Лентовский, Михаил Валентинович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Лентовский
Lentovskiy MV.jpg
Псевдонимы Можаров
Дата рождения 1843(1843)
Дата смерти 11 (24) августа 1906(1906-08-24)
Профессия актёр, антрепренёр
Годы активности 18651894
Театр Малый театр, Театр Солодовникова, Театр «Буфф», Сатира и мораль, Антей, Скоморох

Михаи́л Валенти́нович Ленто́вский (184311 [24] августа 1906), русский артист драматического театра и оперетты, куплетист, режиссёр и антрепренёр.

Выступал в самых разнообразных ролях, начиная с Гамлета и кончая опереттами и водевилями. Под псевдонимом Можарова написал ряд водевилей и феерий[1].

Биография

Родился Михаил Лентовский в семье бедного музыканта в Саратове в 1843 году, но точная дата его рождения неизвестна.[2] Сестра Анна Валентиновна (по мужу Кожина, по сцене — Рюбан, 1859-1942) - актриса, работала в Малом театре (1882-1883) и в антрепризах М.В.Лентовского.

Учился в Саратовской мужской гимназии[3]. Познакомившись с Михаилом Щепкиным и при его содействии Лентовский переехал в Москву, поступил в Московское театральное училище, а затем, уже после смерти Щепкина, в 1865 году — в Малый театр.

Осенью того же года он отправился в провинцию: работал в театрах Орла, Казани, Саратова, Харькова, Одессы и др. (вплоть до 1873 года; служил в труппе П. Медведева, антрепризе Н. Дюкова). Играл самые разные роли, участвовал во множестве оперетт и водевилей. Дебютировал в Харьковском театре как режиссёр. Такие отпуски актёров в провинциальные антрепризы были в традициях Малого театра — молодых артистов отправляли поднабраться мастерства и сценического опыта, после чего они возвращались на императорскую сцену. В 1870 г. в его харьковскую труппу вступила Марья Гавриловна Подраменцова и, познакомившись с актёром труппы Н. Н. Савиным (настоящая фамилия Славич), здесь же вышла за него замуж и стала Марьей Гавриловной Савиной — так и вошла в историю русского театра.

В начале 1870-х годов Лентовский открыл в санкт-петербургской Новой Деревне собственный увеселительный сад «Кинь грусть».

15 августа 1873 года Лентовский заключил договор с Дирекцией императорских театров об исполнении опереточных ролей на сцене Малого театра. Однако опереточный репертуар сходил со сцен, всё более уступая место драматическому[4]. Лентовский назначался, соответственно, на драматические роли.

Роли Лентовского:

Роли на сцене Малого театра:

Однако режиссура спектаклей Малого театра не устраивала молодого артиста, набравшегося опыта и мастерства в провинциальных труппах, и Лентовский сам принялся за постановки, используя для этого в первую очередь собственные бенефисы. В один вечер ставит «Наташу, купеческую дочь, или Жених-разбойник» Е. Воронова по А. Пушкину, комедию А. Плещеева «Нужда пляшет, нужда скачет, нужда песенки поет», оперетту Ж. Оффенбаха «Парижская жизнь» и водевиль В. Билибина «Спириты» (1876). В другой раз — «Цыганский табор» А. Андреева, для участия в котором приглашает в Малый театр опереточную актрису и исполнительницу цыганских романсов В. Зорину, что вызывает бурный успех у публики и негодование рецензентов — позже В. Зорину он будет привлекать к сотрудничеству и в дальнейшем[4].

Нарастал конфликт с дирекцией императорских театров. В результате:

В связи с преобразованием штатов и сокращением актерского состава Лентовский с собственного его согласия был уволен от службы в Малом театре 1 ноября 1882 (звание артиста императорских театров было за ним сохранено).

Лентовский решает создать собственный театр — ради этого им было отвергнуто даже заманчивое предложение занять должность оперного режиссёра Большого театра от директора императорских театров И. Всеволожского в 1882 г.[4].

Весной 1877 г. он принимает предложение возглавить летний театр при Артистическом кружке, находившийся в Семейном саду (Ботаническое отделение Зоологического сада). В его труппе артисты: О. Садовская, А. Аристова, С. А. Бельская, В. Зорина, А. Давыдов, В. Соломина и др., создал большой оркестр, хор и балет, пригласил декоратора парижского театра «Гранд-Опера» Левато.

Первый спектакль — «Дочь рынка, или Дочь мадам Арго» Ш. Лекока, 5 мая 1877), затем ставится буквально одна оперетта за другой. Его эстетика близка школа площадного театра, где властвуют общие гуляния, лёгкость и тёплые семейные отношения; его мечта народный театр, идущий от традиций скоморошества, но на высоком современном духовном уровне.

«Энергией этого исключительного человека было создано летнее театральное предприятие, невиданное нигде в мире по разнообразию, богатству и широте». — (Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, 1954, с. 75)[2]

В дальнейшем Лентовский возглавил опереточную труппу театра Г. Солодовникова, которая выступала в здании театра на Большой Дмитровке. 5 мая 1878 года Лентовский взял в аренду театр и сад «Эрмитаж» на Божедомке. Над дверью его нового театра появилась надпись: «Сатира и мораль».

