Лешетицкий, Теодор

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Теодор Лешетицкий
польск. Teodor Leszetycki
Лешетицкий на гравированном портрете Фердинанда Шмутцера (1911)Лешетицкий на гравированном портрете Фердинанда Шмутцера (1911)
Основная информация
Страна  Российская империя
 Германская империя
Профессии пианист, музыкальный педагог, композитор
Инструменты фортепиано

Теодо́р Лешети́цкий (польск. Teodor Leszetycki, нем. Theodor Leschetizky, в России был известен под именем Фёдор Осипович[1]; 22 июня 1830, Ланьцут, Подкарпатское воеводство — 14 ноября 1915, Дрезден) — польский пианист, музыкальный педагог и композитор.

Биография

Теодор Лешетицкий в молодости

Лешетицкий родился в семье учителя, который и преподал ему первые уроки музыки. Обнаружив талант, юный Лешетицкий уже в возрасте девяти лет впервые выступил с оркестром, сыграв в Лемберге (ныне Львов) Концертино Черни с оркестром под управлением Франца Моцарта, а через некоторое время семья переехала в Вену, где он стал учеником самого Черни. Вскоре Лешетицкий начал давать концерты, параллельно занимаясь композицией и изучая право. В 1852 году пианист прибыл в Санкт-Петербург, где играл в присутствии императора Николая I. Лешетицкий остался в городе и жил в нём в течение более 25 лет, занимаясь преподаванием и концертной деятельностью. Когда в 1862 году была открыта Петербургская консерватория, её директор Антон Рубинштейн пригласил Лешетицкого на пост профессора фортепианного класса, который он занимал до 1878 года.

Обложка вышедшего в Германии сборника «Произведения из репертуара Есиповой и Лешетицкого» (1884)

Уехав из Петербурга в Вену, Лешетицкий продолжил преподавать. Одной из первых его учениц, добившейся больших успехов на концертной сцене, стала Анна Есипова18801892 бывшая его второй женой[2]). В середине 1880-х уроки у Лешетицкого начал брать Игнацы Ян Падеревский, который после своих успешных выступлений в США сделал имя своего учителя всемирно известным. Многие молодые американские пианисты потянулись в Европу в надежде учиться у Лешетицкого, однако далеко не всем удавалось выдержать требования, которые он предъявлял к своим ученикам. К концу 1880-х музыкант окончательно отошёл от исполнительства (последний его концерт состоялся в 1887) и преподавал до последних дней жизни. В 1906 он записал несколько произведений в своём исполнении на Вельте-Миньоне.

Творчество

Теодор Лешетицкий

Лешетицкий воспитал более тысячи пианистов, многие из которых с успехом выступали на концертных сценах в течение почти всего XX века. Среди них — Александр Браиловский, Изабелла Венгерова, Анна Есипова, Пауль Витгенштейн, Марк Гамбург, Осип Габрилович, Войтех Гавронский, Дмитрий Климов[3],Бенно Моисеевич, Элли Ней, Владимир Пухальский, Василий Сафонов, Игнац Фридман, Мечислав Хоршовский, Артур Шнабель и многие другие.

При преподавании Лешетицкий обращал особое внимание на качество звука, певучесть мелодии, экспрессивность исполнения, а виртуозные пассажи требовал рассматривать только в контексте общей структуры произведения. Несмотря на то, что ряд музыкальных историков и критиков называют это «Методом Лешетицкого», сам он утверждал, что этот метод преподавания он унаследовал от Черни, ничего к нему не добавляя и не изменяя. В работе над произведением он не требовал многочасовых упражнений за инструментом, но развивал у учеников умение мысленно предслышать будущее его звучание.

Основу репертуара самого Лешетицкого составляла музыка Бетховена, любовь к которой привил ему Черни (лично знавший композитора). Музыку романтических композиторов — Шопена, Шумана и Листа — пианист также исполнял с большим успехом. Благодаря Лешетицкому в концертный репертуар пианистов после долгого перерыва вновь вошли сонаты Франца Шуберта, одним из первых активных исполнителей которых стал Артур Шнабель.

Лешетицкий также написал ряд оригинальных сочинений — Фортепианный концерт c-moll, оперу и много произведений для фортепиано соло, наполненных изяществом и лёгкостью стиля.

С 1904 по 1908 год ему помогала одна из его учениц, Этель Ньюкомб, опыт, который оказался плодотворной почвой для создания её книги в 1921 года «Лешетицки, как я знал его»[4][5][6].

Он преподавал до 85 лет. Умер 14 ноября 1915 года в Дрездене[7].

Память

Именем Лешетицкого названы улицы:

Примечания

  1. Соловьёв Н. Ф. Лешетицкий, Федор Осипович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Первой женой была Анна Карловна Фридбург (Фридебург?, 1829—1903?), известная концертная певица (контральто) и педагог. В середине 1850-х в неё был влюблён А. Г. Рубинштейн, посвятивший Анне самую известную пьесу из «Каменного острова».
  3. Соловьёв Н. Ф. Климов, Дмитрий Дмитриевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Newcomb, Ethel (1875–1959) | Encyclopedia.com. www.encyclopedia.com. Дата обращения: 17 июля 2020. Архивировано 17 июля 2020 года.
  5. Newcomb, Ethel. Leschetizky as I Knew Him. — New York, New York: D. Appleton and Company, 1921.
  6. Leschetizky as I knew him, by Ethel Newcomb : Newcomb, Ethel, 1879- : Free Download, Borrow, and Streaming (англ.). Internet Archive. Дата обращения: 17 июля 2020.
  7. Theodor Leschetizky dies. Дата обращения: 17 июля 2020. Архивировано 8 сентября 2021 года.

Библиография

  • Осип Габрилович. A Great Master at the Piano. — Musical Courier, № 26 за 1930 год
  • Potocka, Angèle. Theodore Leschetizky, an intimate study of the man and the musician. New York, 1903
  • Мальцев С. М. Метод Лешетицкого. — СПб, ВВМ, 2005—224 с.

Ссылки