Леонид (Кавелин)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
В Руниверсалис существуют статьи о других людях с именем Леонид и фамилией Кавелин.
Архимандрит Леонид
Архимандрит Леонид
Наместник Троице-Сергиевой лавры
3 июня 1877 — 22 октября 1891
Предшественник Антоний (Медведев)
Преемник Павел (Глебов)
Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме
1863 — 1865
Предшественник Кирилл (Наумов)
Преемник Арсений (Изотов)

Имя при рождении Лев Александрович Кавелин
Рождение 20 февраля (4 марта) 1822(1822-03-04)
село Спас-Волженское, Вяземский уезд, Смоленская губерния
Смерть 22 октября (3 ноября) 1891(1891-11-03) (69 лет)

Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин; 20 февраля [4 марта1822, Смоленская губерния — 22 октября [3 ноября1891, Троице-Сергиева лавра) — архимандрит Русской православной церкви. Русский богослов, историк, археограф, библиограф, переводчик, Почётный член Императорского православного палестинского общества.

Биография

Родился 20 февраля (4 марта1822 года в селе Спас-Волженское Вяземского уезда Смоленской губернии. Его отец Александр Александрович Кавелин (?—1874) — штабс-ротмистр Гродненского гусарского полка, затем асессор Тульского губернского правления; мать — Мария Михайловна, двоюродная сестра адмирала П. С. Нахимова[1], скончалась на 58 году жизни 23 августа 1860 года в гостинице Оптиной пустыни, в которой и была похоронена[2]. Двоюродный брат — философ К. Д. Кавелин. Родные братья: Михаил[3], Дмитрий (?—18.04.1874)[4] и Владимир (?—06.03.1855) Кавелины.

После выхода отца в отставку в 1824 году, семья жила в сельце Грива Козельского уезда Калужской губернии. Лев учился сначала в Калужской мужской гимназии, а в 1935 году был переведён в Первый Московский кадетский корпус[1], где его законоучителем был священник Александр Шавров о котором Кавелин оставил самые тёплые воспоминания[5]. Окончив образование в 1840 году, поступил на военную службу в лейб-гвардейский полк[1].

Сотрудничал в журналах, писал стихи, очерки. Составил книгу «История Оптиной пустыни», в двух частях («первая часть на 229 страницах, а вторая часть, [история] скита, — на 96 страницах»), которая стараниями издателя Степана Онисимовича Бурачека и при финансовой помощи почётного санкт-петербургского гражданина Ивана Петровича Лесникова, в 1847 году была напечатана в Санкт-Петербурге в типографии морского кадетского корпуса[6]; впоследствии выдержала несколько изданий (4-е изд. — 1885).

В 1852 году, выйдя в отставку в чине капитана, с 21 марта поселился послушником в Оптиной Пустыне. Пройдя иноческий искус под руководством строгих подвижников благочестия и старцев, 7 сентября 1857 года был пострижен в монашество с наречением имени Леонид в честь схимника Оптинского скита Леонида, 20 октября того же года был посвящён в иеродиакона, 29 октября — в иеромонаха.

В ноябре того же года назначен был членом только что организованной Русской духовной миссии в Иерусалиме вместе с о. Иувеналием (Половцевым), начальником которой был определен епископ Мелитопольский Кирилл (Наумов).

Пробыв около двух лет в Иерусалиме, о. Леонид, по расстроенному здоровью, в 1859 году уволен был в Оптинский скит, куда и прибыл в конце этого года, посетив по пути Афон.

В 1863 году возведён в сан архимандрита, назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Но в этой должности он был недолго: вследствие происшедших в миссии раздоров и столкновения его с Иерусалимским патриархом Кириллом и с представителями русского правительства в Иерусалиме возникло в начале 1865 года дело «о переустройстве» нашей миссии в Иерусалиме, которое очень озабочивало всероссийский Св. Синод и особенно митрополита Московского Филарета (Дроздова), взявшего под свою защиту о. Леонида. Последний вышел с честью из борьбы со своими противниками: указом Св. Синода от 16 июля 1865 года он был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Константинополе.

Неоднократно ездил на Балканы в славянские земли, работал в южнославянских древлехранилищах.

В 1867 году был избран действительным членом Императорского Московского общества истории и древностей Российских.

С 1869 года — настоятель Воскресенского ставропигиального монастыря. С начала 1870-х годов состоял членом Московского архитектурного общества, где занимался вопросами сохранения памятников церковной архитектуры[7].

С 1877 года — наместник Троице-Сергиевой лавры.

В 1881 году был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

Скончался 22 октября (3 ноября1891 года. Погребён со стороны алтаря лаврской Духовской церкви[6].

Сочинения

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Леонид // Калужская энциклопедия / под ред. В. Я. Филимонова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Калуга: Издательство Н.Ф. Бочкаревой, 2005. — С. 241—242. — 494 с. — 3100 экз. — ISBN 5-89552-333-1.
  2. Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. Т. 1. — М., 2008. — С. 462—463.
  3. Его сын, Александр Михайлович, был женат на дочери Геннадия Фёдоровича Карпова (см. Летопись скита. — Т. 2. — М., 2008. — С. 643—644).
  4. Служил стряпчим в Палате государственных имуществ, затем — помощником секретаря в Синоде (см. Летопись скита. — Т. 1. — М., 2008. — С. 314, 347), скончался в Минске (см. Летопись скита. — Т. 2. — М., 2008. — С. 14).
  5. Е. Я. Шавров, Александр Николаевич // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.М., 1896—1918.
  6. 6,0 6,1 Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. Т. 1. — М., 2008. — С. 136—137.
  7. Историческая записка о деятельности Московского архитектурного общества за первые тридцать лет его существования. — М.: Лито-типография О. В. Шейвель, 1897. — С. 24.

Литература

Ссылки