Лехнер, Леонард

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Леонард Лехнер

Леонард Ле́хнер (нем. Leonard / Leonhard Lechner; около 1553 — 9 сентября 1606, Штутгарт) — немецкий композитор.

Очерк биографии и творчества

В современных Лехнеру документах его имя приводится с латинским этнонимом Athesinus («трентинец»), что, вероятно, указывает на его происхождение из южного Тироля[1] (на территории современной северной Италии). В 1564-68 годах Лехнер пел в мюнхенской герцогской капелле под управлением О. Лассо и, по всей вероятности, был его учеником. В конце 1560-х гг. пел в капелле Ландсхута. С середины 1570-х гг. до 1584 работал школьным учителем в Нюрнберге, там же издал свой первый сборник композиций — «Motectae sacrae» («Духовные мотеты»; 1575), ряд песенных сборников (всего 7, опубликованы в 1576—89) и церковных полифонических сочинений, в том числе, магнификаты на все 8 тонов (1578, в технике alternatim) и книгу мотетов «Sacrae cantiones» (1581). В 1584 руководил небольшой капеллой в Хехингене. Со второй половины 1580-х гг. служил в Вюртембергской капелле (Штутгарт) — сначала певчим, затем (с 1589) придворным композитором и, наконец (с 1594), капельмейстером.

Основные творческие достижения Лехнера сосредоточены в области вокальной полифонии. Четырёхголосные «Страсти» (оригинальное название «Historia der Passion und Leidens Christi», 1593) — вершина жанра мотетного пассиона в немецкой музыке XVI века[2]. В 1576–1589 гг. опубликовал 7 сборников многоголосных песен под названием «Новые немецкие песни» (Neue teutsche Lieder), среди которых сборник 1579 года[3], где взял за основу простые трёхголосные «итальянские» вилланеллы Якоба Регнарта (сборник 1577 года) и переработал их для 5 голосов, с применением имитационной полифонии. Многие песни выполнены в старогомофонной (моноритмической) фактуре на итальянский манер, как «Gott b'hüte dich» (с характерным «мерцанием» мажорного и минорного трезвучий), одна из самых известных песен Лехнера.

Впервые в истории Лехнер положил на музыку целостный стихотворный цикл на немецком языке — «Deutsche Sprüche von Leben und Tod»[4] («Немецкие изречения о жизни и смерти»; 1606). Это небольшое сочинение включает 15 четырёхстрочных назидательных стихотворений неизвестного автора[5], музыкальные воплощения которых (на 4-5 голосов) изобретательны и разнообразны с точки зрения композиционной техники.

Литература

  • Ameln K. Leonhard Lechner (um 1553–1606). Leben und Werk eines deutschen Komponisten aus dem Etschtal. Lüdenscheid: Volkshochschule, 1957.
  • Meier B. Bemerkungen zur Lechners "Motectae sacrae" von 1575 // Archiv für Musikwissenschaft 14 (1957), S. 83-101.
  • Rausch A. Lechner, Leonhard // Österreichisches Musiklexikon. Online-Ausgabe. Wien, 2002 ff.
  • Zeus M. Leonhard Lechner, ein so gewaltiger Componist und Musicus, sein Leben sein Werk. Karlsruhe: Helmesverlag, 2006. ISBN 3-9808762-4-1.
  • Савенкова А.С. Проблемы музыкальной композиции в светских песнях Леонхарда Лехнера (на материале сборников 1576-1588 годов). Дипломная работа. М., МГК, 2008. 165 с.
  • Лыжов Г.И. Ладовая система второй половины XVI века: свидетельство ученика Лассо // Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора / Ред.-сост. Л.Л. Гервер. М., 2016, с. 6-28.

Дискография

Примечания

  1. См. статью А. Рауша в «Австрийском музыкальном словаре» Архивная копия от 23 апреля 2016 на Wayback Machine.
  2. Лехнер // Музыкальный словарь Гроува. М.: Практика, 2007, с.487.
  3. Neue teutsche Lieder, erstlich durch <...> Jacobum Regnart <...> componirt mit drey Stimmen, nach art der welschen Villanellen, jetzund aber <...> mit fünff Stimmen gesetzet.
  4. Такое название цикла введено в обращение музыковедами. Подлинный заголовок в рукописи Лехнера: Newe Geistliche und Welltliche Teutsche Gesang, sampt zweyen lateinischen welche nicht allein gantz lieblich zu singen sonder auch auff allerley Instrumenten bequemlich zu gebrauchen mit vier und fünff stimmen componiert durch weylandt Leonhardum Lechnerum Athesinum Fürstlichen Württembergischen Capellmeistern 1606 (то есть наличие цикла в рукописи никак не выделено).
  5. В качестве вероятного автора рассматривается Г.Р. Векерлин (1584–1653).

Ссылки