений для фортепиано соло, наполненных изяществом и лёгкостью стиля.
С 1904 по 1908 год ему помогала одна из его учениц, Этель Ньюкомб, опыт, который оказался плодотворной почвой для создания её книги в 1921 года «Лешетицки, как я знал его»[4][5][6].
Он преподавал до 85 лет. Умер 14 ноября 1915 года в Дрездене[7].
Память
Именем Лешетицкого названы улицы:
- Leschetitzkygasse в Венe
- Leschetitzkygasse в Венe (Floridsdorf)
Примечания
- ↑ Соловьёв Н. Ф. Лешетицкий, Федор Осипович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Первой женой была Анна Карловна Фридбург (Фридебург?, 1829—1903?), известная концертная певица (контральто) и педагог. В середине 1850-х в неё был влюблён А. Г. Рубинштейн, посвятивший Анне самую известную пьесу из «Каменного острова».
- ↑ Соловьёв Н. Ф. Климов, Дмитрий Дмитриевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Newcomb, Ethel (1875–1959) | Encyclopedia.com . www.encyclopedia.com. Дата обращения: 17 июля 2020. Архивировано 17 июля 2020 года.
- ↑ Newcomb, Ethel. Leschetizky as I Knew Him. — New York, New York: D. Appleton and Company, 1921.
- ↑ Leschetizky as I knew him, by Ethel Newcomb : Newcomb, Ethel, 1879- : Free Download, Borrow, and Streaming (англ.). Internet Archive. Дата обращения: 17 июля 2020.
- ↑ Theodor Leschetizky dies . Дата обращения: 17 июля 2020. Архивировано 8 сентября 2021 года.
Библиография
- Осип Габрилович. A Great Master at the Piano. — Musical Courier, № 26 за 1930 год
- Potocka, Angèle. Theodore Leschetizky, an intimate study of the man and the musician. New York, 1903
- Мальцев С. М. Метод Лешетицкого. — СПб, ВВМ, 2005—224 с.
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Музыканты по алфавиту
- Пианисты по алфавиту
- Пианисты Польши
- Пианисты Российской империи
- Пианисты XIX века
- Педагоги по алфавиту
- Музыкальные педагоги Польши
- Музыкальные педагоги Российской империи
- Музыкальные педагоги XIX века
- Композиторы по алфавиту
- Композиторы Польши
- Композиторы Российской империи
- Композиторы XIX века
- Композиторы XX века
- Композиторы Польши XIX века
- Композиторы Польши XX века
- Композиторы-романтики
- Академические музыканты Польши
- Академические музыканты России
- Преподаватели Санкт-Петербургской консерватории
- Музыкальные педагоги XX века
- Оперные композиторы Польши
- Похороненные на Центральном кладбище Вены