Постановки:

Успех окрылил, и Лентовский перестраивает сад, ремонтирует театр и возводит ряд новых зданий. В 1882 году сотрудничавший с Лентовским в это время Франц Шехтель строит новый театр на воздухе, который Лентовский называет «Фантастическим» (позже — театр «Антей»).

Постановки:

Одновременно Лентовский организовывает летний драматический театр в Нижнем Новгороде (на гастроли приезжают Г. Федотова и М. Ермолова). В том же году арендует в Петербурге сад «Аркадия» для постановки оперетт.

5 ноября 1881 года он арендовал московский цирк Гинне и в наскоро переоборудованном помещении открыл Театр народных представлений «Скоморох», просуществовавший неполных два сезона.

Постановки:

Но и это не всё. Его творческая фантазия неуёмна. Одновременно Лентовский занимается строительством Нового театра, открывшегося 29 декабря 1882 года. В труппе М. Писарев, В. Андреев-Бурлак, А. Глама-Мещерская и др. Ставятся пьесы А. Островского, И. Шпажинского, М. Салтыкова-Щедрина, позже — феерии и оперетты.

Л. поражал воображение зрителей грандиозностью постановок, новизной, необычностью эффектов, богатством декорационного оформления и костюмов, живописностью массовых сцен. О его постановках положительно отзывались А. Н. Плещеев, В. А. Гиляровский и др.[2]

Несмотря на убытки и долги, Лентовский делает вторую попытку создания народного театра «Скоморох» (открытие состоялось 23 ноября 1886). За «нравственной поддержкой» обращается к Л. Толстому. Для театра «Скоморох» Л. Н. Толстой в 1886 году писал пьесу «Власть тьмы», однако пьесу к постановке не разрешила цензура (была поставлена в театре «Скоморох» только 26 октября 1895 года, когда запрет был снят).

В 1892 году Лентовский из-за отсутствия средств вынужден расстаться с «Эрмитажем», Новым театром, «Скоморохом» и прочими затеями. И к 1894 году разорился окончательно.

Широкие замашки антрепренёра, постановка феерий и дорого стоящих гуляний в летних садах Москвы и Петербурга разорили Лентовского совершенно[5].

Он много работает, гастролирует, старается собрать средства, играет сам и режиссирует. Но положение осложняет запрет на занятие антрепренёрской деятельностью, действовавший в отношении Лентовского после второго банкротства.

В 1898 году С. Мамонтов неожиданно[6] приглашает его на должность главного режиссера Московской частной оперы (постановки: «Сказка о царе Салтане», «Чародейка» Чайковского, «Хованщина»).

В 1902 году был приглашен на должность директора сцены в театр Н.И. Собольщикова-Самарина, но по причине разногласий не закончив сезона ушел. Не оставлял попыток организации народных зрелищ и гуляний, обращаясь с прошениями, но разрешения от официальных властей так и не получил. К этому времени, по большей части, жил на пенсию, полагавшуюся ему как актеру императорских театров.

Лентовский — автор ряда обозрений-водевилей и куплетов; издал книгу очерков, лирических стихов и афоризмов «Перед закатом» (1905) и воспоминаний о Щепкине и Олдридже.

Одно из стихотворений Лентовского из книги «Перед закатом» называлось «Мы»:

Бегают людишки, точно муравьи,
Стряпают делишки разные свои.
Один другого давит. С улыбкой, не спеша...
Желудок всеми правит. Нужда и власть гроша.

Умер Михаил Валентинович Лентовский 11 (24) декабря 1906 года в Москве[2]. Похоронен на Ваганьковском кладбище (23 уч.)[7].

В. А. Гиляровский написал книгу, посвященную артисту — «М. В. Лентовский».

Образ антрепренёра на пике его славы встречается в целом ряде произведений А. П. Чехова, (см. рассказ «Мамаша и г. Лентовский»)[8].

Примечания

  1. [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/70704/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 Большая биографическая энциклопедия]
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Театральная энциклопедия / Гл. ред. П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия, 1964. — Т. 3: Кетчер-Нежданова: энциклопедия. — С. 491—492. — 1086 с.
  3. По одним сведениям окончил её в 1860 году (Летопись Саратовской губернии Архивная копия от 21 января 2021 на Wayback Machine), по другим — не доучился, увлёкшись театром после гастролей в Саратове в 1863 году трагика Н. Х. Рыбакова и М. С. Щепкина (Лентовский на Кругосвет.ру Архивная копия от 23 августа 2011 на Wayback Machine).
  4. 4,0 4,1 4,2 Лентовский на Кругосвет.ру. Дата обращения: 17 августа 2009. Архивировано 23 августа 2011 года.
  5. [dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/7982 Биографический словарь]
  6. При том, что художественному вкусу Лентовского Мамонтов не верил / Дмитриев Ю. Михаил Лентовский. — М., 1978. — С. 289.
  7. Артамонов М.Д. Ваганьково. М.: Моск. рабочий, 1991. С. 154.
  8. Рассказ А. П. Чехова «Мамаша и г. Лентовский». Дата обращения: 28 апреля 2022. Архивировано 25 октября 2020 года.

Литература

Ссылки